Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чичирова Ирина Сергеевна

Обобщить знания детей об окружающем мире, полученные в течение года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Удивительный мир»

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, полученные в течение года.

Задачи:

1. Продолжать формировать познавательный интерес, расширять представление об окружающем мире. Способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом. Формировать экологическую культуру и правила поведения в природе

2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, память, слух.

3. Воспитывать чувство любви и уважительного отношения к своей Родине, к природе, любознательность, желание учиться.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы, сказок, рассказов о мире птиц, животных, насекомых. Беседа о стране, о родном крае.

Материалы и оборудование: звездочка, письмо от Знайки, карта в виде алфавита, картинки транспорта, ситуативные картинки, медальки.

Словарная работа: Меркурий, Венера, Плутон, Нептун, эрудиты, россияне, Отечество, проталины, головастик.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Пальчиковая игра«Звездочёт»

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон.

- Ребята, на какой планете живем мы с вами?

- Какой формы наша Земля?

- Какие животные полетели первыми в космос?

- Кто был первым космонавтом?

- Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)

- Когда отмечают день космонавтики?

-Сейчас мы с вами поиграем со звездочкой и проведем гимнастику для наших глаз.

Мы звездочку увидали,

Глазки вверх подняли,

Вот звездочка полетела,

Глазки вправо посмотрели.

Снова звездочка полетела,

Глазки влево посмотрели

А теперь звезда внизу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

II. Основная часть.

(Дети проходят за столы).

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам придёт самый главный грамотей и умник из Цветочного города – Знайка. Он будет здесь очень скоро.

(В комнату влетает бумажный самолётик с письмом.)

Воспитатель: Ребята, это письмо от Знайки. Хотите знать, что в нём написано?

«Дорогие ребята! Я улетел покорять космические просторы. Но вы не унывайте, для вас я приготовил сюрприз. Посылаю вам карту в виде алфавита, пройдите по ней от А до Я, и вы тоже совершите удивительное приключение. Удачи! Ваш друг Знайка».

(Перед детьми карта в виде алфавита, на ней выделены буквы – «остановки». Дети называют буквы алфавита, выполняют задания).

Воспитатель: А я с вами хочу договориться. В конце занятия за правильные полные ответы вы получите медальки. Вот такие - на них изображена сова. Как вы думаете – почему сова?

Дети: Сова - символ мудрости! Она видит и слышит в полной темноте и считается, что сова знает то, что люди не знают.

Воспитатель: Ну что же, отправимся в путь.

Первая остановка: буква «А» - «Адрес мой»

-Что такое адрес?

Адрес – место, где живет кто-нибудь или находиться что-нибудь, а также надпись на конверте, телеграмме, указывающая это место.

- Ребята, скажите, зачем нужно знать свой адрес?

А кто знает свой адрес и может нам сейчас его сказать.

- Как же называется страна, в которой мы с вами живем? (РОССИЯ)

- Тогда как нас можно назвать? (РОССИЯНЕ)

- Главный город? (Москва)

- Каким цветом наш флаг?

Белый – означает мир и чистоту.

Синий – цвет веры и верности.

Красный – символизирует кровь, пролитую за Отечество.

Вторая остановка: буква «В» - «Задание от Василисы Премудрой»

-Уважаемые ребята, объедините в группы виды транспорта.

(На доске картинки транспорта (пароход, лодка, автомобиль, автобус, самолёт, вертолёт, скорая помощь, пожарная машина.)

группа – водный транспорт, в нее входят пароход и лодка

группа – наземный транспорт, в нее входят автомобиль и автобус

группа – воздушный транспорт, в нее входят самолет и вертолет

группа – специальный транспорт, в нее входят скорая помощь и пожарная машина.

Воспитатель: Ребята, какие группы у вас получились? Кто из вас хочет назвать и показать.

Третья остановка: - буква «З» – «Загадки».

-Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла (весна).

-Что было перед весной?

-Что будет после?

-В чем сила весны? (солнце согревает нас своими лучами, весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю….

-Назовите весенние месяцы….

Что происходит весной в природе (тает снег, появляются проталины, первые цветы, появляются почки, птицы прилетают)

Четвертая остановка: буква «Л» – «Логические задачи».

1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).

2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).

3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать).

4. Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос).

6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).

Физминутка:

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим -

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке.

Пятая остановка: буква «П» - «Природа и человек».

Воспитатель выставляет картинку и объясняет ситуацию.

"Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой".

-Правильно ли девочки поступили?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

"Две сестренки гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой".

-Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

"После дождя дети пошли гулять во двор.

— Посмотри, сколько червяков!

— Давай соберем их и девчонок испугаем!

— Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой".

-Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

-Что будет, если не прилетят весной птицы? (Если птицы не прилетят, то насекомых разведётся очень много. Насекомые питаются листьями деревьев. Листья деревьев нужны для того чтобы дерево дышало и выделяло в воздух кислород. А если птицы не будут уничтожать насекомых, погибнут деревья).

-Что будет, если не распустятся цветы? (А если не расцветут цветы, то и не будет насекомых, которые питаются их пыльцой. Прилетят птицы, а им нечего будет есть, и птицы могут погибнуть).

В природе ничего лишнего нет.

Шестая остановка: буква «Ч» - «Что было сначала, что потом».

Детям раздаётся картинка живой или неживой природы, рукотворного мира, животного или растительного мира. Дети должны правильно разложить, кто кем был раньше: лягушка – икринкой, бабочка – гусеницей, птица – яйцом, крокодил – яйцом, рыба - икринкой, шкаф - доской, хлеб - мукой, свитер - шерстью, цыплёнок – яйцом, сосулька - вода и т. д.).

Седьмая остановка: буква «Э» - «Эрудиты».

Эрудитами называют людей, имеющих много знаний.

Здесь нам Знайка приготовил интересные вопросы. На которые нам нужно найти ответы.

- Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это (Насекомые.)

— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

— У какого дерева белый ствол? (У березы.)

— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

— Сколько ног у жука? (Шесть.)

— Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

— У какого зверя есть иголки? (У ежа.)

— Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

— На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

— Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы)

— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

— Чем питается бабочка? (Нектаром.)

— Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

Восьмая остановка: буква «Я» - «Я выбираю профессию».

Игра «Подбери инструменты для профессии».

Дети соединяют линиями, кому какие инструменты нужны.

III. Заключительная часть.

-Ребята, алфавит закончился и наше приключение тоже.

- Вам понравилось?

- Что запомнилось больше всего?

- Молодцы! Мне тоже понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы.

Дети получают медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «ВЕСНА ПРИШЛА» (Ранний возраст)

Повторение и закрепление пройденного материала, знания по окружающему миру....

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром "Весна"

Обобщающее занятие для детей второй младшей группы...

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром

материал к итоговому занятию по окружающему миру...

К нам пришла весна» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Учить находить эти признаки в природе. Закрепить знания о растительном и животном мире весной. Формировать умение согл...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группы "Прогулка в лес"

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группы...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты"

Занятие проводится для формирования у детей представления об овощах и фруктах, закрепления умений узнавать и различать овощи и фрукты, побуждения к выссказыванию полными предложениями....

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром «Поможем медвежонку».

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим  миром «Поможем медвежонку»....