Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Уж небо осенью дышало…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Уж небо осенью дышало…»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.
Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая
Программное содержание
Цель: формирование образовательной среды для развития представления детей об окружающей природной среде осенью.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
2. Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания.
3. Установить причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью.
4. Развивать наблюдательность и познавательную активность, стремление изучать родную природу.
5. Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать и охранять её.
6. Развивать речевое творчество, стремление к самостоятельному экспериментированию.
7. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября (желательно с одинаковым пейзажем); календари погоды; репродукции картин; игрушки для игры (медведь, лиса, волк, ёж, заяц, белка) музыка для физкультминуток – «Перелётные птицы» и «Листопад»; пособие для детей от 5 до 6 лет и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседа об осени, заучивание стихотворений про осень; песня «Осень милая шуршит…»
Планируемый результат: дети знают о сезонных изменениях в природе осенью; проявляют интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания; устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью; стремятся стремление изучать родную природу; стремятся хорошо относиться к животным, к природе.
Структура занятия
1.Вводная часть | Беседа про Айболита | 3 мин |
2.Основная часть | Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осен.месяцев» Физкультминутка Задание «Заполни календарь природы» Задание «С какой ветки детки» Задание «Что перепутал художник» | 17 мин |
3.Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Игра «Айболит и доктор» | 5 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть
В последнее время мы с вами занимались подготовкой к путешествию. Мы побывали в библиотеке и запаслись интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь мы можем ехать. Но вот доктор Айболит почему то беспокоится. Ведь Айболит врач особенный.
Кого он лечит? (зверей)
А вы знаете как называются такие врачи? (Ветеринары)
Как вы думаете где они работают? (в зоопарке, в цирке, в специальных клиниках для зверей)
Значит Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы и все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправится в лес.
2.Основная часть
Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осенних месяцев…»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)
Сегодня мы с вами поговорим об осени
- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?
Дети попадают в затруднение – они не знают ни названия месяцев, ни того, что осень бывает ранняя, «золотая», и поздняя.
Решение подсказывает воспитатель.
Есть ранняя осень, есть поздняя. Как по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы?
- Что бывает ранней осенью?
- Чем отличается поздняя осень?
- Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, октябрь, ноябрь
На занятии можно сделать цветок –годовик, у которого 12 лепестков: 3 жёлтых (осень), 3 белых (зима), 3 зелёных (весна), 3 красных (лето).
На занятии спросите детей о том, какого цвета осень, и после ответов предложите приклеить к цветку 3 жёлтых лепестка. На каждом печатными буквами напишите названия месяцев осени.
Сентябрь
Его в народе называют хмурень.
- Как вы думаете, почему?
За ветры прозвали сентябрь ревуном.
- Почему?
А ещё зовут его златоцветом, листопадником.
- За что, как вы думаете?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.
- Назвали бы мы сентябрь хмуренем, ревуном? Почему? Объясните.
- Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.
Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.
- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)
Физкультминутка «Перелётные птицы»
Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т.д.), а дети летают, если птицы перелётные, и присаживаются когда неперелётные
Октябрь
Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
- Как вы думаете, почему?
Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.
- Назвали бы мы октябрь мокрохвостом, ветродуем, грязником?
- Почему? Объясните.
- Почему это время года ещё называют золотая осень?
Задание «Заполните календарь природы…»
- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в среду и четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.
Физкультминутка «Листопад»
Дети под музыку изображают падающие листочки.
Ноябрь
До ноября ещё далеко.
- Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?
Давайте попробуем заранее отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.
Ноябрь называют полузимником.
- Почему?
В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».
- Как вы полагаете, почему?
Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.
В это время от нас улетают водоплавающие птицы.
- Какие? (Утки, гуси, лебеди)
- Почему они улетают?
Но и к нам летят птицы.
- Кто знает, какие? (снегири, синицы)
В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.
Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.
Работа с пособием
Задание «С какой ветки «детки?...»
Осень – пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините линией плоды и листья.
Задание «Что перепутал художник?...»
-Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно нарисовал художник? Расскажите по картинке.
3.Заключительная часть
Подведение итогов занятия
А где же наш Айболит? А он под деревом сидит и слушает зверей, которые собрались вокруг него и рассказывают, как они к зиме подготовились.
Дети начинают играть в игру: выбирают игрушки зверей (волка, лису, медведя, ежа, зайца, белку). Это могут быть небольшие резиновые игрушки, куклы бибабо, куклы из пальчикового театра, и каждый ведёт рассказ о том животном, которого изображает. Айболит (воспитатель или ребёнок) интересуется здоровьем зверей и прощается с ними до весны.
Конец занятия. Рефлексия.
Что нового узнали? Чему новому научились? Что было сложно? Как полученные знания можно применить в жизни? Что было легко? Что у вас получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Уж, небо осенью дышало"
Закрепить знания детей об осени, её характерных признаках, периодах (ранняя, поздняя, золотая); закрепить знания о пейзажной живописи, о средствах выразительности в изобразительном искусстве; умение р...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Уж небо осенью дышало..."
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их....
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной к школе группы на тему "Уж небо осенью дышало..."
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив предст...
Конспект ОД в старшей группе по ФЦКМ: "Уж небо осенью дышало..."
Цель образовательной деятельности: установление связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и птиц....
Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"
Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Уж небо осенью дышало"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; продолжать учить состав...