Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: основы науки и естествознания на тему «Опыты и эксперименты с водой» для детей средней группы в рамках работы «Родительского клуба»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    В методической разработке представлено описание работы по ознакомлению детей средней группы с некоторыми свойствами воды посредством опытно – экспериментальной деятельности (может менять цвет, приобретать запах, быть в разных состояниях).

   Формируется представление о важности воды для всех живых существ на Земле и необходимости бережного отношения к водным ресурсам.

    Организованная образовательная деятельность проведена в рамках работы «Родительского клуба» с привлечением родителя одного из воспитанников  с целью эффективного и плодотворного взаимодействия с родителями воспитанников и повышения качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_opyty_i_eksperimenty_s_vodoy.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2065» образовательная площадка Д - 8

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ОСНОВЫ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

НА ТЕМУ

«ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

(в рамках работы «Родительского клуба»)


                                                                                     

                                                                                          Автор:

                                                                             Шанина И.В., воспитатель

                                                                                                               

                                                                              Провели:

                                                                              Шанина И.В., воспитатель

                                                                              Романова Е.В., мама Льва Р.

г. Москва

2020 г.

Проектировочный компонент

Тема:  «Опыты и эксперименты с водой»                        

Цель: Познакомить со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить, углубить и систематизировать знания детей о свойствах воды.

- Учить делать простейшие опыты и эксперименты с водой.                        

- Подвести детей к пониманию того, что лед и снег – это тоже вода в твердом состоянии.

- Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Развивающие:

- Развивать практические действия в процессе.

- Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

- Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

- Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

- Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Стимулировать желание детей экспериментировать.

- Формировать коммуникативные навыки.

- Прививать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:

- Плакат с изображением важности воды на Земле.

- Плакат с изображением правил «Берегите воду!»

- Мыльный раствор, вода, тарелочки и коктейльные соломинки по количеству детей.

- Три банки с водой, баночки с водой по количеству детей, пищевые красители, «волшебная» салфетка.

- Формочки из-под коробок от конфет, палочки (зубочистки), нитки.

Методы:  игровой, словесно-логический, наглядный, частично-поисковый, ТРИЗ-технология, самостоятельный.  

 Приёмы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                - Сюрпризные моменты (изготовление мыльных пузырей, окрашивание воды в цвета, изготовление разноцветных льдинок).

- Самостоятельная деятельность детей при рисовании «разноцветными льдинками».

- Рефлексия продуктивной деятельности.

Организационный компонент

     Организованная образовательная деятельность организуется в соответствии с САНПИНом. Учтены возрастные и психологические особенности детей данного возраста, групповая комната подготовлена к проведению образовательной деятельности (освещение, проветривание), присутствует смена видов деятельности и зональность.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла мама Лёвы, которая приготовила  для Вас сюрприз.

Мама: Здравствуйте, ребята! Я рада снова оказаться у вас в гостях! Сегодня 17 января отмечается «День детских изобретений», и я предлагаю Вам побывать в роли «исследователей», а я буду в роли «учёного», и вместе с вами мы проведём опыты и эксперименты, а вот с чем мы будем экспериментировать, попробуйте отгадать:

Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.

Если жажда одолела, нужно выпить её срочно. (Воду)

Вода — самая удивительная и загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Учёные на протяжении многих столетий продолжают проводить исследования, находя новые интересные факты. Каждый человек знает, что без воды жизнь невозможна. Она основной компонент планеты, вода необходима для жизни всего живого.  Как вы думаете, для чего

 нам нужна вода?

Предполагаемые ответы детей:

- Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам, без неё они погибнут.

- Вода нужна для роста растений, хорошего урожая.

- Вода нужна для приготовления пищи.

- Вода нужна для того, чтобы мыться, купаться.

 

Плакат с изображением важности воды на Земле.

«Учёный»:  Да, ребята,  вода нам всем необходима!

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

  Воду необходимо беречь и охранять. Для этого необходимо экономно расходовать воду, вовремя закрывать кран с водой, не бросать в реки, озёра мусор.

Плакат с изображением правил «Берегите воду!»

Берегите, люди, воду!

Ведь вода так всем нужна

Вдруг погибнет вся природа?

Жизнь несет с собой вода!

Мусор в речку не бросайте!

Рыбки в речке там живут!

Нефть в заводы, не сливайте!

Чайки песен не споют.

Зря не лейте с крана воду!

Думайте о всем живом

Без питья воды немного

Мы на свете проживем.

   Вода не только важная, но и волшебная: она может быть жидкой, твёрдой, пресной, сладкой, солёной, разноцветной, мыльной и даже грязной…                        И мы с вами сегодня в этом убедимся.

Но сначала давайте с вами поиграем всеми вами любимую игру «Пузырь», пузырь у нас сегодня будет мыльный.

Игра «Пузырь». Взявшись за руки, дети подходят к центру круга: это маленький пузырь. Дети медленно отходят назад, произнося слова: 

Раздувайся, пузырь, (встают на вытянутые руки, не размыкая их),

Надувайся, большой, да не лопайся!

 А Пузырь летел, летел, летел (движутся по кругу)

 И за веточку задел (расходятся в разные стороны).

 Хлоп! Лопнул!

«Учёный»:  Пузырь лопнул, остались только «брызги», которые разлетелись в разные стороны. Давайте ивы, как «капельки воды» разлетитесь и сядете на свои места  за столами.

 

Дети садятся за столы.

 

«Учёный»:  У нас был один большой пузырь, а теперь давайте поиграем в игру «Пузыри», где будет не один, а много пузырей! А вы знаете, как получаются мыльные пузыри? Правильно, при помощи воды и мыла. И мы сейчас попробуем их сделать сами, добавив в воду жидкое мыло и размешав его.

Дети совместно с воспитателем и «Учёным»   при помощи воды и мыльного раствора делают в тарелочках мыльные пузыри и выдувают их, используя для этого коктейльную соломинку.

«Учёный»:  Ребята, а вы знаете, что вода не только может пузыри пускать, но и сама может перекрашиваться в разные цвета?

Звучит волшебная музыка. «Учёный»  снимает со стола скатерть, а под ней три одинаковые баночки с водой.

«Учёный»:  Ты, вода-водица, Друг ты мой студёный!

                      Стань, вода-водица, не простой – зелёной!

Накрывает одну баночку крышкой, на которую нанесена зелёная гуашь, оборачивает скатертью, переворачивает, встряхивает банку, снимает скатерть с банки, вода – зелёная.

«Учёный»:  Ты, вода-водица, Светлая, как иней!

                     Стань, вода-водица, не простой, а синей!

Тоже проделывает со второй банкой, вода становится синей.

«Учёный»:  Ты, вода-водица, друг ты мой прекрасный!

                      Стань, вода-водица, не простой, а красной!

Проделывает фокус с третьей банкой. Вода становится красной.

«Учёный»: Ребята, а теперь вы хотите побыть фокусниками и превратить бесцветную воду в разноцветную?

Предполагаемые ответы детей: Да!

«Учёный»: Перед вами стоят баночки с прозрачной водой. Давайте их возьмём, встряхнём несколько раз и скажем волшебные слова:

Ты, вода-водица, друг ты мой прекрасный!

                              Стань, вода-водица, не простой, а разной!

  На столах перед детьми стоят баночки с крышкой, наполненные чистой водой. Изнутри на крышках нанесены пищевые красители разного цвета. Когда баночки встряхивают, в воду попадает краска и окрашивает её в разные цвета. Посредством «фокуса» дети увидели, как вода может изменять свой цвет при добавлении в неё красителей.

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что вода может быть не только прозрачной, но и мыльной, и разноцветной. А что же будет с нашей разноцветной водой, если мы нальём её в формочки и поставим на холод?

«Учёный»: А давайте мы это узнаем.

 Дети совместно с воспитателем и «Учёным» разливают «разноцветную»  воду в формочки из – под конфет, в одни формочки с водой вставляют палочки (зубочистки), в другие – ниточки, воспитатель «выносит» воду на холод.

Воспитатель: Ребята, я сейчас выносила на улицу на холод нашу разноцветную воду в формочках и отгадайте, что я там набрала?

На деревьях, на дорожках,

На ребячьих на сапожках

Он зимой лежит на всех.

Ну конечно, это …
Предполагаемые ответы детей: Снег.

Воспитатель: Да, я принесла к нам в группу снег, чтобы посмотреть, что же с ним произойдёт в тепле?

Предполагаемые ответы детей: В тепле снег растает.

«Учёный»: Посмотрите, снег действительно начал таять в тепле. И обратите внимание, во что он превращается?

Предполагаемые ответы детей: В грязную воду.

  Наблюдая, как тает при комнатной температуре снег, дети наглядно увидели, как он превращается в грязную воду с примесями песка и мусора, несмотря на то, что казался белым и чистым на вид.

Воспитатель: Ребята, некоторые из вас «любят» есть снег. Теперь вы понимаете, что он не только холодный, из-за чего можно заболеть, но ещё и грязный! Можно есть снег?

Предполагаемые ответы детей: Нет!

Воспитатель: Правильно. Лучше купаться в чистой воде. Давайте отдохнём и «поплаваем» в реке.

                            Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

«Учёный» заносит «с холода» замороженные льдинки.

«Учёный»: Ребята, пока вы беседовали о вреде грязного снега и «плавали» в чистой реке, я сходил на улицу и принёс нашу разноцветную воду в формочках. Посмотрите, что с ней произошло?

Предполагаемые ответы детей: Вода замёрзла.

«Учёный»: Да, вода замёрзла и превратилась в разноцветные льдинки.

Воспитатель: Ребята, вы научились изготавливать разноцветные льдинки, которыми можно не только украшать деревья в зимнее время года, использовать в пищу в качестве «фруктового льда», но и рисовать. Перед вами белые листы бумаги. Берите льдинки на палочках и рисуйте разноцветные узоры.

   Дети рисуют на произвольную тему, наблюдая при этом, как тают льдинки, превращаясь обратно в воду и растекаясь «разноцветными ручейками» в разных направлениях по листу бумаги.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные радужные рисунки у вас получились. Пусть они высохнут и мы с вами сделаем выставку ваших работ.

А льдинки, которые на верёвочках, мы с вами возьмём на прогулку и развесим на дереве на нашем участке, украсив его.

Рефлексивный компонент

«Учёный»: Теперь вы знаете, что на холоде вода замерзает, превращается в снег и в лёд, а в тепле снег и лёд тают и превращаются обратно в воду.

А что ещё вы сегодня узнали о воде, побыв в роли «исследователей»?

Предполагаемые ответы детей:

- Вода важна для всего живого на Земле, без неё не будет жизни.

- Воду надо беречь и охранять.

- Если в воду добавить мыло и размешать, то получатся мыльные пузыри.

- Если добавить в воду краски, то она станет разноцветной.

«Учёный»: Вам понравились опыты и эксперименты с водой?

Предполагаемые ответы детей: Да!

«Учёный»: это ещё не все «секреты» воды, мы в следующий раз обязательно постараемся их узнать. А сейчас вам пора на прогулку, но только помните, что нельзя есть снег, он не только холодный, но и грязный?

Предполагаемые ответы детей: Да!

Воспитатель: Ребята, на прогулке мы с вами развесим на дереве замороженные разноцветные льдинки и будем за ними наблюдать

«Учёный»: А мне пора с вами прощаться. До новых встреч, друзья!

Список использованной литературы: 

Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС», Издательство: Детство-Пресс, 2020 г.

Источник:

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-vodu-dlya-detej-14-luchshix.html – загадки про воду

https://www.detstih.ru/blog/stihi-beregite-vodu - стихотворения о воде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: приобщение к социокультурным ценностям» по теме: «Россия – родина моя!» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

Обобщение знаний детей о России, закрепление знаний о флаге , гербе , гимне, формирование уважительного отношения к государственным символам. Воспитание у детей патриотического чувства к Родине....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» ( ФЭМП) в младшей подгруппе на тему: « Путешествие колобка».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» ( ФЭМП) в младшей  подгруппе на тему: « Путешествие колобка»....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» по теме: «Детский центр «Мишутка-сити», для детей подготовительной группы

Тема: « Мишутка-сити» Цель:   развитие логического мышления детей .Форма: игра – путешествие.Задачи:Обучающие задачи: познакомить дошкольников со значением слова &laqu...

Конспект Организационно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»(Основы науки и естествознания)Тема ."Ферма"

Цель. Познакомить детей  с понятием «ферма», животными фермы.Задачи. Расширить представления о труде сельских жителей; пользе домашних животных для людей. Закреплять знания о домашних...