Культурная открытая среда для дошколят в группе.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Прикасаться с прекрасным, так сложно и так лпросто. Сложность в том что предложить, чтобы загорелись глаза, точнее как предложить. Просто, потому что легко воспринимаемо, ярко и понятно. И всё это про народную игрушку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultsreda.docx153.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Открытая образовательная среда, как средство для саморазвития дошкольника

«Всё удивительное рядом, а гениальное просто» 

       Осуществление образовательного процесса в разные отрезки времени в течение всего дня с подгруппами и индивидуально, с учётом особенностей детей с ОВЗ заставило нас пересмотреть предметно-развивающую среду в группе. Чем руководствоваться? Как учесть все требования: и режим посещения, и форму организации, и личностно-ориентированный подход? И ещё много, много и.

          Среда, привлекательная  и понятная для всех детей;

                                                           Среда, ведущая к развитию;

                                                                        Среда, воспитывающая ребёнка.            

      Мы рассмотрели среду, как главное условие оптимального саморазвития дошкольника,  и пять основных составляющих развития личности ребёнка легли в основу:

Социальная: Умение работать в группе, играть, делиться с другими, следовать правилам, схемам последовательности, убирать рабочее место и материалы.

Физическая: Развитие физической активности, мелкой моторики в работе с соблюдением правил безопасности.

Интеллектуальная: Знание и понимание    окружающего мира.

Творческая: Развитие самовыражения и детского  воображения.

Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями.

   Как известно, ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира. Именно поэтому мы решили  сделать акцент в большей степени на создание условия для самостоятельной исследовательской и практической  деятельности. С опытами и экспериментами понятно -  мини макеты,  вещества, природный материал, приборы для измерения, мерки, схемы доступные для детей и плюс соблюдения мер безопасности. А для художественно эстетического воспитания не всё так просто.  Казалось бы – рисовать, лепить любят многие, дайте материалы и покажите как. Но наша цель, рассматривать с детьми народное искусство как наследие, историю русского народа. Приобщать к искусству, развивать умение у ребёнка видеть и замечать  прекрасное самому.  

Первым шагом в организации пространства для детей было желание представить, смоделировать его. А главным принципом – не важно, в каком порядке или  с какого этапа ребёнок начнёт знакомиться, пробовать, изучать, поскольку он подходит к нему сам.

 Если условно смоделировать окружающее пространство, то оно будет замкнутым. Если ему интересно, пройдёт все центры по кругу и не один раз.

C:\Users\user\Desktop\Снимок.PNG

 

Всё удивительное рядом, а гениальное просто хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества. «Дымковские игрушки - чудо веселушки» появились в пространстве группы, с целью: Познакомить  детей с дымковской игрушкой, как наследием народного декоративного искусства,  традициями великого русского народа. Необходимым было расположить материал, изделия  дымковских мастеров так, чтобы они «заговорили»: «Смотрите, как просто и красиво! Каждая из этих  игрушек приветливо смотрит на нас, вызывает улыбку и, глядя на них, слышится народная балалаечка с переливами гармошки».

Мини музей, в котором было с помощью родителей представлено разнообразие материала для рассматривания, исследования. Это репродукции, фотографии, экспонаты,  дидактический  материал, альбомы и книги  по художественной росписи

Зона познания.  Видео презентации, фотоальбомы, энциклопедия в картинках. https://www.youtube.com/watch?v=6LN7KVnW-0c 

https://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8 

Задачи: создать условия для познавательной активности детей, развития художественного  восприятия; познакомить с образцами народного промысла; создать различные ситуации для общения, игр между собой.

Сам материал, точнее  его содержание, подводит детей к основополагающему вопросу: «Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»

Фокус на деталях.  «Секреты из сундучка»: схемы с пошаговым узором, шаблоны разной формы  для  выкладывания элементов (кружки разного размера и цвета, колечки). Наличие глинянных фигурок на разных этапах изготовления, покрытия и росписи, как бы «рассказывают» детям о том, как рождаются из тёмного куска глины веёлые и забавные животные, напыщенные важные индюки и раскошные барышни. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии.

Активная зона. Фактором, определяющим уровень и качество развития детей, является собственная активность ребенка, самостоятельный и творческий характер его образования, формирование навыков и выбор способов изображения. Возможность экспериментировать в нетрадиционной технике изображения, использовать подручные материалы для конструирования объёмных барышень особенно вовлекают детей в процесс изучения и изображения узоров. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии.  Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа. Учить самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, украшение налепом, аппликацию, печать спонжевой кистью.

Материал, предполагающий совместное творчество взрослого и ребёнка. Образцы на дорисовывание, дополнение узора. Схемы последовательности изображения элементов. Шаблоны из пластика, на которых можно пробовать,  легко смывать и наносить снова. В центре есть не только кисти разного размера, но и спонжевые кисти, штампы из поролона, дающие возможность наносить ровные круги, точки. Получается у всех красиво. Возможность решать задачу несколькими способами вовлекает детей в процесс и желание получить результат.

Предполагаемый результат нами был, почти достигнут:

 - овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории;

- развитие способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи;                                                                

- появление у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к народной культуре, приобщение к истории и традициям своего народа;        

И, лишь, умение у детей, выражать в речи собственный взгляд, общаться  на языке художника,  используя  в речи понятия, ритм узора, шаг, налеп, волна, оборка, вызвало затруднения у многих.

Получился и непредполагаемый  результат. Помощь родителей в организации мини музея привела к возможности создания элементов  костюмов. На готовые белоснежные фартуки, сшитые родителями, дети наносили дымковскую роспись и акриловыми краскам и   аппликативно. Нарядные фартуки очень пригодились детям для участия народном обрядовом празднике – колядках. 

Расписанный по мотивам дымки стул, оказавшийся в музее, навёл нас на идею, придумать подвижную игру « Кто быстрее соберёт узор и займёт стул». 

Спустя некоторое время возникла идея,  украсить масленицу в наряд по мотивам дымковского узора. Родители и дети постарались на славу и наша масленица была представлена  в городском конкурсе.  

Так получилось, что в создании культурно-художественной среды дети сами принимали активное участие. На развитие художественного восприятия сработала совместная творческая и познавательная деятельность, которая сменялась дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Атрибуты для народных подвижных  игр и сами игры объединяли детей,  снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов. Всё это тоже среда, обстановка, которая помогала более глубже и детально погрузиться в народное, самобытное, понятное для всех народное творчество.

- Рассматривание альбомов, сопровождалось  чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

- Используемые народные подвижные игры:

«Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы».

- Используемая литература:

Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Детство- Пресс, 2016.

КирееваЛГ. Организация предметно развивающей среды: из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Краеведение. Культурно – образовательная среда в ДОУ

  В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение.Что такое краеведение?Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории ...

Воспитание КГН ( культурно гигиенические навыки) у дошколят

В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жиз...

Конспект открытого занятия по формированию культурных ценностей для детей второй младшей группы.

laquo;Как Медвежонок дружить научился».Цель: Формирование у детей элементарных представлений о дружеских взаимоотношениях.    Задачи:1. Формировать дружеские представления о...

Мастер-класс «куклы из бабушкина сундучка» в рамках проведения дня открытых дверей «страна дошколят»

ЦЕЛЬ: Познакомить с нитяной куклой. Приобщить детей к народным традициям декоративно - прикладного искусства и бытового дизайна....