Экологический проект "Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

                                    «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы

                                   с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.                

                                   Здесь, в природе, вечный источник детского разума» 

                                                                                                                                В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_druzya_prirody.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

Экологический проект

«Мы - друзья природы»

                                                                                                                   

                                                                                                    Разработчик:                        

                                                                                                        воспитатель

                                                                                                     Сабитова Л.В.

                                                                                                             

Когалым 2019 г.     

                                                         

                                    «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы

                                   с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.                

                                   Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

       В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема

усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся

непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

       Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

       Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.

        То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды, плоды – все это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нашей жизни очень важно все это беречь и хранить.

        Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед дошкольным образованием задачи поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может стать наш проект "Мы - друзья природы", ориентированный на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.

Для детей наш проект – это увлекательные игры, ознакомление с художественной литературой, экспериментальная деятельность. Для взрослых участников проекта (педагогов и родителей) – новые интересные формы взаимодействия с детьми.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • познакомить детей с правилами поведения на природе
  • уточнить экологические запреты;
  • закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
  • учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные, связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
  • развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме,

  обогащать словарный запас;

  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный – один месяц с мая по июнь 2019 г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• Дети старшей группы № 21 (5-6 лет).

• Воспитатели группы.

• Родители.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: данный проект может использоваться воспитателями для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  • образовательная деятельность
  • продуктивная деятельность-экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
  • чтение художественной литературы
  • театрализованная деятельность;
  • организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
  • игры
  • разные формы бесед;
  • работа с календарем природы;
  • подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
  • взаимодействие с семьей;
  • рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий
  • тематические выставки.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:

  • I этап-подготовительный
  • II этап- практический
  • III этап-итоговый

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• Изучение литературы по теме.

• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

• Консультация для родителей через папки-передвижки.

• Подбор наглядно-дидактических пособий.

• Пополнение методической литературы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

• Реализация плана мероприятий проекта

• Взаимодействие педагогов, детей и родителей.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

 Театрализация экологического спектакля «Лесная история» для детей старшего дошкольного возраста.

 Участие родителей в городском конкурсе «Чистые игры в Когалыме» по сбору и сортировке мусора.

• Выставка рисунков «В гармонии с природой» (совместное творчество детей и родителей)

• Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора» (совместное творчество детей и родителей)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • повышение уровня экологической грамотности детей;
  • становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
  • умение выражать собственное мнение, анализировать, оказывать посильную помощь;
  • освоение знаний об экологии родного края;
  • расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
  • формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
  • способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

ВЫВОДЫ.

Проект позволил детям расширить математические знания о форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, количестве и счете и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Проект позволил обогатить развивающую предметную среду группы.

У детей сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в теплице и цветнике детского сада.

       Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

13

Рисование «Весенний цветок» 

20

Беседа с рассматриванием иллюстраций «Растение как живое существо»

27

«Рисование – экспе-риментирование. Зеленый май»

3

 Развитие речи «Составление описательного рассказа по картинам о диких животных»

14

Ознакомление с окружающим. «Моя Югра – моя планета»

21

ПиД

«Природный материал – песок, глина, камни»

28

Ознакомление с природой

«Берегите нашу планету»

4

Беседа «Поможем природе» 

15

Лепка.

 «Стрекоза»

22

Аппликация.

«Скворечник» 

29

Лепка.

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

5

Аппликация.

«Цветы луговые»

16

Беседа «Животные у нас дома»

23

Беседа «Правила поведения в лесу» Экскурсия в лес.

30

«Составление рассказа по картине «Зайцы»

6

Театрализация экологической сказки «Лесная история»

17

Рисование «Ветка дерева в вазе»

24

Рисование «Сирень»

31

Рисование «Плакат о защите обитателей леса»

7

Викторина «Защитники природы»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

9. Сайты интернета для воспитателей.

    10. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.

    11. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Друзья природы»

Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...

Семейный экологический альбом "Друзья природы"

Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы....

Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"

Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...

Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"

laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе  группы...

Экологический КВН "Друзья природы"

Экологический КВН для детей подготовительной группы и их родителей....