Проект «Экологическая тропа. Весенний листочек» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сидягина Ирина Александровна

Актуальность:

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которая позволяет  ребенку наглядно познакомиться с разнообразными процессами,  происходящими в природе весной, изучить живые объекты в их естественном окружении, получить навыки простейших экологических  исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa._vesenniy_listochek.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18»

Проект

«Экологическая тропа. Весенний листочек»

Воспитатель:

 

 Сидягина И.А.

Городец

2023 г.

Проект«Экологическая тропа. Весенний листочек»

Продолжительность проекта: (краткосрочный)

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки проведения: 03.04.2023  по 28.04.2023 год.

Участники: дети старшей группы №6, воспитатели, родители.

Цель: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

Станция «Лесная опушка»

  • Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.
  • Уточнение представлений о сезонных изменениях в природе,  развитие наблюдательности, памяти.
  • Развитие эстетического восприятия красоты природы весной.
  • Уточнение представлений о составе деревьев на территории детского сада.
  • Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, к людям.
  • Формирование умения замечать сезонные изменения в природе.

Станция «Феонин огород»

  • Уточнение представлений об условиях роста растений, роли почвы для их развития, их зависимостью от комплекса факторов внешней среды.
  • Развитие осознанного отношения к объектам природы, умения ухаживать за ними.
  • Формирование обобщенных представлений о весне, жизни растений и животных весной.
  • закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем и оборудованием (брать, приводить в порядок, после работы убирать на место).

Станция «Тропа здоровья»

  • Закрепить знания детей о пользе тропы здоровья для сохранения и укрепления здоровья;
  • учить детей участвовать в организованном труде большого коллектива сверстников.

Станция «Внимание, конкурс!»

  • Создавать условия для приобщения детей и родителей к участию в конкурсах внутри детского сада.

Актуальность:

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которая позволяет  ребенку наглядно познакомиться с разнообразными процессами,  происходящими в природе весной, изучить живые объекты в их естественном окружении, получить навыки простейших экологических  исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • Расширится кругозор детей о растительном и животном мире, впечатления и знания о мире живой природы и сезонных изменениях. Дети будут уметь уверенно отличать  и называть характерные признаки весны.
  • Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
  • Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  • Дети смогут использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.
  • У детей разовьется познавательный интерес и любознательность, повысится экологическая грамотность и желание беречь окружающий мир.
  • Активизируются и обогатятся педагогические знания и умения родителей.

Формы реализации проекта

1 этап: подготовительный

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Срок реализации

  • беседа с детьми;
  • создание предметно-развивающей среды
  • ознакомление с планом проекта и его конечным результатом.

1-2 дня

2 этап: основной этап

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Срок реализации

  • беседа с детьми «Деревья – не только украшения Земли» приложение 1;
  • беседа с детьми «Дерево и листочек», «В деревне весной», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Явления в природе», «Весна». «Первоцветы» РППС;
  • беседа «О весне» приложение 2;
  • беседа «О насекомых» приложение 3;
  • рассказ – беседа «О первых весенних цветах» приложение 4;
  • беседа «Весенние хлопоты» приложение 5.
  • просмотры презентаций о сезонных изменениях в природе «Весна - красна», «Деревья весной». Интернет-ресурс;
  • чтение стихов, рассказов про осень: Я.Л. Аким «Апрель», С.М.Городецкий «Весенняя песенка», В.А. Жуковский «Жаворонок», В.Н.Скворцов «Ты лети к нам, скворушка», П.С.Соловьева  «Подснежник», Ф.И.Тютчев «Весенние воды», А.А.Фет «Уж верба ты пушистая»

«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома»;

составление рассказа «На лесной поляне» РППС.

  • рекомендации родителям для домашнего совместного чтения с детьми.
  • Оказание помощи в создании картотеки загадок про деревья и листья.

 

1-2 недели

  • Изобразительная деятельность 
  • Декоративное рисование. «Композиция с цветами и птицами».
  • «Субботник»
  •  «Разноцветная страна»
  • «Ранняя весна»
  • «Зеленая весна» Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 2016г. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет» 2017г;
  • Аппликации 

«Цветущая ветка»

«Цветы в вазе»

«Весенняя полянка»

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 2016г. Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 6-7 лет» 2017г

  • Лепка 

«Весенний пейзаж»,  «Цветок для мамы». Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 2016г, Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 6-7 лет» 2017г

Музыка.

Разучивание песен «Хорошо у нас в саду» сл. и муз. М.И. Иорданского, «Веснянка» укр.нар. песня, «Летние цветы» сл. и муз. Е. Тиличевой

М.Б. Зацепина и др.  «Музыкальное воспитание в детском саду» 2017г.

  • Приобщение родителей к совместному труду с детьми
  • Изготовление гербария.

1-2 недели

3 этап: заключительный

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Срок реализации

  • оформление выставки «Весна на моей улице»
  • участие в конкурсе поделок;
  • оформление выставки.

2-я неделя

Анализ результатов работы.

С помощью проекта достигнуты следующие результаты:

Благодаря полученным в ходе реализации проекта знаниям у детей обогатился словарный запас, в самостоятельной деятельности активизировалось речевое общение со сверстниками.

Дети стали намного активнее проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, разнообразию деревьев, листьев. С желанием играют в дидактические игры.

Повысился уровень взаимодействия между детьми, совместные со сверстниками игры стали более продолжительными.

Родители приняли участие в конкурсе рисунков на весеннюю тематику внутри сада.

Перспективы.

Данная работа ориентирована на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности в контексте проекта, осознание своих интересов, умения делать обобщение, сравнение, рассуждать по аналогии и применять новые знания в жизни. Методические наработки данного проекта будут использоваться коллегами в дальнейшей работе с детьми данного возраста.

Методическая литература.

1. Р.Ю.Белоусова, О.А. Пономарева « Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников» 2006г.

2. В.В. Гербова, Н.Ф.Губанова, М.Б. Зацепина и др.  Примерное комплексно –  тематическое планирование к программе «От рождения до школы» 2017г.

3. В.В. Гербова, Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. 2016г.

4. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 2017г.

           5. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России» 2016г.

          6. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 2016г.

          7.С.Н. Николаева «Приобщение дошкольников к природе» 2013г.

          8. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 2017г.

9. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома» 2016г.

10. Интернет-ресурсы nsportal, infourok.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ  «ДЕРЕВЬЯ - НЕ ТОЛЬКО УКРАШЕНИЯ ЗЕМЛИ»

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление , умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

 Ход занятия:

- Сегодня у нас будет необыкновенно интересная прогулка. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение от деревьев нашего участка. Многие из них росли когда-то в лесу.

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

- А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

- А кто хозяин леса?

- Лесник.

- Молодцы, но прежде чем отправиться на прогулку, что мы должны вспомнить?

- Правильно, правило поведения.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

- Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

- Ребята, а что нужно для роста и жизни наших деревьев.

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Ребята, как вы думаете, чем отличается береза от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

- Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.

- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- Чем еще отличаются эти  деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Если много растет березок – подружек, такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.            (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                             (руки вверх, помахать ими).

-  Идемте дальше. И на пути нашем - ель.

-  Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь – 

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

 

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)
- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Лес, где растут одни ели, называется ЕЛЬНИК.

- Что вы можете рассказать о ёлочке?

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Приложение 2

Беседа: «О весне».

Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе весной.

Задачи:

1. Учить: устанавливать причинно-следственные связи; составлять из частей целое.

2. Закреплять: знания детей о природных явлениях весной; умение разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.

3. Развивать: речь, внимание, память.

4. Воспитывать: бережное отношение к природе.

 

Содержание беседы:

- Отгадайте загадку:

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

 

- А что еще происходит в природе весной? ( Становится теплее, бегут ручьи,  появляются почки на деревьях, люди одеваются в более легкую одежду.)

- Как вы думаете, куда бегут ручейки? (Предположения детей)

- Правильно, какие - то ручейки впитываются в землю, часть ручейков стекается в озеро, а часть  - в реку. В реке воды становится так много, что она выходит из берегов и разливается. Такое явление называется половодье.

 

- Посмотрите, к нам прибежал зайчик. Как вы думаете, он готов к весне? (Не готов, он в белой шубке)

- Для чего зайчонку нужно поменять белую шубку на серую? (В белой шубке видно на земле, шубка очень теплая)

- Правильно, белая шубка очень теплая и заметная на земле, в ней весной зайчонку будет жарко и трудно спрятаться от волка и лисы.

 

- Ребята, как вы думаете, где быстрее растает снег на горке или в низине?

- На горке снег тает быстрее, горка находится ближе к солнышку, получает больше тепла. Место, где растаял снег, называется проталина.

 

На проталинах быстрее просыпаются муравьи, жучки, появляются первые цветы.

 

Приложение 3

Беседа: «О насекомых».

Задачи:

- закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

- развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;

- учить отгадывать загадки о насекомых;

- воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Загадки.

 

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

         

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

Модница крылатая,
 Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, 
Укусит — будет плохо.
                                       ( Оса).
Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

                          (Бабочка)

Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.

                           (Божья коровка)

 Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки.
Наш зелёненький …

                              (кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

                                   (Жук)

 

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

 

Игра «Найди только насекомых»

Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых. У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.

Для чего им нужны крылья?

Для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

Каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ) А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)     А от кого они прячутся? (ответ)

Божья коровка. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Приложение 4

Рассказ-беседа о первых весенних цветах.

Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами.

Задачи:

- познакомить детей с первоцветами: подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

- закрепить знание о первоцветах: подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;
- способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;
- воспитание бережного отношения к природе.

«Мать-и-мачеха» Н.Павлова

На пригорках давно уже появились кучки стебельков мать-и-мачехи. Каждая кучка – семейка. Стебельки постарше – стройные, держат головку высоко, а к ним прижимаются маленькие, толстенькие, неуклюжие. Есть совсем смешны: стоят сгорбившись, опустив голову, - точно стесняются, оробели, выглянув на белый свет.

Каждая семейка выросла из подземного корневища. В низ был с осени отложен запас пищи. Теперь он постоянно тратится, но его должно хватить на все время цветения. Скоро каждая головка превратится в желтый лучистый цветок, точнее в целое собрание мелких, тесно прижатых друг к другу цветков.

«Голубая пролеска» Н.Павлова

Неподалеку белеет березовая роща. Вот куда стоит пойти. На березки пока еще рано любоваться. Но под ними можно найти одно из самых милых весенних растений. Вот они, синие звездочки! Их называют голубой перелеской. Как хороши они сейчас под сухими листьями березы – свежие, чистые, ярко-синие. Хочется остаться здесь подольше. Хочется разузнать у этих растений, как они живут. Какие у них интересные листья: ярко-зеленые, плотные.

«Желтые цветы – пушистые шапочки» А.Александров.

По склонам, лугам, обочинам дорог весело зажелтели одуванчики. Первый весенний венок вы сплетете из этих цветов. Пройдет немного времени - и желтые цветки сменятся нежной пушистой шапочкой: созреют семена. Как сразу изменится одуванчик. Эти простые милые цветы всем нравятся. Но не всем известно, что одуванчик очень полезное растение. Их нежных листьев одуванчика можно приготовить вкусный салат. Одуванчик не только «салатное» растение, но и лекарственное. Ученые нашли в его блестящих длинных листьях много витаминов.

«Ландыш майский» Лев Поясникин.

Этот хрупкий лесной цветок, под названием «ландыш», обладает сложным и противоречивым характером. На зиму он полностью прячется под землю, цветет весной очень красиво и необычно, но отцветает достаточно быстро. Ландыш дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок весьма ядовит. Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Когда наступает весна, ландыши начинают прорастать из земли острыми стрелками и уже к маю на стебельке растения появляется множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета. Ландыши приносят людям много пользы. Благодаря своему приятному аромату, ландыши используются при изготовлении различной парфюмерии.

Приложение 5

Беседа на тему «Весенние хлопоты»

Цель: Закрепить знания детей о труде людей весной в огороде; о выращивании растений и о необходимых для этого условий. Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать память, логическое мышление, связную речь. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Приобщать детей к экологической культуре и к трудовой деятельности.

Приветствие:

К солнышку руки мы потянули,

Лучик мы взяли и к сердцу прижали,

Мы улыбнулись, гостям лучик дали,

Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!

Загадка.

Зеленоглаза, весела, девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

то что всем понравится:

зелень — листьям, нам — тепло,

волшебство — чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы —

песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она? Эта девица — … Весна

Много интересного происходит весной в природе Оживает природа, но и приносит много хлопот людям.

«Объясни пословицы»

1. Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.

2. Весенний день год кормит.

-Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? (ответы детей)

Послушайте загадку.

- На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.

Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

(Парник, теплица) Демонстрация иллюстрации.

Бабушка еще картинки оставила, чтобы было понятнее, как сажать. Сейчас я хочу вас проверить, знаете ли вы, как сажать растения.

Рассмотрите эти картинки и разложите их по порядку: что было сначала, а что потом. (Раскладывают картинки по порядку).

А знаете ли вы, как сеять, сажать? Ну, и что нужно, чтобы вырастить овощи? Приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить. Значит, что нужно растениям для хорошего роста?

- Почва, вода, тепло. Какие же вы молодцы! Как славно потрудились.

 

А теперь ответьте на вопросы.

- Где растут овощи? (в огороде, на грядках)

- Как можно назвать людей, которые умеют выращивать овощи? (овощеводы)

- Зачем люди выращивают овощи? (чтобы употреблять их в пищу)

- Как можно есть овощи? (сырыми и вареными)

Д./игра «Доскажи словечко»

Огород
В огороде у Прокопа
Грядки тыквы и укропа,
Помидоров и порея,
Патиссонов, сельдерея,
Пастернака, огурцов,
Лука, редьки, кабачков,
Свеклы, чеснока, картошки
И петрушечки немножко.
Будет много овощей
Для салатов и ******.
(Борщей)

Интересные факты.

- Интересно, а давно ли люди начали выращивать овощи, и как это все начиналось, послушайте:

Когда-то давно люди не знали, что из картошки можно приготовить столько разных блюд, каких? Они выращивали картофель для красоты, как цветы на клумбах. А когда картофель зацветал нежно розовыми или голубыми цветами придворные дамы украшали себе платья и прически этими цветами.

Название "капуста" придумали древние люди, жили они в Риме. Они решили, что кочан похож на голову, а голова на их языке означала "капут".

Капуста молодая

листочки завивает,

станет словно шар кругла,

велика, как голова.

В старину войны носили на себе кулоны из лука, как символ защиты от стрел и мечей. А чтобы война не настигла болезнь, они должны были каждый день съедать по тарелке лука. В луке много полезных веществ, которые могут побороться с микробами болезней. Поэтому полезно ставить у кровати больного тарелку с нарезанным луком.

Чеснок носили, чтоб было здоровье и удача, считали его "змеиной травкой", т. к. запах чеснока мог отпугивать ядовитых змей и вредных насекомых

Помидоры считают северными апельсинами, т. к. в них столько же витамин.

Там, где растут и цветут тыква, кабачки, огурцы можно ставить улья, пчелы будут собирать вкусный нектар с цветов.

«На огороде»- физминутка

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

(потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся)

 Есть ли помощники у огородников?

ЧЕРВИ и КРОТЫ: они рыхлят почву, в почву попадает больше воздуха, корешки дышат, черви и кроты измельчают и съедают остатки растений, уничтожают вредных насекомых.

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

И заметил непорядки:

Портят слизни и жуки

Огородные ростки,

Слишком уж земля тверда —

Не проходит вглубь вода.

И сказал помощник крот:

— Я спасу ваш огород!

Разрыхлю я чернозем,

Истреблю личинок в нем.

Под землей ходы пророю —

Дождь наполнит их водою.

За работу взялся крот,

И расцвел наш огород!

Спеют в нем морковь и репка,

И капуста стала крепкой,

Созревают лук, чеснок,

Крот-дружище нам помог!

Лягушки: поедают слизней, которые забираются в листья капусты. Где в огороде живут лягушки, там растет здоровая капуста, с целыми и не объеденными листьями.

Давайте вместе припомним, кто еще защищает урожай?

Конечно же птицы! Для них весной мастерят скворечники и дуплянки и развешивают их в садах и огородах. А еще четвероногие обитатели лесов — ежики. Ежи любят закусить слизнями, личинками жуков и гусеницами. Редкому вредителю удается спрятаться от колючего защитника растений.

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

Ответьте на вопросы

• Что называют овощами?

• Где растут овощи?

• Какой уход требуется овощам?

• Каких насекомых называют вредителями? Почему?

• Каких животных называют помощниками огородника? Почему?

• Почему овощи считают основной едой человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Сценарий осеннего праздника "Волшебные листочки" для старшей группы детского сада

Очень интересный и увлекательный праздник для детей старшей группы детского сада  с персонажами: Осень, Гриб Боровик, Пугало и Гном....

Педагогический проект экологической направленности «Будь природе другом» в старшей группе

laquo;Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. И взращивается посредством наблюдений. Полюбить природу можно лишь постоянно об...

Картотека. Опыты с листочками в старшей группе «Волшебные листья»

Картотека. Опыты с листочками в старшей группе  «Волшебные листья»...