Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку» Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Сайкова Галина Егоровна

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку»

Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна

Цель: уточнить знания детей о весне, о насекомых весной, развитие связной речи детей, формирование обобщающего понятия «насекомые».

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о насекомых и их характерных признаках, формировать представление о развитии насекомых;  зависимости окраски насекомых от места обитания; способствовать развитию интересов детей, формировать интерес к жизни насекомых, желание узнавать о них новое, развивать любознательность, формировать познавательные действия, первичные представления о животном мире. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в спокойном ровном темпе, не перебивая говорящего взрослого, способствовать формированию словаря по теме (бабочки, божья коровка, гусеница, шмель, вспорхнул, насекомые, цветочная пыльца, жужжат), развитию связной, грамматически правильной речи.

Физическое развитие: развивать координацию движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрительное восприятие, умение соотносить речь с движением.

Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Художественно – эстетическое развитие: формировать становление эстетического отношения к окружающему миру; развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

Предварительная работа: презентация «Насекомые», чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Разучивание стихотворений про бабочку. Рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках»

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка на палочке. Макет рисунок лесной поляны.

Раздаточный материал: карточки с изображением насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_nasekomymi.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку»

Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна

Цель: уточнить знания детей о весне, о насекомых весной, развитие связной речи детей, формирование обобщающего понятия «насекомые».

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о насекомых и их характерных признаках, формировать представление о развитии насекомых;  зависимости окраски насекомых от места обитания; способствовать развитию интересов детей, формировать интерес к жизни насекомых, желание узнавать о них новое, развивать любознательность, формировать познавательные действия, первичные представления о животном мире. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в спокойном ровном темпе, не перебивая говорящего взрослого, способствовать формированию словаря по теме (бабочки, божья коровка, гусеница, шмель, вспорхнул, насекомые, цветочная пыльца, жужжат), развитию связной, грамматически правильной речи.

Физическое развитие: развивать координацию движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрительное восприятие, умение соотносить речь с движением.

Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Художественно – эстетическое развитие: формировать становление эстетического отношения к окружающему миру; развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

Предварительная работа: презентация «Насекомые», чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Разучивание стихотворений про бабочку. Рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках»

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка на палочке. Макет рисунок лесной поляны.

Раздаточный материал: карточки с изображением насекомых.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: ребята, какое время года сейчас?

Воспитатель: В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Как нужно вести себя в гостях?

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

(Подходят к макету полянке - столу, накрытому зелёной скатертью).

Воспитатель: ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, злая Стужа заколдовала насекомых. Нужно их спасать! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа?

(Солнца, тепла, весны).

Воспитатель: встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

(Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения).

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

Воспитатель: стужу мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, назвать их.

(дети называют и  показывают насекомое).

Воспитатель: вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (насекомые).

Воспитатель: ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Воспитатель: сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

Воспитатель: про кого эта загадка? (про бабочку)

Воспитатель: вот, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель: ребята, послушайте стихи про бабочку?

Бабочка на травку села,

Я поймать ее хотела.

На нее я погляжу,

На цветочек посажу.

Мне домой пора идти

Лети, бабочка! Лети!

Я в руки взял большой сачок

И долго поджидал.

Но вот прыжок,

Но вот скачок -

Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,

Немножко погрустил,

Потом взглянул,

Потом вздохнул,

А после – отпустил…

Воспитатель: а теперь немного поиграем:

(воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке).

Воспитатель: следите за бабочкой и повторяйте за ней движения.

Бабочка летает повсюду

(дети машут руками, летаю по группе в разные стороны)

Налево летит (летят налево),

Направо летит (направо летят).

Бабочка порхает по кругу (дети машут руками, летаю по кругу),

Вверх, вниз… и назад спешит.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Разложи по порядку». (этапы развития бабочки).

Воспитатель: что сначала откладывает бабочка?

Воспитатель: кто появляется из яйца?

Воспитатель: в кого она превращается?

Воспитатель: кто выходит из куколки?

Воспитатель: ребята, есть ли у насекомых враги? (птицы, люди).

Воспитатель: как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.)

Воспитатель: почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?

( Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев).

Воспитатель: зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов - прятаться).

Воспитатель: возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.

(прячут насекомых в кору деревьев или траву, на ветки).

Воспитатель: ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые).

Воспитатель: да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?

(Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, ползают, ходят, играют, слушать, как они жужжат, стрекочат…).

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки.

(Дети изображают движения, звучания насекомых).

Поиграем в кузнечика (дети прыгают как кузнечики), а теперь в пчёлок (летаем и жужжим), бабочек (летаем, порхаем руками-крылышками).

Воспитатель: ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, где мы с вами были? Кого видели? Что мы делали?

(отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, узнали, из чего появляется бабочка, куда прячется божья коровка, слушали стихи, играли в игры).

Ребята, вы все сегодня молодцы. Насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы ещё сходим к ним в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Технологическая карта совместной (непрерывной образовательной деятельности) по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес" Автор – разработчик: Сайкова Галина Егоровна Возрастная адресованность: 2-3 года. Длительность мероприятия:12 мин.

Технологическая картасовместной (непрерывной образовательной деятельности)по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"Автор – разработчик: Сайкова Галина ЕгоровнаВозрастная...

Технологическая карта совместной (непрерывной образовательной деятельности) по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес" Автор – разработчик: Сайкова Галина Егоровна Возрастная адресованность: 2-3 года. Длительность мероприятия:12 мин.

Технологическая картасовместной (непрерывной образовательной деятельности)по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"Автор – разработчик: Сайкова Галина ЕгоровнаВозрастная...

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Первые шаги в математику.

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много — много....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием “Даров Фребеля”

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Задачи: Образовательные задачи:-развивать умение детей правильно общаться д...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»

Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...