Конспект организованной образовательной деятельности «Этот удивительный эксперимент»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Олеся Владимировна Колисниченко

«Волшебная сила воды»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnaya_sila_vody.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»

 городского округа Ступино Московской области

142830 Московская обл., городской округ Ступино, с. Шугарово, ул. Совхозная, влад. 20

E-mail: zugarovo-20@mail.ru; телефон: 8(49664)-97-311

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот удивительный эксперимент»

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие

«Волшебная сила воды»

Подготовительная группа (6-7 лет)

Разработали воспитатели:

Колисниченко Олеся Владимировна

Косьяненко Ирина Михайловна

2023 г.


Участники: воспитатели, дети (6-7 лет)

ООД – на тему: «Волшебная сила воды»

(Подготовительная группа, 6-7 лет)

Основная образовательная область – познавательное развитие

Цель: Создать условия для формирования представлений детей о воде и ее свойствах, развития интереса к экспериментам, удовлетворения потребности детей в самовыражении.

Задачи: 

Образовательные:

-         помочь воспитанникам лучше узнать окружающий мир;

-         способствовать обогащению представлений детей о воде, её свойствах и состояниях;

-         стимулировать детей к желанию проводить эксперименты с водой;

-     способствовать расширению знаний детей о взаимодействии воды с другими веществами.

Развивающие:

- способствовать развитию любознательности, воображения;

- стимулировать развитие творчества, фантазии;

- способствовать развитию умения проводить несложные опыты с водой;

- стимулировать развитие связанной речи.

Воспитательные:

- побуждать детей работать коллективно;

- стимулировать интерес к экспериментальной деятельности;

- продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Просмотр фильма о воде; чтение и рассматривание книг о воде; чтение стихотворений; отгадывание загадок; изучение свойств воды: запах, форму, цвет, вкус; опыты с водой в различных ее состояниях (жидкое, газообразное, твердое).

Словарная работа: речевые понятия такие как вода, лед, снег, пар, туман, облако.

Оборудование и материалы: кувшин с водой, растительное масло, краситель, деревянные шпажки, шприцы, стакан, краситель пищевой, шипучие таблетки, звездочки из бумаги, таз пластмассовый, проектор и интерактивная доска.

Методы и приёмы:

- словесные: рассказ, объяснение, беседа, постановка вопросов, инструкция;

- наглядные: иллюстрации по теме, презентация с картинками по теме ООД;

- демонстрация: показ педагога, познавательный видеоролик о воде, видеоролик с физкультминуткой;

-практические: эксперимент с водой;

Содержание организованной образовательной деятельности

  1. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие опытов и экспериментов. Вы узнаете с чем мы будем экспериментировать, если отгадаете загадки, которые я для вас подготовила. Слушайте внимательно.

Загадка №1

Я могу быть тучкой,

Могу быть я туманом,

А также быть ручьем могу,

Огромным океаном.

Я бегаю, летаю,

Струюсь и утекаю!

 (Ответ: Вода)

Загадка №2

Дождик чтобы лился с неба,

В поле чтоб росли колосья хлеба,

В море плыли корабли -

Жить нельзя нам без …

 (Ответ: Воды)
 Воспитатель. Правильно, ребята, вы отгадали мои загадки. Тогда ответьте, с чем мы с вами будем сегодня проводить опыты и эксперименты?

(ответы детей)

Воспитатель. Да, мы с вами будем проводить опыты с водой. 

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами уже познакомились с водой, её свойствами и состояниями. Давайте вспомним какие бывают три состояния воды. (ответы детей из прошлого опыта с водой). А какие вы знаете свойства воды? (нет цвета, запаха, не имеет формы и вкуса). Давайте вспомним как мы с вами изменяли свойства воды с помощью других веществ (ответы детей из прошлого опыта: цвет меняли с помощью красящих веществ, запах с помощью лимона, вкус с помощью соли, форму с помощью банки или стакана). Да, мы с вами изучали как некоторые вещества или действия влияют на состояние и свойства воды. А сегодня мы с вами посмотрим, как сама вода оказывает действие на другие вещества и что с ними будет происходить.

Основная часть

Воспитатель. Ребята, наш первый эксперимент с водой называется: эффект капиллярных сосудов. Мы с вами с помощью обычной воды превратим самые обычные деревянные зубочистки в красивые необычные звездочки-снежинки.

Для этого эксперимента возьмём: 5 зубочисток, воду, шприц. Но не бойтесь, уколов не будет! (материал на каждого ребенка)

Сначала мы аккуратно согнём зубочистки пополам и разложим в виде снежинок. (показ педагога, затем дети выполняют сами)

Теперь наберём шприцем воду и накапаем в середину наших снежинки. (показ педагога, затем дети выполняют сами)

Смотрите, ребята, что сейчас будет происходить со снежинками. Они постепенно превращаются в звёздочки.

Почему так происходит? (дети высказывают свои предположения). Дерево впитывает воду. Капельки проникают всё глубже по «капиллярам». Когда они полностью заполняют зубочистку, её волокна начинают распрямляться. Получаются вот такие звёздочки.

Теперь вы сами увидели, как вода действует на дерево.

Воспитатель. Чтобы нам знать еще больше о воде, давайте посмотрим один очень познавательный видеоролик (включает детям на мониторе развивающий фильм «Вода и масло» продолжительностью 2 мин). 

Воспитатель. Ребята, давайте проверим как вода взаимодействует с растительным маслом. Мы с вами проведем второй эксперимент, который назовем «Извержение лавы». Для этого нам понадобится: прозрачный стакан или банка, вода, растительное масло, пищевой краситель, несколько таблеток аспирина.

Нальём воду в стакан (или банку) примерно на 1/3. Подкрасим воду пищевым красителем. Сверху добавим подсолнечное масло. (показ педагога)

Плотность масла меньше, чем воды, а масса воды больше массы масла, поэтому оно останется на поверхности и не станет смешиваться с водой.

Добавим в стакан с жидкостями несколько таблеток шипучего аспирина. Они начнут шипеть и выделять углекислый газ. (педагог добавляет таблетки в стакан)

Посмотрите какая реакция у нас получилась, она очень красивая и завораживающая. Цветная подкрашенная вода поднимается и, не смешиваясь с маслом, вновь опускается.  Особенно интересно наблюдать за процессом в темноте. Давайте погасим свет и подсветим стакан фонариком. У нас получилась настоящая лавовая лампа. Из этого эксперимента можно сделать ещё один вывод: вода и масло никогда не смешиваются и не проникают друг в друга.

Ребята, давайте немного разомнемся, вставайте все на физкультминутку!
Физкультминутка

(воспитатель включает ролик «Веселые капли»)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю продолжить наши эксперименты с водой и посмотреть, как вода взаимодействует с бумагой. И наш третий эксперимент давайте назовем «Волшебное озеро звезд».  Я для вас приготовила маленький сюрприз. Мне хочется, чтобы в вашей дружной группе было свое звездное небо, и я вам помогу. (включает спокойную музыку). Я для вас подготовила вот такие звездочки. Но чтобы они стали волшебными, нам с ними надо кое-что сделать. Мы согнем каждый лучик звездочки внутрь. У звездочек все лучики разной длины: один короче другого. Сначала надо согнуть самый короткий лучик, затем чуть подлиннее и так далее. Последним мы согнем самый длинный. (показ педагога). И вот наша звездочка заснула. Дайте мне свои ладошки (воспитатель детям раздает сложенные звездочки, объясняя, что они еще спят. Одну оставляет себе). Вот это волшебное озеро будет нашим небом. Наши звездочки очень любят воду и даже отражаются в ней. Давайте аккуратно (показывает как) положим наши спящие звездочки на воду, встанем в круг и возьмемся за руки… (в это время звездочки на воде расправляются). Посмотрите наши звездочки проснулись и теперь у нас красивое звездное небо. И у каждого из вас теперь есть своя маленькая звездочка. Как вы думаете, что случилось и почему звездочки раскрыли свои лучики, когда мы их опустили на воду? (предположения и ответы детей). Воспитатель. Ребята, вода намочила бумагу, и она немного разбухла и вытолкнула лучики. Вот поэтому они и раскрылись.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались? Вам понравилось проводить эксперименты?  С какой стихией мы проводили эксперименты? Что для вас было самым сложным в работе? А, что больше всего понравилось? (дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями)

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось наше занятие и запомнилось так много моментов! Мы будем и дальше продолжать с вами заниматься экспериментами. Давайте поблагодарим друг друга. 

Упражнение «Благодарность». Дети хором говорят спасибо, называя по имени.

Список использованной литературы:

  1. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с
  2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  3. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в старшей группе "Эксперименты и опыты с водой"

Организация экспериментально-поисковой  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" в подготовительной группе "Эти удивительные кошки"

Данное занятие дает детям более широкое представление о домашних животных- кошках. Так же занятие развивает у детей творчество, умение выполнять работу из нетрадиционного материала....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительная бумага»

Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию   познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: основы науки и естествознания на тему «Опыты и эксперименты с водой» для детей средней группы в рамках работы «Родительского клуба»

  В методической разработке представлено описание работы по ознакомлению детей средней группы с некоторыми свойствами воды посредством опытно – экспериментальной деятельности (может ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Этот удивительный песок»

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка; Развивать наблюдательность, любознательность, внимание....