Конспект НОД «Эта русская сторонка, это- Родина моя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Ильинична Быкова

: познакомить детей с понятием «Моя Родина».

Задачи:

Воспитывать чувство любви и уважения к родине, к родной природе;

Воспитывать чувство патриотизма;

Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы, музыки, изобразительными приемами при исполнении стихов;

Передавать собственное отношение к их соединению;

Уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы;

Учить выразительно, исполнять знакомые песни, хороводы;

Передавать характер музыки и ее настроение;

Воспринимать и передавать в песне и движениях художественный образ родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_russkaya_storonkadokument_microsoft_word.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Эта русская сторонка, это- Родина моя»

Цель: познакомить детей с понятием «Моя Родина».

Задачи:

Воспитывать чувство любви и уважения к родине, к родной природе;

Воспитывать чувство патриотизма;

Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы, музыки, изобразительными приемами при исполнении стихов;

Передавать собственное отношение к их соединению;

Уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы;

Учить выразительно, исполнять знакомые песни, хороводы;

Передавать характер музыки и ее настроение;

Воспринимать и передавать в песне и движениях художественный образ родной природы.

Ход занятия

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня мы проведем необычное, интересное занятие. Все вы знаете, что мы живем в России. Это наша Родина. Ну, а что такое Родина? Послушайте, как об этом пишет Ушинский в своем рассказе «Наше Отечество».

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком и все в ней для нас родное; матерью, - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет …»

Много есть на свете кроме России всяких государств и земель, но одна «у человека родная мать – одна у него и Родина»

Русские люди слагают о Родине сказания, стихи, песни.

Воспитатель: Кто из вас расскажет стихотворение о Родине?

Дети:

Вижу чудное приволье

Вижу нивы и поля

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы – исполины

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка

Слышу трели соловья, -

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Воспитатель:Что понравилось в этих стихах? Какие чувства пробуждают в вас эти стихи? (Ответы детей)

Воспитатель:Русские люди очень любят свою Родину. Они много сложили пословиц о Родине. А какие пословицы знаете вы?

Дети:Родина любимая, что мать родная.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Жить – Родине служить.

Воспитатель:

Русские люди во все времена берегли свою Родину и храбро защищали ее от врагов. Знали, что отстоять ее можно, если «один за всех и все за одного».

Дети:Смелость города берет.

За народное дело бейся смело.

Братская любовь лучше каменных стен.

Родина мать, умей за нее постоять.

-На утренниках, на занятиях, вы дети, поете песни о Родине. Названия у песен разные, но они поются торжественно, ласково. Сейчас мы споем песню «Родина».

Воспитатель:Во все времена русские люди любили родную природу, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой, березе белой.

Дети:Ты рябинушка раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зарям цвела, солнцем вызрела.

Ой, ты Волга, Волга-реченька.

Ой, река ли ты красавица!

По лугам ты льешься-стелешься,

По пескам бежишь-торопишься.

Березка, моя березонька!

Береза моя белая.

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька

Посередь долинушки,

На тебе, березонька

Листья зеленые,

Под тобой, березонька

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька

Венки вьют, плетут

Воспитатель:Наша Родина прекрасна. Она хороша вол все времена года, но особенно красива весной, когда ярко светит солнце, расцветают сады, зеленеют поля, леса, зеленью покрываются нежные веточки берез. Береза – воплощение красоты русской природы. О ней писали и пишут стихи, ее воспевают в песнях.

Дети:     Березка, лебедь белая,

Рядком с тобой стою

Тебе, моя несмелая

Я песенку пою.

Зеленая, раздольная

Ты гибче камыша

Березка белоствольная,

Ну, всем ты хороша!

Сейчас мы будем водить хоровод. В давние времена любили русские люди в праздничные дни водить хороводы на полянках между деревьев. Девушки надевали расписные сарафаны, вплетали в косы яркие ленты, а парни наряжались в нарядные рубашки. Они назывались косоворотки. Звучала музыка, молодежь пела и плясала. Хороводы сопровождались коротенькими припевками. Кто сможет нам прочесть их?

Дети:

Веселей-ка бей ногами, бей ногами

Пляши с нами

Ой-ли, ой-ли

Ой-ли-лель!Поплясать еще изволь

!Этак! Этак!Да вот так!

Этак, этак! Еще так!

То ли, се лиНу и что ли

Попляши Иван потом.

Скачи, скачи По соломушке

Не жалей лаптей В хороводушке.       (Хоровод «Во поле береза стояла!»)

Танцевать на Руси всегда очень любили и умели. И если народ собирался на какие-либо праздники и гуляния, то никто не мог спокойно стоять на месте, гремели ложки, гармошки, звенели бубенцы, трещали трещотки, разливались балалайки. Тогда делайте три хоровода.

Нужно выбрать трех музыкантов: дудка, гармошка, балалайка. Дети идут по кругу приговаривая:

Дети:     Мы по улице гуляем

Хороводы выбираем,

Где веселый народ –

Тут наш будет хоровод!

Каждый из музыкантов подходит к своему хороводу.

(Музыканты в центре хороводов. Дети играют, все свободно пляшут.)

2ребенок:     Ой, устал я играть,

Я пойду отдыхать!

Дети:А мы тебя не выпустим

(Игра «Не выпустим»)

Хорошо вы играли, а то мне скажет, какой музыкальный инструмент у русских людей самый любимый?

Дети:Ложки!

Правильно. С ложками можно и танцевать, играть на ложках, сопровождать пение песен, создавать целые оркестры ложкарей. Возьмем ложки и потанцуем с ними.

 (Танец с ложками)

Как вы замечательно танцевали. Молодцы! А где все наши ложки, да они в музей убежали. Оказывается ребята у нас есть выставка-музей. А называется он выставка-музей «Золотая Хохлома».

Ребята, обратите внимание на то, что эти вещи красивые и нарядные. Вырезаны они из дерева, украшены народными мастерами Хохломы, так и называются эти вещи хохломскими.

Ребята, какие цвета входят в рисунок на тех вещах, которые стоят на столе?

1 ребенок:Черный, красный, золотой.

Воспитатель:А кто увидел еще другой цвет?

2 ребенок:Зеленый, желтый.

Воспитатель: есть ли синий, фиолетовый цвет?

А скажите, пожалуйста, какие элементы орнамента вам знакомы?

Дети:

Завиток или кудрина, точки, ягоды, листики, волнистые линии, мазки, цветы.

Воспитатель:Рассмотрите внимательно листья: широкие, крупные листья; зеленого или желтого цвета; есть тонкие черные листики с завитками; ветви окружают вещь, завиваются на ней. Теперь мы хорошо рассмотрели хохломские узоры. Узнаете ли вы их, если увидите где-нибудь?

Дети:Да, узнаем.

Воспитатель:Ребята, к нам кто приехал, стучится в дверь. Приехала сама Золотая Хохлома.

Хохлома:Здравствуйте, дети

Дети:Здравствуйте.

Хохлома:Веселое слово «Хохлома». Какое веселое и странное слово «Хохлома». В нем и смех слышится, и восхищенное «Ох!», и восторженное «Ах!».Так и повелось – хохлома да хохлома.Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь ХОХЛОМСКОЙ.

Хохлома:Откуда посуда?

Дети:Из хохломы.

Хохлома:Правильно, дети! Со мной приключилась беда

Спешила я к вамСлучилась беда

Под дождик попала вся хохлома.

Исчезли все краски

И вот результат

И помощь прошу у всех дошколят.

Воспитатель:Дети, давайте поможем тетушке Хохломе.

(Хохлома раздает заготовки. Воспитатель напоминает, что тонкие нежные ветви, лини узора надо рисовать обратным концом кисти, а ягоды, листья, мазки – всей кистью)

Хохлома:Спасибо, дети. Как вы красиво разрисовали посуду, все постарались, молодцы! Вот за это я вас хочу угостить вкусным чаем. Подходите к самовару.

Список используемых источников:

Князева О.Л., Маханева М.Д.. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С.  «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

«Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

конспект НОД Тема: "Это русская сторонка-это Родина моя!" для подготовительной к школе группы

образовательная область "Музыка". Тема НОД "Это русская сторонка-это Родина моя!"  Интеграция областей: музыка, художственное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация.Программны...

Конспект занятия "Это русская сторонка, это Родина моя"

Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель данного занятия: познакомить детей с понятием "Моя Родина". Задачами являются:1. Воспитывать чувство любви и уважения к родной природе;2. ...

Совместная деятельность педагога с детьми. Конспект "Это русская сторонка, это - Родина моя".

В данном материале показана совместная деятельность педагоа с детьми. "Комплексное использование инновационных технологий как средство формирования интегративных качеств дошкольника. Интеграция образо...

Конспект НОД с презентацией "Это русская сторонка - это Родина моя"

Конспект НОД с презентацией "Это русская сторонка - это Родина моя"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: «Нравственно-патриотическое воспитание» «Это русская сторонка, Это Родина моя»

Обобщить и систематизировать знание детей о России, о большой и малой Родине, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания о флаге, гербе, гимне; совершенствова...