Конспект НОД «Эта русская сторонка, это- Родина моя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
: познакомить детей с понятием «Моя Родина».
Задачи:
Воспитывать чувство любви и уважения к родине, к родной природе;
Воспитывать чувство патриотизма;
Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы, музыки, изобразительными приемами при исполнении стихов;
Передавать собственное отношение к их соединению;
Уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы;
Учить выразительно, исполнять знакомые песни, хороводы;
Передавать характер музыки и ее настроение;
Воспринимать и передавать в песне и движениях художественный образ родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_russkaya_storonkadokument_microsoft_word.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Эта русская сторонка, это- Родина моя»
Цель: познакомить детей с понятием «Моя Родина».
Задачи:
Воспитывать чувство любви и уважения к родине, к родной природе;
Воспитывать чувство патриотизма;
Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы, музыки, изобразительными приемами при исполнении стихов;
Передавать собственное отношение к их соединению;
Уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы;
Учить выразительно, исполнять знакомые песни, хороводы;
Передавать характер музыки и ее настроение;
Воспринимать и передавать в песне и движениях художественный образ родной природы.
Ход занятия
Воспитатель:
Друзья мои, сегодня мы проведем необычное, интересное занятие. Все вы знаете, что мы живем в России. Это наша Родина. Ну, а что такое Родина? Послушайте, как об этом пишет Ушинский в своем рассказе «Наше Отечество».
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком и все в ней для нас родное; матерью, - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет …»
Много есть на свете кроме России всяких государств и земель, но одна «у человека родная мать – одна у него и Родина»
Русские люди слагают о Родине сказания, стихи, песни.
Воспитатель: Кто из вас расскажет стихотворение о Родине?
Дети:
Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы – исполины
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка
Слышу трели соловья, -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Воспитатель:Что понравилось в этих стихах? Какие чувства пробуждают в вас эти стихи? (Ответы детей)
Воспитатель:Русские люди очень любят свою Родину. Они много сложили пословиц о Родине. А какие пословицы знаете вы?
Дети:Родина любимая, что мать родная.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне и весна не красна.
Жить – Родине служить.
Воспитатель:
Русские люди во все времена берегли свою Родину и храбро защищали ее от врагов. Знали, что отстоять ее можно, если «один за всех и все за одного».
Дети:Смелость города берет.
За народное дело бейся смело.
Братская любовь лучше каменных стен.
Родина мать, умей за нее постоять.
-На утренниках, на занятиях, вы дети, поете песни о Родине. Названия у песен разные, но они поются торжественно, ласково. Сейчас мы споем песню «Родина».
Воспитатель:Во все времена русские люди любили родную природу, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой, березе белой.
Дети:Ты рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зарям цвела, солнцем вызрела.
Ой, ты Волга, Волга-реченька.
Ой, река ли ты красавица!
По лугам ты льешься-стелешься,
По пескам бежишь-торопишься.
Березка, моя березонька!
Береза моя белая.
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька
Посередь долинушки,
На тебе, березонька
Листья зеленые,
Под тобой, березонька
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька
Венки вьют, плетут
Воспитатель:Наша Родина прекрасна. Она хороша вол все времена года, но особенно красива весной, когда ярко светит солнце, расцветают сады, зеленеют поля, леса, зеленью покрываются нежные веточки берез. Береза – воплощение красоты русской природы. О ней писали и пишут стихи, ее воспевают в песнях.
Дети: Березка, лебедь белая,
Рядком с тобой стою
Тебе, моя несмелая
Я песенку пою.
Зеленая, раздольная
Ты гибче камыша
Березка белоствольная,
Ну, всем ты хороша!
Сейчас мы будем водить хоровод. В давние времена любили русские люди в праздничные дни водить хороводы на полянках между деревьев. Девушки надевали расписные сарафаны, вплетали в косы яркие ленты, а парни наряжались в нарядные рубашки. Они назывались косоворотки. Звучала музыка, молодежь пела и плясала. Хороводы сопровождались коротенькими припевками. Кто сможет нам прочесть их?
Дети:
Веселей-ка бей ногами, бей ногами
Пляши с нами
Ой-ли, ой-ли
Ой-ли-лель!Поплясать еще изволь
!Этак! Этак!Да вот так!
Этак, этак! Еще так!
То ли, се лиНу и что ли
Попляши Иван потом.
Скачи, скачи По соломушке
Не жалей лаптей В хороводушке. (Хоровод «Во поле береза стояла!»)
Танцевать на Руси всегда очень любили и умели. И если народ собирался на какие-либо праздники и гуляния, то никто не мог спокойно стоять на месте, гремели ложки, гармошки, звенели бубенцы, трещали трещотки, разливались балалайки. Тогда делайте три хоровода.
Нужно выбрать трех музыкантов: дудка, гармошка, балалайка. Дети идут по кругу приговаривая:
Дети: Мы по улице гуляем
Хороводы выбираем,
Где веселый народ –
Тут наш будет хоровод!
Каждый из музыкантов подходит к своему хороводу.
(Музыканты в центре хороводов. Дети играют, все свободно пляшут.)
2ребенок: Ой, устал я играть,
Я пойду отдыхать!
Дети:А мы тебя не выпустим
(Игра «Не выпустим»)
Хорошо вы играли, а то мне скажет, какой музыкальный инструмент у русских людей самый любимый?
Дети:Ложки!
Правильно. С ложками можно и танцевать, играть на ложках, сопровождать пение песен, создавать целые оркестры ложкарей. Возьмем ложки и потанцуем с ними.
(Танец с ложками)
Как вы замечательно танцевали. Молодцы! А где все наши ложки, да они в музей убежали. Оказывается ребята у нас есть выставка-музей. А называется он выставка-музей «Золотая Хохлома».
Ребята, обратите внимание на то, что эти вещи красивые и нарядные. Вырезаны они из дерева, украшены народными мастерами Хохломы, так и называются эти вещи хохломскими.
Ребята, какие цвета входят в рисунок на тех вещах, которые стоят на столе?
1 ребенок:Черный, красный, золотой.
Воспитатель:А кто увидел еще другой цвет?
2 ребенок:Зеленый, желтый.
Воспитатель: есть ли синий, фиолетовый цвет?
А скажите, пожалуйста, какие элементы орнамента вам знакомы?
Дети:
Завиток или кудрина, точки, ягоды, листики, волнистые линии, мазки, цветы.
Воспитатель:Рассмотрите внимательно листья: широкие, крупные листья; зеленого или желтого цвета; есть тонкие черные листики с завитками; ветви окружают вещь, завиваются на ней. Теперь мы хорошо рассмотрели хохломские узоры. Узнаете ли вы их, если увидите где-нибудь?
Дети:Да, узнаем.
Воспитатель:Ребята, к нам кто приехал, стучится в дверь. Приехала сама Золотая Хохлома.
Хохлома:Здравствуйте, дети
Дети:Здравствуйте.
Хохлома:Веселое слово «Хохлома». Какое веселое и странное слово «Хохлома». В нем и смех слышится, и восхищенное «Ох!», и восторженное «Ах!».Так и повелось – хохлома да хохлома.Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь ХОХЛОМСКОЙ.
Хохлома:Откуда посуда?
Дети:Из хохломы.
Хохлома:Правильно, дети! Со мной приключилась беда
Спешила я к вамСлучилась беда
Под дождик попала вся хохлома.
Исчезли все краски
И вот результат
И помощь прошу у всех дошколят.
Воспитатель:Дети, давайте поможем тетушке Хохломе.
(Хохлома раздает заготовки. Воспитатель напоминает, что тонкие нежные ветви, лини узора надо рисовать обратным концом кисти, а ягоды, листья, мазки – всей кистью)
Хохлома:Спасибо, дети. Как вы красиво разрисовали посуду, все постарались, молодцы! Вот за это я вас хочу угостить вкусным чаем. Подходите к самовару.
Список используемых источников:
Князева О.Л., Маханева М.Д.. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
«Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
Конспект занятия "Эта русская сторонка, это Родина моя!"
Конспект занятия...
конспект НОД Тема: "Это русская сторонка-это Родина моя!" для подготовительной к школе группы
образовательная область "Музыка". Тема НОД "Это русская сторонка-это Родина моя!" Интеграция областей: музыка, художственное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация.Программны...
Конспект занятия "Это русская сторонка, это Родина моя"
Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель данного занятия: познакомить детей с понятием "Моя Родина". Задачами являются:1. Воспитывать чувство любви и уважения к родной природе;2. ...
Совместная деятельность педагога с детьми. Конспект "Это русская сторонка, это - Родина моя".
В данном материале показана совместная деятельность педагоа с детьми. "Комплексное использование инновационных технологий как средство формирования интегративных качеств дошкольника. Интеграция образо...
Конспект НОД с презентацией "Это русская сторонка - это Родина моя"
Конспект НОД с презентацией "Это русская сторонка - это Родина моя"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: «Нравственно-патриотическое воспитание» «Это русская сторонка, Это Родина моя»
Обобщить и систематизировать знание детей о России, о большой и малой Родине, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания о флаге, гербе, гимне; совершенствова...