Ознакомление со свойствами камней.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сементина Татьяна Борисовна

Занятие для детей средней группы. В содержание включена опытно-экспериментальная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление со свойствами камней в средней группе «Домик для Лунтика».

Задачи:

  1. Создать условия для сравнения свойств камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый - легкая, твердый – мягкая, разноцветные - белая).
  2. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением.
  3.  Развивать конструкторские умения, тактильные ощущения, мышление, речь, наблюдательность, интерес к неживой природе.
  4.  Обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий, прочный.
  5.  Воспитывать отзывчивость, умение работать сообща.

Оборудование: игрушка Лунтик; камни разного размера, цвета и фактуры, емкость с водой на каждого ребенка, вата, картинки каменных построек, контур дома, пластмассовая бутылочка, аудиозапись.

Ход

Воспитатель обращает внимание детей на Лунтика, который пришел в гости. Он грустный, послушайте, какую историю он мне рассказал:

«Однажды он нашел в лесу шляпу, она была такая красивая, он хотел её примерить, надел на себя и скрылся под ней, и получилась не шляпа, а удобный домик. Но вот беда: наступила осень - поднялся сильный ветер и шляпу-домик унес с собой, теперь Лунтик остался без домика, а зимой очень холодно!

Лиса ему подарила вату и сказала, что из неё можно построить мягкий, теплый домик, он будет белый и очень уютный, а медведь сказал лучше камни, из них домик получится прочный и никогда не сломается. Лунтик просит вас исследовать камешки и вату и рассказать, из чего лучше построить новый дом.

- «Ну что ж, давайте поможем Лунтику разобраться, из чего лучше построить домик.

- Сейчас мы с вами превратимся в ученых. Занимайте свои места, начнем наш эксперимент для того, чтобы понять, из чего же лучше построить домик Лунтику. А ты, Лунтик, внимательно смотри, слушай и запоминай. (подходят к столам и становятся кругом, а Лунтика сажаем рядом).

2. Основная часть.

- Давайте начнем исследование с камней.

- Какого цвета камни? (разноцветные)

- А по размеру? (большие и маленькие)

-Покажите самый большой камень, самый маленький.

- Какой камушек вам понравился больше всего? (почему)

-Возьмите камушек в руку. Какой он теплый или холодный? (холодный)

Дыхательная гимнастика «Согреем камушек»

Дети кладут камешки на ладошку и стараются согреть их своим дыхание

Определение свойств камней

- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.

Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей)

- Возьмите камни в обе руки и постучите друг об друга, что слышите? (звук).

-Ребята посмотрите у меня есть вот такие маленькие пластмассовые бутылочки Давайте возьмем камушки и насыплем их в пластмассовую бутылочку. Скажите какие нужно взять камушки? (самые маленькие). Теперь закройте крышкой бутылочку и потрясите. У нас получился музыкальный инструмент (его тоже можно подарить Лунтику, чтобы не скучал).

- А теперь возьмите большие и постучите камни сильнее друг об друга. Разбились камушки? Почему? (твердые прочные).

Такой домик никто разбить не сможет.

ОПЫТЫ: Сравнение свойств камней и ваты

- Возьмите вату на ладошку, подуйте на неё, что произошло? (улетела). Почему? (лёгкая) А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки? Почему?

- Ребята, а представьте, если подует ветер, что будет с ватным домиком? (тоже улетит) Значит можно дом строить из ваты? А из камней?

- Положите в одну руку вату, а в другую камушек и сожмите их. Камушек сжимается? Почему? (он твердый, прочный) А вата сжимается? Почему?(она мягкая).

Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул. Почему? (он тяжелый).

- А теперь опустите вату. Что вы видите? (не тонет) Почему?

Вот придет кто-нибудь сильный и сломает домик из ваты. А из камня можно сломать домик?

(Приглашает детей подойти к столу). Посмотрите на столе карточки со свойствами. Вам нужно выбрать карточки, которые подходят к описанию камня. Какой же камень, ребята? (твердый, разноцветный, шершавый, гладкий, холодный).

Вот мы с вами и выяснили, из чего лучше построить домик. Давайте все вместе поможем Лунтику. Тогда идите за мной (идут к контуру домика)

Физкультминутка

По дорожке мы пошли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали

И дальше пошли.

Конструктивная деятельность

- Вот сколько камешков нашли, а теперь давайте строить дом. (дети под музыку выкладывают камешками стены)

- Ребята, а вы знаете, что из камней можно не только дома строить. Посмотрите, для чего они еще нужны. (Показывает карточки с изображением забора, дорожек, клумб с цветами, домов, мостов из камня)

- Лунтик, посмотри, какой домик построили для тебя ребята.

3. Итог.

- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости (Лунтик)

- О чем мы сегодня с вами говорили? (как можно построить дом)

- Что узнали нового? (описание камня, ваты)

Спасибо большое, что помогли Лунтику разобраться со всеми вопросами!

(Лунтик прощается с детьми.) До свидания ребятки, вы очень хорошие, буду ждать встречи с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство со свойствами камней»

Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строитель...

Свойство камней

НОД для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» подготовительная группа

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» старшая группа

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.Программное содержание:Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (бо...