ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Уж, небо осенью дышало"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сазонова Галина Николаевна

Закрепить знания детей об осени, её характерных признаках, периодах (ранняя, поздняя, золотая); закрепить знания о пейзажной живописи, о средствах выразительности в изобразительном искусстве; умение работать в технике «оттиск листьями», передавать в рисунке своё отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_na_temu_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы Сазонова Г.Н.

МАДОУ «Детский сад №45» - комбинированного вида

Тема: «Уж, небо осенью дышало».

Целевые ориентиры: закрепить знания детей об осени, её характерных признаках, периодах (ранняя, поздняя, золотая); закрепить знания о пейзажной живописи, о средствах выразительности в изобразительном искусстве; умение работать в технике «оттиск листьями», передавать в рисунке своё отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширить представление детей об осени как времени года, её признаках.
  2. уточнить отличительные особенности картин художников.

Развивающие:

1)развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него.

2)развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета, творческое воображение.

3)развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание и память.

4)развивать навыки рисования в нетрадиционной технике: «оттиск листьями».

Воспитательные:

1)вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.

2)воспитывать любовь к родной природе.

3)воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Активизация словаря:

Репродукция, пейзаж, пейзажист, цвет, художник, «золотая осень», передний план, задний план, «оттиск листьями».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

беседы об осени, чтение художественных произведений, разучивание стихов и поговорок  об осени, пение песен об осени и слушание музыки, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, наблюдение за погодой на прогулке, рисование на ООД по ИЗО – деятельности и самостоятельной художественной деятельности.

Оборудование:

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование, фонограмма классической музыки П.И.Чайковского «Осень».

Демонстрационный материал:

репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», репродукция картин Поленова «Золотая осень», И.Грабаря «Рябинка», И.И.Шишкина «Рожь», башкирского художника репродукция картины Б.Ф.Домашникова «Осень. Электричка».

Раздаточный материал:

Разрезные картинки фотоиллюстраций «Времена года», альбомные листы А4, гуашь, кисточки, подставки для кисточек, вода, клеёнки, влажные и сухие (бумажные) салфетки, листья разных деревьев (берёзы, клёна, дуба), тарелочки для использованных листьев.

Ход образовательной деятельности

(Дети и воспитатель входят в музыкальный зал под классическую музыку П.И.Чайковского «Осень», встают в круг)

Воспитатель. Ребята, становитесь в круг. Давайте с вами поздороваемся и подарим тепло своих рук друг другу.

(Дети улыбаются и жмут руки друг другу)

- Послушайте загадку и скажите о чём она?

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?

- Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом.

- Ребята, сегодня нам пришло звуковое письмо, интересно от кого оно?

(включаем телевизор, письмо осени)

- Осень. Здравствуйте, ребята! Я – Осень! Я приглашаю вас в гости в свою мастерскую.

- Ребята перед тем, как пойти в гости к осени, давайте немного побеседуем о ней.

- Какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой) Сейчас какая осень?(поздняя) По каким признакам вы определили, что сейчас поздняя осень? Перечислите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Вы знаете приметы осени?

Игра «Да или нет»(дайте правильный ответ)

Осенью растут цветы?(нет)

А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней?(поздней)

Осенью растут грибы?(да)

Тучки солнце закрывают?(да)

Туманы осенью плывут?(да)

А букашки прилетают(нет)

Урожай все собирают?(да)

Птичьи стаи улетают?(да)

Часто –часто льют дожди?(да)

Достаём ли сапоги?(да)

Можно детям загорать?(нет)

Ну, а что же надо делать

Куртки, шапки одевать?(да)

- Молодцы, хорошо знаете приметы осени.

- А стихи про осень вы помните?

(Дети читают стихи)

М. Ивенсен.

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями манит вдали.

М.Лермонтов.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят:

Лишь в бору, поникли, ели

Зелень мрачную хранят.

А.Игебаев.

Лист лежит на тропы лисьи,

На дороги, на дома –

Золотистые колосья

Возят люди в закрома.

- Молодцы, очень красивые стихи об осени вы рассказали. Не только поэты отражали красоту осени в своих стихах, но и композиторы, и художники, фотохудожники!

- Ребята, давайте по дороге к осени зайдём в картинную галерею и посмотрим, как художники изображают осень.

- А чтобы не скучно было идти, разомнёмся и поиграем.

Вдруг закрыли небо тучи

(Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий:

Долго будет дождик плакать,

(Прыгают, на носочках, держа руки на поясе)

Разведёт повсюду слякоть.

(Приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге

Поднимай повыше ноги

(Идут по кругу, высоко поднимая колени)

- Продолжим путь. Закройте глаза, скажем:

«Раз, два, покружись,

В галерее окажись!»

- Вот мы и в галерее. Посмотрите, сколько здесь разных картин, как красиво!

- Посмотрите, что изображено на картинах? (Природа)

- Как называются картины, на которых изображена природа?(Пейзаж)

- Как называют художников, пишущих пейзажи?(Пейзажисты)

- Назовите пейзажистов, картины которых здесь представлены(И.Левитан, И.Грабарь, Поленов, И.И.Шишкин, Б.Ф.Домашников)

- Какое время года изобразили художники на своих картинах?

- Как вы это определили?

- Как называют такую осень, когда в природе много жёлтого и оранжевого цвета?

- Какое настроение вызывают эти картины?(радостное)

- А на всех ли картинах изображена золотая осень?

- Какую осень изобразил этот художник?(поздняя)

- Как вы определили это?

- Какие времена года вы ещё знаете?

- Ребята предлагаю составить картинки с изображениями разных времён года по образцу. Разделитесь по 2 человека и каждая подгруппа сложит свою картину!

Разрезные картинки «Составь картину». Фото картинки о временах года, но они разрезаны, соберите их и получится фотокартинка.

- Вам понравилось в галерее?

- Но нам пора, Осень нас заждалась.

Закройте глаза, скажем:

«Раз, два, покружись,

В гостях у осени окажись».

- Вот мы и в мастерской Осени, только Осени не видать, задерживается у неё сейчас много дел.

(На столах лежат листы, где уже изображены голубое  небо и широкая полоса земли)

Давайте мы нарисуем осенние деревья в подарок Осени. Но рисовать мы будем необычным способом – будем печатать листьями.

- Садитесь. На столах лежат листья разных деревьев. Назовите эти листья.(Ответы детей)

- Краску наносим на шершавую поверхность листочка и прикладываем этой стороной к листу так, чтобы получился оттиск. Использованный листок убираем на тарелочку.

- Большие листья где вы расположите?(На переднем плане) А маленькие? (На заднем) Затем подрисовываем к каждому дереву ствол: у берёзы ствол белый, у других деревьев – коричневый.

- Приступаем к работе. Какого цвета больше будет на ваших пейзажах?

(Фоном звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Осень»)

- Я вижу, ваши руки устали. Немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины

Листики тополя, листья осины

Листики дуба мы соберём

(Загибать пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесём.

(«Ходьба» пальчиками по столу)

- Заканчиваем работу.

- Ребята, посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились!

Осени понравится, ваши рисунки.

- Вы славно потрудились, ваши глаза устали. Сделаем гимнастику для глаз.

(Дети встают перед экраном)

Гимнастика для глаз «Осенний листочек»

(На экране листочек от берёзы. Дети взглядом следят за движением листочка)

Воспитатель.

Листопад.

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся Уфа

У окошка мы сидим

И глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим?» -

И ныряют в лужу.

- Осени почему-то нет, ребята давайте позовём Осень.

- Осень, осень мы тебя просим

Приходи к нам мы тебя ждём!

(Заходит Осень)

Осень: Я – Осень золотая,

             Осенние листочки

              Всем деткам принесла.

              Листики скорей берите,

              Вместе с ними попляшите!

(Танец с осенними листочками. В конце танца дети прячутся за листики)

Осень: Сколько листьев золотых?

             Соберу скорее их!

(Осень ходит между детьми и заглядывает за листики)

Осень: Ой, да это же наши детки спрятались!

Как подует ветерок,

Улетай скорей листок!

- А мы тебе Осень в подарок дарим свои рисунки.

Дети: Осень щедра и красива.

Скажем осени СПАСИБО! (все хором)

Ребенок: Осень, осень до свидания.

Нам пора уже домой.

Лист осенний на прощанье,

Закружился на до мной.

Осень: Мне жалко с вами расставаться,

Но близится зимы черед.

Я к вам опять приду ребята

Вы ждите осень через год.

А сейчас мои подарки принимайте,

Осень золотую вспоминайте.

(Осень дарит корзину с яблоками)

Осень: До свидания, ребята!

-Но нам пора вернуться в детский сад. Закроем глаза и скажем:

«Раз, два, покружись,

В детском саду окажись!»

- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали?  Что делали?

- Хотели бы снова там оказаться? (Ответ детей)

- Подойдите, пожалуйста, к столу. Здесь весёлые и грустные смайлики. Если вам понравилось наше путешествие, возьмите весёлое солнышко и поместите его в верхнем ряду планшета. Если же путешествие не понравилось, поместите грустную тучку в нижнем ряду планшета и поясните, что именно вам не понравилось.

(Дети подходят к мольберту и помещают смайлики в соответствующем ряду планшета, поясняя свой выбор)

Воспитатель. Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: "Поздняя осень. Предзимье".

Конспект мероприятия по связной речи в подготовительной логопедической группе....

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень»Тема: «Порядковый счёт»...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Деревья»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень»Тема: «Деревья»Задачи: продолжать учить детей определять прост...

Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»

Данный материал поможет не только опытным педагогам, но и молодым специалистам, студентам на практике провести открытое занятие по развитию связной речи детей посредством составления дидактического си...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной логопедической группе "Проказница Кикимора и Осень"

Цель: Систематизировать знания детей об осени. Создать праздничное осеннее настроение.Задачи:• Учить детей выразительно исполнять музыкальные, танцевальные, стихотворные номера на сцене;• Ра...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной логопедической группе "В гостях у Осени"

Сценарий осеннего праздника рассчитан на детей подготовительной логопедической группы. Включает в себя музыкальный материал с элементами логоритмики (логоритмические игры), песни, танцы....