Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Удивительные свойства камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_eti_udivitelnye_kamni.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
«Удивительные свойства камней»
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «познание», художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «здоровье».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?».
Ход ООД:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада?
«Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка медной горы».
- Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.
Воспитатель: Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку.Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
Дети: камень.
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: На улице, в горах, в море, на даче...
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
- Посмотрите на экран (слайд 1-3)
Воспитатель: Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.
⎯ В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4).
⎯ Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей).
⎯ А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники).
⎯ Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи — это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№11 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
⎯ Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;
⎯ Внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;
⎯ Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);
⎯ Не мусорить (почему).
Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей- ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции. (Фонограмма «Звуки леса»)
3. Физкультминутка
Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
Идем. Идем
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
4. Опытно-экспериментальная работа
Присаживайтесь за столы, на свои рабочие места. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо у нас работали.
Пальчиковая гимнастика
Наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем
(сжимаем и разжимаем кулачок)
Взяли камешки
(берем воображаемый камень)
Друг об друга трем
(кулачки трем друг об друга)
Стали камни вдруг горячими
Мы их на место отнесем
(кладем воображаемый камень на место)
Исследовательская деятельность
ОПЫТ №1. «Цвет»
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей). Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. «Определение температуры»
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. «Определение характер поверхности»
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. «Плавучесть»
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
5. Физкультминутка- игра «Гора и камешки»
Стоит гора - старушка
До небес макушка, (поднимаются на носки)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает, (стряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам)
Камешки теряет, (качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и присаживаются)
Катятся, катятся камешки прочь, (на корточки возле столов).
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей).
6. Рефлексия
- Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали? Спасибо вам всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром - Витаминка в гостях у детей
Уточнение и закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Знакомство детей с витаминами и их значением для организма человека. Методическая разработка "Витаминка"...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по экологии "В гости к осеннему лесу".
Сценарий непосредственно образовательной деятельности разработан в качестве презентации проектной деятельности "Чудеса осени" с целью показать результаты проекта и повторить, систематизирова...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"
Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи: познакомить детей с качествами и ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Синичкин день"
В конспекте представлены методы и приемы для обобщения и систематизации знаний детей о птицах....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Страна Светофория» в подготовительной группе с использованием ИКТ, личностно – ориентированных, игровых, исследовательских и здоровьесберегающих технологий
Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окр...