НОД Откуда хлеб пришел средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

1.Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

2.Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

4. Обогащать речь детей новыми словами:  пахарь, сеять, соха, серп, палка – цепа, сноп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkuda_hleb_prishel_srednyaya_gruppa.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Ознакомление с окружающим миром

в средней группе

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель: Топорищева Е.И.

Программные задачи:

1.Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

2.Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

4. Обогащать речь детей новыми словами:  пахарь, сеять, соха, серп, палка – цепа, сноп.

Предшествующая работа:

Чтение Я. Дягутите «Лето»

             А.Мусатов «Откура хлеб пришел?»

Рассказывание ук.н.ск. «Колосок»

Беседа «Труд красит человека»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колосок»

Рассматривание картины «Уборка хлеба» (наши дни)

Рассматривание старинных предметов: серп, коса, палка – цепа.

Материал к НОД:

Иллюстрации с изображением труда пахаря, сеятеля, процесс жатвы.

Иллюстрации с изображением косы, серпа, палки – цепы.

Колосок хлебный, зерно, мука, тесто, готовый каравай.

Петушок с корзиной.

Ход занятия.

В гости к детям пришёл Петушок и принес корзинку.

- Дети, посмотрите, к нам в гости пришел Петушок. Давайте с ним поздороваемся. Ох, какая у тебя тяжелая корзинка, что ты в ней принес?

Петушок

- Вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Отгадать легко и быстро, мягкий пышный и душистый, он с начинкой или без, так и просится в роток, ну-ка съешь меня дружок!

- Это пирог.

Петушок

- Правильно, это пирог. Это я его испек, и хочу вас угостить. (достает пирог из корзины, рассматриваем.

- Круглый, румяный, пышный, очень вкусно пахнет

- Ребята, а вы помните, из чего Петушок испек пироги?

- Из муки, которую он сделал из колоска

- А где же этот колосок вырос?

- Вырос в поле.

- А знаете, кто его посадил? Хотите узнать?

В те далекие времена на русской земле лесов было больше чем теперь, но в лесу хлеб не вырастишь. И вот по весне начинали стучать топоры.

- Вы догадались зачем?

-Лес рубят.

- Как вы думаете, что делали люди со срубленными деревьями?

- Дома строили, пилили дрова, чтобы печь топить.

А на месте деревьев оставались пни. Начиналась трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте не лес, а поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху, и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой и рыхлой.

- Ой, ребята, кто-то говорит в корзинке. (заглядываю)

-Это зернышки, семена. (достаю)

Дети рассматривают и трогают (маленькие, желтые, круглые, гладкие)

_ куда семена просятся?

- В землю.

- Надо сеять. К этому событию люди готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху, и с лукошком на груди выходили в поле. А в лукошке семена пшеницы. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и разбрасывает веером по полю.

Давайте представим, что мы с вами сеятели. Одеваем лукошки с зерном и выходим в поле. ( выполняют действия)

_ Ох, какой сильный ветер подул, ребята, можем мы сейчас сеять?

- нет.

- Почему?

- Ветер раздует все зерна.

- Что же надо подождать. Вот и стих ветер. Идем сеять. Тяжело идти по полю, земля рыхлая, ноги тонут. Вот и засеяли. Устали.

- Чтобы семена наши хорошо росли, что им необходимо?

- Дождь и солнце.

-Вот и люди надеялись на хорошую погоду и песню пели:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Дождик, дождик поливай!

- Смотрите на краю поля соломинка лежит. Вот она какая. До кого я дотронулась, тот и в зернышко превратился.

Имитационная игра «Зернышко»

«Маленькие, кругленькие зернышки рассыпались по полю и спрятались в земле. Солнышко пригрело, дождик прошел. И зернышко медленно стало прорастать. И вот уже два листочка тянутся к солнцу. И выросли хлебные колосья. Тихо в поле. Только ветерок их легко покачивает»

Теперь наши колоски пусть поспевают в поле, а мы вернемся до людей.

В конце лета поспели хлебные колоски. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины серпы. Срезали колосья, собирали в снопы.

Вот тут-то и мог потеряться колосок, который нашел Петушок.

- Помните, что он сделал с колоском?

- Обмолотил.

- Взял паку – цепу и бил по колоску и зерна сыпались из него.   Собрал зернышки и просеял. Делал он так. Подбрасывал зерна, а ветер мусор выдувал.

- Куда отнес Петушок очищенное зерно?

- На мельницу.

- Там из него смололи муку (рассматривание муки)

- А из муки Петушок замесил тесто и испек пироги.

- Дети, у нашего Петушка осталось тесто, и он его принес. Он хочет чтобы и вы тоже напекли вкусных пирожков, бубликов, пряничков.(дети садятся лепят)

Петушок – Дети, какие вы молодцы, хорошо потрудились. Теперь вы можете угостить всех своих друзей.

-Ребята, а вы знаете, почему я не угостил мышат пирогами?

- Мыши не работали, не трудились, ни чего не делали.

- Правильно поступил Петушок, потому что «Кто не работает, тот не ест». А наш Петушок, хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе. Не зря в народе говорят: «Не трудиться, хлеба не добиться»

- Дети, а вы знаете поговорки о труде?

«Пчела мала, а и та трудится»

«Землю красит солнце, а человека труд»

«В большом доме и малая помощь дорога»

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

«Хочешь, есть калачи, насиди на печи»

- Вот мы с вами и увидели, как много надо трудиться, чтобы у людей в доме был хлебушек. Поэтому мы должны беречь хлебушек.

 А вы умеете беречь хлебушек? Как его надо беречь?

- Нельзя хлеб крошить, не бросать, не выбрасывать. Брать хлеба столько, сколько съешь.

В нем здоровье наше, сила.

В нем чудесное тепло,

Сколько рук его растило.

Охраняло, берегло.

- Петушок хочет угостить вас своим пирогом. Давайте поблагодарим Петушка за его интересный рассказ о хлебе и вкусный пирог.

( дети угощаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация долгосрочного проекта: "Откуда хлеб пришел" (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба....

Проект "Откуда хлеб пришел" подготовительная группа

Цель: воспитание бережного отношения к труду людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба....

Подгрупповая НОД « Откуда хлеб пришел?» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР-3

Непосредственно - организованная деятельность  " Откуда хлеб пришел ?"  в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с использованием ИКТ...

НОД Познавательное развитие. Развитие речи. "Откуда хлеб пришел" (старшая группа)

Задачи по образовательным областямЗадачи приоритетной образовательной области  Речевое  развитие: Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать послови...

Конспект НОД «Откуда хлеб пришел» вмладшей группе

Цель:формирование у детей представления о процессе выращивания хлеба.Задачи:Развивающие:• Развивать связную речь,• Активировать словарь словами: хлебороб, комбайнер, пекарь, э...

Проект "Откуда хлеб пришел?" средняя группа

Формировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и производстве хлеба в различные исторические периоды...