Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Уж небо осенью дышало…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Уж небо осенью дышало…»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая

Программное содержание

Цель: формирование образовательной среды для развития представления детей об окружающей природной среде осенью.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Развивать познавательный интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания.

3. Установить причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью.

4. Развивать наблюдательность и познавательную активность, стремление изучать родную природу.

5. Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать и охранять её.

6. Развивать речевое творчество, стремление к самостоятельному экспериментированию.

7. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября (желательно с одинаковым пейзажем); календари погоды; репродукции картин;  игрушки для игры (медведь, лиса, волк, ёж, заяц, белка) музыка для физкультминуток – «Перелётные птицы» и «Листопад»; пособие для детей от 5 до 6 лет и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа об осени, заучивание стихотворений  про осень;  песня «Осень милая шуршит…»

Планируемый результат: дети знают о сезонных изменениях в природе осенью; проявляют  интерес ко всему живому, любознательность, желание получать новые знания; устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе осенью; стремятся стремление изучать родную природу; стремятся хорошо относиться к животным, к природе.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа про Айболита

3 мин

2.Основная часть

Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осен.месяцев»

Физкультминутка

Задание «Заполни календарь природы»

Задание «С какой ветки детки»

Задание «Что перепутал художник»

17 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Игра «Айболит и доктор»

5 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

В последнее время мы с вами занимались подготовкой к путешествию. Мы побывали в библиотеке и запаслись интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь мы можем ехать. Но вот доктор Айболит почему то беспокоится. Ведь Айболит врач особенный.

Кого он лечит? (зверей)

А вы знаете как называются такие врачи? (Ветеринары)

Как вы думаете где они работают? (в зоопарке, в цирке, в специальных клиниках для зверей)

Значит Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы и все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправится в лес.

2.Основная часть

Игра «Разложи по порядку» или задание «Сколько осенних месяцев…»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.

- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)

Сегодня мы с вами поговорим об осени

- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку? (Дети расставляют картинки.) Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?

Дети попадают в затруднение – они не знают ни названия месяцев, ни того, что осень бывает ранняя, «золотая», и поздняя.

Решение подсказывает воспитатель.

 Есть ранняя осень, есть поздняя. Как по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы?

- Что бывает ранней осенью?

- Чем отличается поздняя осень?

- Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, октябрь, ноябрь

На занятии можно сделать цветок –годовик, у которого 12 лепестков: 3 жёлтых (осень), 3 белых (зима), 3 зелёных (весна), 3 красных (лето).

На занятии спросите детей о том, какого цвета осень, и после ответов предложите приклеить к цветку 3 жёлтых лепестка. На каждом печатными буквами напишите названия месяцев осени.

Сентябрь

Его в народе называют хмурень.

- Как вы думаете, почему?

За ветры прозвали сентябрь ревуном.

- Почему?

А ещё зовут его златоцветом, листопадником.

- За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

- Назвали бы мы сентябрь хмуренем, ревуном? Почему? Объясните.

- Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.

- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)

Физкультминутка «Перелётные птицы»

Воспитатель называет  птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т.д.), а дети летают, если птицы перелётные, и присаживаются когда неперелётные

Октябрь

Народ называет этот месяц  мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

- Как вы думаете, почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.

- Назвали бы мы октябрь мокрохвостом, ветродуем, грязником?

- Почему? Объясните.

- Почему это время года ещё называют золотая осень?

Задание «Заполните календарь природы…»

- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в среду и четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.

Физкультминутка «Листопад»

Дети под музыку изображают падающие листочки.

Ноябрь

До ноября ещё далеко.

- Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?

Давайте попробуем заранее отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.

Ноябрь называют полузимником.

- Почему?

В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».

- Как вы полагаете, почему?

Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.

В это время от нас улетают водоплавающие птицы.

- Какие? (Утки, гуси, лебеди)

- Почему они улетают?

Но и к нам летят птицы.

- Кто знает, какие? (снегири, синицы)

В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.

Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

Работа с пособием

Задание «С какой ветки «детки?...»

Осень – пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините линией плоды и листья.

Задание «Что перепутал художник?...»

-Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно нарисовал художник? Расскажите по картинке.

3.Заключительная часть

 Подведение итогов занятия

А где же наш Айболит? А он под деревом сидит и слушает зверей, которые собрались вокруг него и рассказывают, как они к зиме подготовились.

Дети начинают играть в игру: выбирают игрушки зверей (волка,  лису, медведя,  ежа, зайца, белку). Это могут быть небольшие резиновые игрушки, куклы бибабо, куклы из пальчикового театра, и каждый ведёт рассказ о том животном, которого изображает. Айболит (воспитатель или ребёнок) интересуется здоровьем зверей и прощается с ними до весны.

Конец занятия. Рефлексия.

Что нового узнали? Чему новому научились? Что было сложно? Как полученные знания можно применить в жизни? Что было легко? Что у вас получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Уж, небо осенью дышало"

Закрепить знания детей об осени, её характерных признаках, периодах (ранняя, поздняя, золотая); закрепить знания о пейзажной живописи, о средствах выразительности в изобразительном искусстве; умение р...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Уж небо осенью дышало..."

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их....

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной к школе группы на тему "Уж небо осенью дышало..."

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив предст...

Конспект ОД в старшей группе по ФЦКМ: "Уж небо осенью дышало..."

Цель образовательной деятельности: установление связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и птиц....

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Уж небо осенью дышало"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; продолжать учить состав...