Конспект занятия "Эта русская сторонка, это Родина моя!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ӀӀ. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 373;
2. Примерной программы начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011г, авторской программы курса «Окружающий мир», авт. О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л.Г. Кудрова (Москва Академкнига/учебник 2011) и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованиюв образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта: опыта сельской жизни – с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной литературой;
- Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно - научных и обществоведческих дисциплин;
- Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- Название своего посёлка, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- Названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня), и своей республики ( Татарстан, Казань, Кремль, Башня Сююмбике);
- Государственную символику России и Татарстана;
- Первый куплет и припев гимна России и Татарстана;
- Виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- Правила поведения в городе во время экскурсии;
- Что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- Названия органов чувств и их функций;
- Названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- Основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- Названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
- Название каждого времени года и их последовательность;
- Основные признаки времён года;
- Правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
- Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- Проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- Различать объекты природы и изделия человека;
- Различать объекты живой и неживой природы;
- Различать части растений, отображать их в рисунке;
- Приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- Приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- Приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- Приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- Приводить примеры съедобных грибов своего края;
- Приводить примеры ядовитых ягод своего края;
- Ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- Называть столицу России и РТ, главную площадь, главную достопримечательность столицы, историческую достопримечательность Кремля.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- Установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- Выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- Написания адреса на конверте своего адреса;
- Выполнения правил поведения в природе и участие в её охране.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
- Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей.
- Установка на безопасный здоровый образ жизни; умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.
Метапредметными результатами являются:
- Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.).
Предметными результатами являются:
- Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- Сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, получать информацию от окружающих людей) явления окружающего мира;
- Владение навыками устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Методические указания
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
В 1 классе выделяются несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
Приоритетными задачами курса 1 класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.
Основной способ познания первого обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
Ещё одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка.
Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен дать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно еще и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Данный образовательный курс готовит учащихся к реальной современной жизни, к продуктивной деятельности, формирует УУД и ключевые компетентности, имеющие большое значение для различных видов деятельности (исследовательские, коммуникативные и информационные умения), приучает постоянно принимать самостоятельные решения.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Содержание курса
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год. Количество часов в неделю – 2часа. в том числе на проведение практических занятий – 3 часа, экскурсий – 7 часов.
Тема | УУД | Деятельность ученика |
Мы познаем мир(6ч) |
Коммуникативные: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные:
волевая саморегуляция
Личностные: Смыслополагание. | Населённый пункт, в котором живёт ребёнок; природа живая и неживая; органы чувств человека; свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств; получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (тёплое, холодное), мягкости, твёрдости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств. |
Живая природа (14ч) |
Коммуникативные: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные :
волевая саморегуляция
Личностные: Смыслополагание. Проектная и исследовательская деятельность. | Признаки живой природы; животные как часть живой природы; дикие и домашние животные; растения – как часть живой природы; какие бывают растения; части растения; знакомство с разнообразием плодов и семян; способы прорастания растений; распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам. Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места. |
Природа и её сезонные изменения (37ч) |
Коммуникативные: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные:
волевая саморегуляция
Личностные: Смыслополагание. Проектная и исследовательская деятельность. | Смена времен года; осенние изменения в неживой природе; жизнь растений (хвойных и лиственных) осенью; жизнь животных осенью; Зимние изменения в живой и неживой природе; первоначальное представление о разном состоянии воды; Весенние изменения в живой и неживой природе; Природа в летнее время года; безопасное поведение в природе; первое знакомство с термином «экология»; красная книга России. Практические работы, наблюдения, экскурсии: сезонные уроки-экскурсии; опыт, доказывающий, что лёд – замёрзшая вода; опыт, доказывающий, что тонкий лёд опасен; рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках; урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой; наблюдение за повадками домашних животных; за жизнью насекомых, диких птиц. |
Наша Родина – Россия ( 9ч) |
Коммуникативные: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные:
волевая саморегуляция
Личностные: Смыслополагание. Проектная и исследовательская деятельность. | Первоначальные представления о родном крае, о Родине, столице; достопримечательности Москвы; знакомство с государственной символикой. Экскурсия в город по достопримечательностям родного города. |
ӀӀӀ. Календарно-тематическое планирование
Класс – 1
Количество часов:
Всего – 66, часов в неделю – 2
Учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова «Окружающий мир», Москва «Академкнига/Учебник», 2011г.
Практические занятия – 3 часа, экскурсии – 7 часов.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности уч-ся виды уч дея-ти | Виды контроля | Планируемые результаты | Дата проведения | Примечание | |
* | Мы познаём мир. | ||||||||
1 | Знакомство с учебником. Семья. | 1 | Урок изучения нового материала | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям. | Фронталь ный опрос | Знать героев книги, условные обозначения книги. Членов и состав семьи, родственные отношения, возраст | 5.09 | ||
2 | Где живёт семья Ивановых? Где живёшь ты? | 1 | Комбинированный урок | Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, играют, рисуют. Беседуют по иллюстрациям | Фронталь ный опрос | Знать адрес: название города, номер дома, адрес школы. Уметь описывать свою дорогу от дома до школы. | 8.09 | ||
3 | Мы познаём мир. | 1 | Урок изучения нового материала | Наблюдение природных объектов, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами | Фронталь ный опрос | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | 12.09 | ||
4 | Мы познаём мир с помощью органов чувств. | 1 | Комбинированный урок | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт. Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств. | Фронталь ный опрос | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты. | 15.09 | ||
5 | Безопасность в доме. | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, обсуждение | Текущий | Знать безопасное поведение в доме | 19.09 | ||
6 | Игра «Мы познаём мир». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Сравнение групп рисунков с изображениями мира не созданного человеком и изделий, которые сделаны человеком. | Текущий | Знать название своего города, улицы, № дома. Знать названия органов чувств и их функции. | 22.09 | ||
* | Живая природа. | ||||||||
Что нас окружает. | 1 | Комбинирован ный урок | Различение объектов живой и неживой природы установление причинно-следственных связей | Индивидуальный опрос | Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представления о животных. | 26.09 | |||
8 | Урок-экскурсия. Что нас окружает. | 1 | Урок-экскурсия | Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных | Фронтальный опрос | Сравнение групп рисунков с изображениями мира не созданного человеком и изделий, которые сделаны человеком. | 29.09 | ||
9 | Животные - часть живой природы. | 1 | Урок изучения нового материала | анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Текущий. | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей) | 3.10 | ||
10 | Дикие и домашние животные. | 1 | Комбинирован ный урок | Знакомство с признаками диких и домашних животных. | Фронтальный опрос | Знать названия и отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных. | 6.10 | ||
11 | Насекомые – часть природы. | 1 | Урок изучения нового материала | Выяснение существенных признаков насекомых. | Индивидуальный опрос | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края. | 10.10 | ||
12 | Безопасность в доме. Закрепление. | 1 | Комбинирован ный урок | Составить правила поведения в доме | Текущий. | Знать и соблюдать правила поведения в доме | 13.10 | ||
13 | Растения – часть природы. | 1 | Комбинирован ный урок | Выявление черт сходства и отличия растений, ознакомление с термином «органы растений» | Фронтальный опрос | Знать общие признаки растений, названия органов растений. Названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода) | 17.10 | ||
14 | Урок-экскурсия. Деревья, кустарники, травянистые растения. | 1 | Урок-экскурсия | Знакомство с новым термином « органы растений | Текущий. | Умение строить монологическое высказывание. Проводить сравнение, выбирая правильный ответ. | 20.10 | ||
15 | Личная безопасность дома. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление правил поведения дома. | Умение строить монологическое высказывание | 24.10 | |||
16 | Как растения расселяются на новые места. | 1 | Урок изучения нового материала | Выявление особенностей распространения семян растений, отличительных признаков плодов и семян. | Индивидуальный опрос | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о распространении семян. | 27.10 | ||
17 | Способы размножения растений. | 1 | Комбинирован ный урок | Проведение опыта с семенами клёна и ясеня. Предположения о способах расселения в природе приготовленных семян (шипов-ник,подсолнечник, дуб, вяз…) | Фронтальный опрос | Знать отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | 31.10 | ||
18 | Обобщение знаний о жизни растений. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Наблюдение и обнаружение черт сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев | Индивидуальный опрос | Уметь различать объекты живой и неживой природы | 3.11 | ||
19 | Знакомься: это растения! Обобщение. | 1 | Комбинирован ный урок | Наблюдение и обнаружение черт сходства и отличия травянистых растений, кустарник. | Фронтальный опрос | Знакомство со связью состояния природы с состоянием растений, с правилами поведения в лесу. | 14.11 | ||
20 | Личная безопасность на улице. | 1 | Комбинирован ный урок | Составляют правила поведения на улице | Текущий. | Умение слушать, выступать в диалог, обращаться за помощью. Умение строить монологическое высказывание | 17.11 | ||
* | Природа и её сезонные изменения. | ||||||||
21 | Сезонные изменения в природе. | 1 | Комбинирован ный урок | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях | 21.11 | |||
22 | Жизнь растений осенью
| 1 | Комбинирован ный урок | Наблюдать за жизнью растений, отвечать на вопросы, работать в парах | Фронтальный опрос | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью. | 24.11 | ||
23 | Жизнь растений осенью. Закрепление. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Знакомство со связью состояния природы с состоянием растений, с правилами поведения в лесу. | Индивидуальный опрос | Уметь соблюдать правила безопасности при проведении экскурсии. | 28.11 | ||
24 | Урок – экскурсия по теме: «Жизнь растений осенью». | 1 | Урок-экскурсия | Наблюдение за изменениями в жизни растений осенью, за разнообразием форм, окраски листьев. | Фронтальный опрос | Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране | 1.12 | ||
25 | Труд людей осенью. | 1 | Комбинирован ный урок | Обобщение жизненных наблюдений детей о труде людей осенью в саду, огороде, поле. | Индивидуальный опрос | Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты. | 5.12 | ||
26 | Личная безопасность на улице. Закрепление. | 1 | Комбинирован ный урок | Составляют правила поведения на улице | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать правила безопасности на льду и при катании с гор в зимнее время. | 8.12 | ||
27 | Как животные готовятся к зиме. | 1 | Комбинирован ный урок | Знакомство с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. | Фронтальный опрос | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой | 12.12 | ||
28 | Как животные готовятся к зиме. Закрепление. (хрестом) | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Знакомство с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. | Текущий. Индивидуальный опрос | Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе с изменениями в жизни животных. | 15.12 | ||
29 | Пришла зима. | 1 | Комбинирован ный урок | Обобщение знаний и жизненных наблюдений за сезонными изменениями в природе. | Фронтальный опрос | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Уметь выделить существенные признаки зимы. | 19.12 | ||
30 | Снежные загадки. | 1 | Урок-практикум | Знакомство со свойствами снега. Опыт со снегом. Компьютерная презентация. Подготовить загадки о зиме. | Индивидуальный опрос | Знать признаки зимы | 22.12 | ||
31 | Урок-экскурсия по теме: «Пришла зима». | 1 | Урок-экскурсия | Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы. | Текущий. Индивидуальный опрос | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты с использованием простейшего оборудования (опыт с гирей и льдом, Делать выводы на основании полученных результатов | 26.12 | ||
32 | Пожарная безопасность. | 1 | Комбинирован ный урок | Составить правила поведения при пожаре | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать и выполнять правила поведения при пожаре | 29.12 | ||
33 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | Комбинирован ный урок | Уточнение и дополнение знаний о зимовке животных. Выявление признака сходства млекопитающих – зверей. | Фронтальный опрос | Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. | 12.01 | ||
34 | Как помочь птицам. | 1 | Комбинирован ный урок | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, делятся наблюдениями, сотрудничают в группах и вступают в диалог. Рисуют кормушку. Беседуют по иллюстрациям. Слушают рассказы. | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. | 16.01 | ||
35 | Как помочь птицам. Закрепление. | 1 | Урок-практикум | Обобщение жизненных наблюдений за зимующими птицами. Изготовление кормушек. | Индивидуальный опрос | Знать о зимующих птицах и их жизни зимой. Оказывать посильную помощь птицам. | 19.01 | ||
36 | Есть ли жизнь в воде подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой. | 1 | Комбинирован ный урок | Знакомство с жизнью некоторых животных и растений подо льдом. Выделение существенных признаков рыб | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. | 23.01 | ||
37 | Безопасность в общественном транспорте. | 1 | Изучение нового материала | Составить правила поведения в общественном транспорте | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать правила поведения в общественном транспорте | 26.01 | ||
38 | Как зимуют деревья, кустарники и травы. | 1 | Комбинирован ный урок | Расширение представлений о жизни деревьев и кустарников в зимний период. Знакомство с особенностями растений зимой. | Фронтальный опрос | Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки. | 30.01 | ||
39 | Урок-экскурсия. Учимся различать деревья и кустарники зимой. | 1 | Урок-экскурсия | Определение различных видов деревьев и кустарников по силуэтам, почкам, коре. | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать отличия кустарников и деревьев зимой. Уметь определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам | 2.02 | ||
40 | Проверочный тест по теме: «Зима». | 1 | Комбинирован ный урок | Проведение несложных наблюю-дений с использованием прос-тейшего оборудования. Делать выводы на основании полученных результатов. | Текущий. Индивидуальный опрос | Умение строить монологи-ческое высказывание Договариваться о распре-делении функций и ролей в совместной деятельности | 6.02 | ||
41 | Работа над ошибками. Пришла весна. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны | Индивидуальный опрос | Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной. Уметь определять растения и животных родного края, из особенности весной. | 9.02 | ||
42 | Первоцветы. | 1 | Комбинирован ный урок | Знакомство с раннецветущими растениями, с причинами раннего цветения. | Фронтальный опрос | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений. | 20.02 | ||
43 | Жизнь растений весной | 1 | Комбинирован ный урок | «Наблюдение за распусканием почек» | Фронтальный опрос | Знать об изменениях в окружающей их природе с приходом весны. | 23.02 | ||
44 | Безопасность на льду. | 1 | Изучение нового материала | Составление правил поведения на льду | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоёмов. | 27.02 | ||
45 | Как животные весну встречают. | 1 | Изучение нового материала | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Соотносят гнездо и птицу, которая в нем живет. Раскрашивают рисунки. Беседуют по иллюстрациям | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | 1.03 | ||
46 | Как животные весну встречают. Закрепление. | 1 | Обобщение и система тизация знаний. | Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны. | Индивидуальный опрос | Знакомство с изменениями в жизни животных с приходом весны, со связью между животными. | 5.03 | ||
47 | Про больших и маленьких. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с термином «млекопитающие» животные. Как появляется потомство у животных, и как они заботятся о потомстве | Фронтальный опрос | Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детенышей | 08.03 | ||
48 | Обобщение темы «Весна пришла». | Комбинированный урок | Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны | Фронтальный опрос | Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами. Проводить сравнение, выбирая правильный вариант ответа | 12.03 | |||
49 | Проверочный тест по теме: «Весна». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Самостоятельная работа учащихся | Текущий. Индивидуальный опрос | Умение описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (животных и птиц), выделять их основные существенные признаки (изменения в их жизни с приходом весны | 15.03 | ||
* | Наша Родина – Россия. | ||||||||
50 | Работа над ошибками. Наша Родина – Россия. | 1 | Комбинирован ный урок | Чтение рассказов, стихотворений о родине | Фронтальный опрос | Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России | 19.03 | ||
51 | Наша Родина – Россия. Закрепление. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Слушают, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрациям. Рассуждают, делают выводы. Слушают гимн страны. | Текущий. Индивидуальный опрос | Иметь представления об основных достопримечательностях города. | 22.03 | ||
52 | Москва – столица нашего государства. | 1 | Изучение нового материала | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России. | Фронтальный опрос | Знать названия главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня). | 5.04 | ||
53 | Безопасность при общении с животными. | 1 | Комбинирован ный урок | Составить правила поведения при общении с животными | Текущий. Индивидуальный опрос | Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе | 9.04 | ||
54 | Урок-экскурсия. Казань – столица моей Республики. | 1 | Урок-экскурсия | Знакомство с достопримечательностями города Казани | Индивидуальный опрос | Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна, Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов | 12.04 | ||
55 | Городской транспорт. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр видеосюжетов, индиви-дуальная работа | Текущий. Индивидуальный опрос | Уметь соблюдать правила безопасного поведения в городе во время экскурсии, правила дорожного движения. | 16.04 | ||
56 | Безопасность на природе. | 1 | Комбинирован ный урок | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). | Текущий. Индивидуальный опрос | Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе | 19.04 | ||
57 | Проверочный тест по теме: «Наша Родина – Россия» | 1 | Комбинирован ный урок | Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать пройденный материал. Выполнение заданий клуба | 23.04 | ||
58 | Работа над ошибками. Лето пришло. | 1 | Изучение нового материала | Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их среде с приходом лета | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период | 26.04 | ||
59 | В лес по ягоды пойдём. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод | Фронтальный опрос | Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. | 30.04 | ||
60 | С лукошком за грибами. | 1 | Комбинирован ный урок | Уточнение представлений о грибах. Формулирование правил сбора грибов | Индивидуальный опрос | Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых грибов своего края. | 3.05 | ||
61 | Безопасность на дорогах. | 1 | Изучение ново-го материала | Составление правил поведения на дороге | Текущий. Индивидуальный опрос | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии («гражданин», «пешеход», «пассажир»). | 7.05 | ||
62 | Урок-экскурсия. Зелёная аптека. | 1 | Урок-экскурсия | Знакомство с лекарственными растениями. Обучение правилам сбора трав. | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений. | 10.05 | ||
63 | Проверочный тест по теме: «Лето». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Самостоятельная работа учащихся | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период | 14.05 | ||
64 | Работа над ошибками. Работа в рабочих тетрадях. | 1 | Урок-практикум | Практическая работа в тетрадях | Индивидуальный опрос | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | 17.05 | ||
65 | Безопасность на воде. | 1 | Комбинирован ный урок | Составить правила поведения в воде | Текущий. Индивидуальный опрос | Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране | 21.05 | ||
66 | Оказание первой помощи. Обобщение знаний. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстративным материалом | Текущий. Индивидуальный опрос | Знать правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо. | 24.05 |
ӀV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
КИМы
Проверочная работа по теме «Безопасность на дороге»
1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?
1) левой
2) правой
2. Как называется человек, который пользуется транспортом?
1) пассажир
2) водитель
3. Как называется место, отведенное для пешехода?
1) шоссе
2) тротуар
4. Как выглядит знак «Пешеходный переход»?
1) красный треугольник с изображением человека
2) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека
5. Куда надо посмотреть сначала, переходя улицу?
1) направо
2) налево
6. Как называется пешеходный переход?
1) зебра
2) слон
7. Что означает сигнал светофора?
1) «красный человечек» означает «идите!», «зелёный человечек» означает «стойте!»
2) «красный человечек» означает «стойте!», «зелёный человечек» означает «идите!»
8. Как располагаются сигналы светофора?
1) красный, желтый, зеленый
2) красный, зеленый, желтый
3) зеленый, желтый, красный
9. Где можно переходить улицу?
1) на перекрестке
2) по пешеходным переходам
3) на любом участке дороги
10. По какой части дороги должен ходить пешеход?
1) по обочине
2) по проезжей части
3) по тротуару
11. В какие игры можно играть на проезжей части дороги?
1) в подвижные игры
2) на проезжей части нельзя играть
3) в интеллектуальные игры
Проверочная работа по теме «Наша Родина - Россия»
- Что означает слово «Россия»?
1) страна рек и озёр
2) морская страна
3) страна гор
- Что изображено на российском гербе?
1) лев
2) орёл
3) носорог
3. Какого цвета нет на российском флаге?
1) зеленого
2) белого
3) синего
4) красного
4. Какой город является столицей России?
1) Казань
2) Москва
3) Петербург
5. Почему Москва является главным городом нашей страны?
1) он самый красивый и большой
2) он находится в центре страны
3) в нем находятся президент и правительство
6. Кто является основателем Москвы?
1) Дмитрий Донской
2) Иван Ӏ
3) Юрий Долгорукий
4) Иван Грозный
7. Что называется сердцем Москвы?
1) Большой театр
2) Кремль
3) Музеи
Проверочная работа по теме «Зима»
1. Какое дерево кормит зимой белку, клеста и лесных мышей?
а) клён в) липа
б) берёза г) ель
2. Какое дерево кормит зимой снегирей и свиристелей?
а) ель в) рябина
б) сосна г) дуб
3. Чем зимой питаются лоси и зайцы?
а) травой под снегом
б) корой молодых деревьев
г) хвоей
4. Какая птица любит кусочки сала?
а) ворона б) сорока г) синица
5. Какой корм могут найти птицы зимой?
а) ягоды рябины в) хлебные крошки
б) семена клёна г) жёлуди
Приложение №2
Литература и средства обучения, в том числе образовательные ресурсы
- Учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова «Окружающий мир», Москва «Академкнига/Учебник», 2011г.
- Хрестоматия: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова «Окружающий мир». Москва «Академкнига/Учебник», 2011г.
- Рабочая тетрадь: Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова «Окружающий мир». Москва «Академкнига/Учебник», 2011г.
- Презентация по теме «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
- Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир» 1 класс по темам:
- Что такое окружающий мир?
- Я первоклассник.
- Это удивительное время (часы, времена года, дни недели).
- Гигиена.
- Природа осенью.
- Живая и неживая природа зимой.
- Человек и его здоровье зимой.
- Человек в деревне (домашние животные, с/х культуры).
- Человек в городе (магазин, кинотеатр, зоопарк, светофор). 1
- Признаки наступления весны.
- Весенние изменения в живой природе.
- Человек и его здоровье весной, сезонный труд.
- Живая и неживая природа летом.
- Мой дом, моя семья, мои друзья.
- Безопасное поведение.
6. Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
- Магнитофон.
- Мультимедийный проектор.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
- Слайды, соответствующие содержанию обучения.
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
конспект НОД Тема: "Это русская сторонка-это Родина моя!" для подготовительной к школе группы
образовательная область "Музыка". Тема НОД "Это русская сторонка-это Родина моя!" Интеграция областей: музыка, художственное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация.Программны...
Конспект занятия "Это русская сторонка, это Родина моя"
Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель данного занятия: познакомить детей с понятием "Моя Родина". Задачами являются:1. Воспитывать чувство любви и уважения к родной природе;2. ...
Совместная деятельность педагога с детьми. Конспект "Это русская сторонка, это - Родина моя".
В данном материале показана совместная деятельность педагоа с детьми. "Комплексное использование инновационных технологий как средство формирования интегративных качеств дошкольника. Интеграция образо...
Конспект НОД с презентацией "Это русская сторонка - это Родина моя"
Конспект НОД с презентацией "Это русская сторонка - это Родина моя"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: «Нравственно-патриотическое воспитание» «Это русская сторонка, Это Родина моя»
Обобщить и систематизировать знание детей о России, о большой и малой Родине, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания о флаге, гербе, гимне; совершенствова...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"
Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...