Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему
В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2017.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорцова С.А., 2017 г.
Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально – нравственных ценностей.
Ключевые слова: социально – нравственное развитие, гражданственность, патриотизм, толерантность, культурное наследие, культурно – образовательная среда.
На современном этапе развития образования социально - нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей. В каждом регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте есть своя природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающее людей и показывающее величие родного уголка. Необходимо строить образовательную среду в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать детям, выделив самое характерное для нашего города или края. Окружающая среда региона даёт богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребёнка.
В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
•формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Культурное наследие народов Поволжья становится основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общении, созидании, сотворчестве детей и взрослых.
В сотворчестве с детьми важно использовать наблюдение окружающего в сочетании с чтением литературы, показом видеоматериалов, репродукций, иллюстраций, заучиванием произведений устного народного творчества. Сказки народов Поволжья уникальны тем, что некоторые сюжеты больше нигде не были зафиксированы. Знакомясь с фольклором народов, населяющих регион Поволжье, дети приобщаются к их родному языку, традициям, учатся сопоставлять русские народные сказки со сказками других народов, находить сходства и различия, определять, чему учит сказка. Следует учитывать, что необходима такая организация предметно – пространственной среды, при помощи которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться наглядным восприятием соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцами народных промыслов, национальной одежды. Поэтому целесообразно включать в предметно – пространственную среду куклы в татарском, чувашском, мордовском национальном костюме. Таким образом дети на доступном наглядном материале знакомятся с одеждой других народов, их бытом.
В течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь детям постичь своеобразие, красоту и гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более того, совершенно очевидно, что знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у детей. Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. Такие игры как «Татарский плетень», «Серый волк», «Продаём горшки», «Скок – перескок», «Хлопушки», «Котёл, «Салки» играют большую роль и в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе.
Знакомство с татарскими, чувашскими, мордовскими народными играми расширяют кругозор воспитанников, становятся основой толерантного отношения к представителям разных национальностей, населяющих регион Поволжье.
Эффективным методом работы с дошкольниками по приобщению к культурным ценностям региона является метод проектов. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, воспитывая любовь к родной земле и людям труда. В разработанные проекты: «Растительность родного региона», «Сказка – ложь, да в ней намёк» (знакомство с татарскими, мордовскими, чувашскими народными сказками), «Традиции народов Поволжья», «Игры народов Поволжья», «Мы живём в Нижегородской области», «Дед Мороз и традиции празднования Нового года у народов Поволжья» включены разнообразные формы работы педагогов, родителей и детей по поисково - познавательной деятельности. Работа над проектом включает составление плана, разные виды деятельности, связь с социумом, сотрудничество с родителями.
В ходе работы над проектом «Дед Мороз и традиции празднования Нового года у народов Поволжья» дети узнали, что на протяжении многих веков каждая национальность стремилась сохранить свои родовые обряды, традиции и культурное наследие. И даже Новый год празднуют разные народы по-своему, Деда Мороза зовут тоже особенно, как присуще именно этой национальности. Ребята познакомились с традициями празднования Нового года татар, чувашей, марийцев, мордвы, узнали, как звучит словосочетание «Новый год» у этих народов, как называют Снегурочку, чем отличается костюм Деда Мороза, где находится его резиденция в каждой республике. Итогом работы над проектом стали: выставка рисунков на тему «Дед Мороз у народов Поволжья», создание детьми совместно с воспитателями дидактической игры – путешествия «Помоги Деду Морозу вернуться на Родину», а также участие воспитанника группы Ишкова Дмитрия в городском и региональном конкурсах исследовательских работ
«Я – исследователь».
Итогом работы по использованию культурно - образовательной среды региона Поволжье в процессе социально - нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста является достижение целевых ориентиров дошкольного образования:
- проявляет активность и инициативность, разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений);
- использует критерии эмоционально-эстетической оценки произведений и окружающих объектов;
- испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию;
- проявляет бережное, созидательное отношение к объектам окружающего мира;
- понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения / соблюдения норм и правил;
- стремится выполнять принятые нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе;
- обладает достаточно разнообразными представлениями о социуме ближайшего окружения (основные государственные символы; достопримечательности своего города и факты его истории; общественные события: праздники, достижения, открытия; некоторые традиции своей семьи и пр.).
Список использованных источников:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – С. 15-17.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ «Перспектива», 2014.
- Школяр, Л.В. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. -М.: УЦ «Перспектива», 2012
- Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Fedortsova S. A. ,
Malafeeva M. P., 2017
Cultural - educational environment of the Volga region as a means of social and moral education of children of the senior preschool age.
The article considers the possibilities of using the educational environment of the native region for the formation of social and moral values in children aged 5-7.
Key words: social and moral development, citizenship, patriotism, tolerance, cultural heritage, cultural and educational environment.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей "Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Если Вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенном в себе, приятным в общении, тогда Вам необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения, для этого и прово...
Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Родительские собрания, консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Проект разработан для детей 2 младшей группы. Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...
Доклад «Сказка, как средство социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
«Сказка лечит, сказка греет, ...
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка...
Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста .
Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаВ современном обществе семья является институтом первичной социализации ребенка. Родительств...