Экологический проект "Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_druzya_prirody.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
Экологический проект
«Мы - друзья природы»
Разработчик:
воспитатель
Сабитова Л.В.
Когалым 2019 г.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема
усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся
непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.
То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды, плоды – все это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нашей жизни очень важно все это беречь и хранить.
Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед дошкольным образованием задачи поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может стать наш проект "Мы - друзья природы", ориентированный на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.
Для детей наш проект – это увлекательные игры, ознакомление с художественной литературой, экспериментальная деятельность. Для взрослых участников проекта (педагогов и родителей) – новые интересные формы взаимодействия с детьми.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- познакомить детей с правилами поведения на природе
- уточнить экологические запреты;
- закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные, связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме,
обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный – один месяц с мая по июнь 2019 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Дети старшей группы № 21 (5-6 лет).
• Воспитатели группы.
• Родители.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: данный проект может использоваться воспитателями для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
- образовательная деятельность
- продуктивная деятельность-экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы
- театрализованная деятельность;
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- игры
- разные формы бесед;
- работа с календарем природы;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий
- тематические выставки.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:
- I этап-подготовительный
- II этап- практический
- III этап-итоговый
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Изучение литературы по теме.
• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
• Консультация для родителей через папки-передвижки.
• Подбор наглядно-дидактических пособий.
• Пополнение методической литературы.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
• Реализация плана мероприятий проекта
• Взаимодействие педагогов, детей и родителей.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
• Театрализация экологического спектакля «Лесная история» для детей старшего дошкольного возраста.
• Участие родителей в городском конкурсе «Чистые игры в Когалыме» по сбору и сортировке мусора.
• Выставка рисунков «В гармонии с природой» (совместное творчество детей и родителей)
• Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора» (совместное творчество детей и родителей)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
- повышение уровня экологической грамотности детей;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
- формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
- способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
ВЫВОДЫ.
Проект позволил детям расширить математические знания о форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, количестве и счете и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Проект позволил обогатить развивающую предметную среду группы.
У детей сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в теплице и цветнике детского сада.
Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
13 Рисование «Весенний цветок» | 20 Беседа с рассматриванием иллюстраций «Растение как живое существо» | 27 «Рисование – экспе-риментирование. Зеленый май» | 3 Развитие речи «Составление описательного рассказа по картинам о диких животных» |
14 Ознакомление с окружающим. «Моя Югра – моя планета» | 21 ПиД «Природный материал – песок, глина, камни» | 28 Ознакомление с природой «Берегите нашу планету» | 4 Беседа «Поможем природе» |
15 Лепка. «Стрекоза» | 22 Аппликация. «Скворечник» | 29 Лепка. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» | 5 Аппликация. «Цветы луговые» |
16 Беседа «Животные у нас дома» | 23 Беседа «Правила поведения в лесу» Экскурсия в лес. | 30 «Составление рассказа по картине «Зайцы» | 6 Театрализация экологической сказки «Лесная история» |
17 Рисование «Ветка дерева в вазе» | 24 Рисование «Сирень» | 31 Рисование «Плакат о защите обитателей леса» | 7 Викторина «Защитники природы» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
9. Сайты интернета для воспитателей.
10. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
11. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Друзья природы»
Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...
Разработка плана-конспекта родительского собрания в старшей группе «Экологический КВН «Друзья природы»
Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС...
Семейный экологический альбом "Друзья природы"
Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы....
Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"
Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...
Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"
laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы...
Экологический КВН "Друзья природы"
Экологический КВН для детей подготовительной группы и их родителей....