Конспект занятия в детском саду «Дикие и домашние животные».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в детском саду «Дикие и домашние животные».
Задачи: овладение действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями, учить сравнивать, наблюдать, развивать мышление, речь, воображение, воспитывать любовь к животным
Оборудование: плакаты «Дикие животные», «Домашние животные», мяч, предметные картинки с изображением диких и домашних животных (мелкие, силуэты домика и дерева, крупные предметные картинки с изображением зайца (белого и серого) и медведя (бурого, игра «Собери картинку»
Предварительная работа: рассказы воспитателя о медведе и о зайце, индивидуальные беседы воспитателя с детьми «Мое домашнее животное», рассматривание иллюстраций с изображением животных, разучивание пальчиковой игры «Пальчик-мальчик»
Перед занятием воспитатель вывешивает в уголке природы плакаты «Дикие животные», «Домашние животные». Важно, чтобы этот наглядный материал дети не видели до начала занятия.
Ход занятия:
- Вводная часть:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Как думаете, а существуют ли животные, специально выращиваемые человеком?
Как их называют? (домашние)
-А те животные, которые сами добывают пищу, защищаются от врагов, как называются? (дикие)
Сегодня на уроке мы поговорим о диких и домашних животных. Посмотрим, какую роль они играют в жизни человека?
- Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить с ним рядом. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Чем домашние животные отличаются от диких?
-Как думаете, чем домашние животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?
- Основная часть:
- Давайте поиграем.
Игра с мячом «Назови животное».
Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди. Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное (дикое или домашнее). Главное, чтобы названия животных не повторялись. (Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель предлагает ему посмотреть на плакаты в уголке природы).
- Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных. А теперь попробуйте отгадать загадки.
Дети стоят врассыпную, воспитатель загадывает загадки.
Загадки.
- Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь )
Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.
- Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый).
- Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи).
- Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу).
Загадка: С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(белка)
Показ рисунка белки.
- Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.
-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)
А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей.
Загадка; Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост её краса
А зовут её:. (лиса)
Показ рисунка лисы
-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.
-А какие сказки знаете вы о хитрой лисе? ("Колобок", "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Теремок")
Загадка. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.
- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый).
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.
- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый).
- Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу).
- Изобразите, как зайчик прыгает? (Дети прыгают.)
- А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук).
- Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту).
- Чем похожи медведь и заяц? (У них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши).
- Чем отличаются? (Медведь – большой, а заяц – маленький. Медведь любит малину, мед, рыбу, а заяц – кору деревьев, траву, морковь, капусту. Медведь зимой спит, а заяц нет. Медведь умеет лазать по деревьям, а заяц не умеет).
Загадка: У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю!». (Свинья)
1) В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением свиньи.
Дети описывают свинью (клинообразная голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами).
Воспитатель. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев.
Загадка: То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
- Вы отгадали загадку? Кто же это?
- Кошка.
- Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
- Домашнее.
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
- Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
- Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- А теперь назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- У собаки – щенок.
- У кошки – котенок.
- У курицы – цыпленок.
- У коровы – теленок и др.
- Молодцы. К нам пришли в гости домашние и дикие животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.
На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.
Курица – ко-ко-ко (громким голосом).
Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).
Корова – му-у-у (громким, грубым голосом).
Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом).
Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом).
Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом) и т. д.
- У зайца – зайчонок.
- У волка – волчонок.
- У белки – бельчонок и др.
Физминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок - скок, скок - скок
Надо зайке поскакать.
- Где живут животные? (В лесу).
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф силуэт дерева.
- А где еще могут жить животные? (Дома у человека).
Игра «Кто, где живет».
Дети по очереди берут маленькие предметные картинки с изображением животных. Называют животное. Картинку прикрепляют на фланелеграф к силуэту дерева или домика, в зависимости от места обитания изображенного животного. Важно, чтобы картинок хватило на каждого ребенка, присутствующего на занятии.
- Где же могут жить животные? (В лесу и дома у человека).
Вывод:
- Животные, которые живут в лесу, называются дикими. Дикие животные находят сами себе корм, они делают себе норы и сами заботятся о своих детенышах.
Животные, за которыми ухаживает человек, называются домашними.
- Поднимите руку, у кого из вас есть домашнее животное? (Дети поднимают руки).
- Итог:
- Каких животные называют дикими? (Животные, которые живут в лесу, сами находят себе корм, сами делают норки, называются дикими).
- Каких животных называют домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек, называются домашними).
Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.
Используемая литература
Основная образовательная программа дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Издательский центр "Академия", 2008
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2006
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Николаева С.Н., Мешкова Н.Н. Картины из жизни диких животных. - М., 1990.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_detskom_sadu_dom_i_dik_zhivotnye.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в детском саду «Дикие и домашние животные».
Задачи: овладение действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями, учить сравнивать, наблюдать, развивать мышление, речь, воображение, воспитывать любовь к животным
Оборудование: плакаты «Дикие животные», «Домашние животные», мяч, предметные картинки с изображением диких и домашних животных (мелкие, силуэты домика и дерева, крупные предметные картинки с изображением зайца (белого и серого) и медведя (бурого, игра «Собери картинку»
Предварительная работа: рассказы воспитателя о медведе и о зайце, индивидуальные беседы воспитателя с детьми «Мое домашнее животное», рассматривание иллюстраций с изображением животных, разучивание пальчиковой игры «Пальчик-мальчик»
Перед занятием воспитатель вывешивает в уголке природы плакаты «Дикие животные», «Домашние животные». Важно, чтобы этот наглядный материал дети не видели до начала занятия.
Ход занятия:
- Вводная часть:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Как думаете, а существуют ли животные, специально выращиваемые человеком?
Как их называют? (домашние)
-А те животные, которые сами добывают пищу, защищаются от врагов, как называются? (дикие)
Сегодня на уроке мы поговорим о диких и домашних животных. Посмотрим, какую роль они играют в жизни человека?
- Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить с ним рядом. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Чем домашние животные отличаются от диких?
-Как думаете, чем домашние животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?
- Основная часть:
- Давайте поиграем.
Игра с мячом «Назови животное».
Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди. Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное (дикое или домашнее). Главное, чтобы названия животных не повторялись. (Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель предлагает ему посмотреть на плакаты в уголке природы).
- Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных. А теперь попробуйте отгадать загадки.
Дети стоят врассыпную, воспитатель загадывает загадки.
Загадки.
- Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь )
Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.
- Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый).
- Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи).
- Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу).
Загадка: С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(белка)
Показ рисунка белки.
- Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.
-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)
А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей.
Загадка; Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост её краса
А зовут её:. (лиса)
Показ рисунка лисы
-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.
-А какие сказки знаете вы о хитрой лисе? ("Колобок", "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Теремок")
Загадка. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.
- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый).
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.
- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый).
- Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу).
- Изобразите, как зайчик прыгает? (Дети прыгают.)
- А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук).
- Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту).
- Чем похожи медведь и заяц? (У них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши).
- Чем отличаются? (Медведь – большой, а заяц – маленький. Медведь любит малину, мед, рыбу, а заяц – кору деревьев, траву, морковь, капусту. Медведь зимой спит, а заяц нет. Медведь умеет лазать по деревьям, а заяц не умеет).
Загадка: У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю!». (Свинья)
1) В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением свиньи.
Дети описывают свинью (клинообразная голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами).
Воспитатель. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев.
Загадка: То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
- Вы отгадали загадку? Кто же это?
- Кошка.
- Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
- Домашнее.
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
- Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
- Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- А теперь назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- У собаки – щенок.
- У кошки – котенок.
- У курицы – цыпленок.
- У коровы – теленок и др.
- Молодцы. К нам пришли в гости домашние и дикие животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.
На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.
Курица – ко-ко-ко (громким голосом).
Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).
Корова – му-у-у (громким, грубым голосом).
Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом).
Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом).
Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом) и т. д.
- У зайца – зайчонок.
- У волка – волчонок.
- У белки – бельчонок и др.
Физминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок - скок, скок - скок
Надо зайке поскакать.
- Где живут животные? (В лесу).
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф силуэт дерева.
- А где еще могут жить животные? (Дома у человека).
Игра «Кто, где живет».
Дети по очереди берут маленькие предметные картинки с изображением животных. Называют животное. Картинку прикрепляют на фланелеграф к силуэту дерева или домика, в зависимости от места обитания изображенного животного. Важно, чтобы картинок хватило на каждого ребенка, присутствующего на занятии.
- Где же могут жить животные? (В лесу и дома у человека).
Вывод:
- Животные, которые живут в лесу, называются дикими. Дикие животные находят сами себе корм, они делают себе норы и сами заботятся о своих детенышах.
Животные, за которыми ухаживает человек, называются домашними.
- Поднимите руку, у кого из вас есть домашнее животное? (Дети поднимают руки).
- Итог:
- Каких животные называют дикими? (Животные, которые живут в лесу, сами находят себе корм, сами делают норки, называются дикими).
- Каких животных называют домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек, называются домашними).
Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.
Используемая литература
Основная образовательная программа дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Издательский центр "Академия", 2008
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2006
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Николаева С.Н., Мешкова Н.Н. Картины из жизни диких животных. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру "Дикие и домашние животные"
Тема: Дикие и домашние животные.Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.Группа: Вторая младшая.Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возр...
Конспект занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи«Дикие и домашние животные» ...
Конспект занятия по развитию речи "Дикие и домашние животные".
Дикие и домашние животные. Цель: Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, опреде...
2017г. Конспект занятия в средней группе "Дикие и домашние животные"
Конспект занятия предназначен для детей средней группы дошкольного образования....
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие и домашние животные»
Непосредственно-образовательная деятельность в группе раннего возраста...
Конспект занятия в подготовительной группе "Дикие и домашние животные"
Ознакомление с окружающим миром...
Конспект занятия в детском саду «Дикие и домашние животные»
Занятие посвящено овладению действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями, учить сравнивать, наблюдать, развивать мышление, речь, воображение, воспитыват...