Краеведение. Культурно – образовательная среда в ДОУ
консультация (старшая группа)
В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение.
Что такое краеведение?
Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_soobshchenie.docx | 144.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение к педсовету
Культурно – образовательная среда в ДОУ
Воспитатель:
Захарова Тамара Николаевна
МБОУ «Ушьинская СОШ» - 2016г.
Краеведение.
Культурно – образовательная среда в ДОУ
В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение.
Что такое краеведение?
Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Работа в данном направлении в нашей группе не носила систематический характер, но все-таки ей отводилась огромная роль.
В группе были выделены Центры активности детей, среди которых был центр в области познавательного развития «Хочу всё знать». В нём распологались папки – передвижки, альбомы, детская литература, дидактические игры, которые знакомят детей с жизнью и бытом народов севера («Геральдика городов ХМАО, «Нашему округу 85 лет», «Национальная одежда», «Орнаменты народов ханты и манси», «Природа и животные нашего края»…) В классе, где проводится НОД с детьми, оформлен уголок патриотического воспитания. Дети знакомятся с символикой России, нашего округа, района, с жизнью и бытом народов севера через презентации, беседы, подвижные игры. Отличным помощником в этом направлении является созданный всем коллективом уголок – Комната Природы.
Большая роль отводилась на старшей группе и ознакомлению детей с обычаями русского народа. Проводились календарные народные праздники, развлечения… Дети с огромным удовольствием посещали мини – музей «Русская изба», который создавался коллективом и родителями.
На сегодняшний день ФГОС ДО выделяет определённые требования к предметно – развивающей среде:
- Содержательно-насыщенной;
- Трансформируемой;
- Полифункциональной;
- Вариативной;
- Доступной;
- Безопасной
Центры активности детей так же должны соответствовать определенным требованиям:
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
• Целесообразность размещения экспонатов
• Доступность
• Эстетичность
• Научность
Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды :
• Центры краеведения в группах
• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения
• Центр краеведения на территории д/у
Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.
Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь.
Задачи:
• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история
• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей
• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре
Создание центра краеведения будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.
Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, стране.
Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Центры краеведения в группах
Рекомендуемое оснащение центра в младших группах: Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды нашего края, сказки Сибири, потешки, скороговорки.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Сибири”, “Наш город во все времена года”.
Подвижные игры народов Сибири: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”
Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Образцы декоративно-прикладного искусства.
Куклы в национальных костюмах.
Средний возраст. (5-й год жизни)
Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия»
тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям и его знаменитым жителям, транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
Могут быть представлены материалы об истории возникновения района, округа, ближайшего города, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры;
Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки народа, о городе, о России.)
Элементы государственной символики (флаг, герб России) ;
Элементы символики района, округа ;
Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Аудио и видео материалы о природе родного края
Старший возраст (6-7 –й год жизни)
Располагается в рабочей зоне, весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста, как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. Работа в центре может заменить традиционное занятие.
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; «Детский сад».
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения района», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм », «Достопримечательности нашего края», «Архитектура», «Спорт», «Природные богатства», мини-музеи.
Подборка стихотворений о крае, в котором живём.
Тематическая папка «Мой край»: карта и символика края; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве.
Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».
Художественная литература
Дидактические игры по теме.
Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, по ознакомлению с жизнью и бытом малых народов Севера, иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Народные промыслы»;
Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Центр краеведения детского сада. К нему мы относим мини – музей «Русская изба», «Комнату природы».
Центр краеведения может располагаться и на территории дошкольного учреждения.
Это музей под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята могут играть, учиться разным ремеслам, слушать рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывать различные сценки из прошлого, участвовать в народных праздниках.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину, край, где они родились и живут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации
Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...
Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....
Творческая мастерская «Волшебный песок», как культурная практика в образовательной среде ДОУ
Песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества, экспериментирования и исходя, из определения Н.Б. Крыловой, что «культурные практики представляют соб...
«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».
Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном тво...
Культурная образовательная среда для детей дошкольного возраста, как средство саморазвития и накопление собственного художественного опыта.
Всё удивительное рядом, а гениальное просто, хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества....
Педагогический квиз на тему «Образовательная среда групп по краеведению»
выписка из годового плана, приказ о проведении...
Педагогический квиз на тему «Образовательная среда групп по краеведению»
выписка из годового плана, приказ ДОУ о проведении...