Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять родину»,
М.М. Пришвин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_avtosohranennyy_-_kopiya.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по экологическому воспитанию
«Друзья природы».
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять родину»,
М.М. Пришвин.
Высказывания В. А. Сухомлинского мне очень близки, он считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием детей.
Актуальность этой проблемы растет с каждым годом. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не достаточен запас знаний об окружающей среде. Взаимодействие человека и природы, а также влияние общества на окружающую среду приняли огромные масштабы. Это стало острой проблемой современной жизни. Важнейший аспект в решении этого вопроса - приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Поэтому целью моей работы является формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
Для решения поставленной цели, я использую следующие задачи: 1.Образовательная:
Обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;
2.Развивающая:
Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная:
Воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней.
Для достижения поставленных задач по данной проблеме используются различные методы работы с детьми: проблемно-ситуативный, мультимедийный, моделирование, экспериментирование.
В своей работе по воспитанию экологической культуры у дошкольников придерживаюсь следующим принципам:
1. Доступность и Научность.
2. Деятельность.
3. Интеграции.
4.Регионализм.
5.Системность.
Для реализации всех поставленных задач, я использую разнообразное методическое обеспечение:
В рамках реализации экологического воспитания в соответствии ФГОС, разработана система работы «Друзья природы», которая направлена на непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но, если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физической культурой. При организации работы по экологическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент, ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, изучение и рассмотрение с детьми «Красной книги», расширяет представления о его природе. Многие экологические проблемы такие как: загрязнение реки Миус, гибель Куйбышевского леса, наличие несанкционированных свалок, ведут к гибели природы. Село, в котором мы живем, расположено в зоне холмов и степей. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.
Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:
обогатить знания детей о природе Куйбышевского района
формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Система работы «Друзья природы» состоит из 4-х блоков.
Первый блок – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
Второй блок- Времена года
Третий блок- Многообразие растений и их связь со средой обитания
Четвёртый блок - Многообразие животных и их связь со средой обитания
Педагогическая модель организации экологического воспитания дошкольников включает в себя:
- создание предметно-развивающей среды;
- педагогическое просвещение родителей;
- целостный образовательный процесс;
- интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности;
- социально-культурную среду социума.
В группе создана предметно-развивающая среда:
Для решения поставленных задач, создаются условия не только в группе, но и во всём детском учреждении. В групповой комнате размещен уголок природы, «огород на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, альбомы «Животные и растения Ростовской области», природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. Мы стараемся придать своему уголку неповторимость и своеобразие. Состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Ко всему этому располагает и экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, которые занесены в «Красную книгу», а также можно познакомиться с правилами поведения в природе.
Работа с детьми. В своей деятельности использую наиболее интересные и результативные формы работы с детьми: прогулки, экскурсии, наблюдения, решение проблемных ситуаций.
Большое внимание уделяю экологическим сказкам. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравится показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием.
Важное место отведено опытам, так как опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность и учит детей рассуждать и делать простейшие умозаключения.
Ребятам очень нравятся игры-путешествия с решением экологических проблем: «Очистим реку Миус», «Поможем лягушатам», «Покормим зимой птиц» и др., которые заинтересовывают и увлекают детей в мир природы. При организации образовательной работы с детьми происходит интеграция со всеми образовательными областями, которые заканчиваются продуктивной деятельностью.
Для успешной реализации поставленных задач, использую эвристические методы. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, используем: викторины «Экологическая тропинка», «Земля – наш общий дом», КВН «В союзе с природой», «Что? Где? Когда?» и др.
Воспитанники нашего ДОУ под руководством педагогов участвуют в фотоконкурсах, викторинах, конкурсах рисунка и занимают призовые места, получая дипломы и грамоты. Внутри детского сада ежегодно проводятся выставки рисунков «Мы – друзья природы!», выставки ко Дню «Земля матушка», «Пернатые друзья», «Волшебная вода», а также по тематике проектов.
Работа с родителями. Успех экологического воспитания детей во многом зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов использования воспитательного потенциала семьи. Сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС.
Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно участвуют в выставках рисунков, поделок, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет «Наши домашние питомцы», «Родной край, любимые места». Присутствуют на совместных мероприятиях таких, как: «Осень, осень в гости просим.», «Ах ты зимушка зима», «Веснянка», «Папа, мама, я - экологическая семья» и др.
Привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях: «Сохраним живую елочку», «Покормим птиц» «Детский сад – цветущий сад», «Лучший лекбук природы Куйбышевского района» и т.д. Осенью проводится традиционная выставка поделок из овощей и природного материала, а перед Новым годом – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, елочку (из различных материалов).
Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю. Мы заметили, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родной природы, что не мало важно в воспитании детей.
Работа с социумом: Согласно ФГОС ДО, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с организациями содружества такими как библиотека, школьный музей, ЦДО и др. Поэтому наша работа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал.
Совместное проведение праздников, развлечений и т.д. помогает еще раз привить любовь к родному краю.
Предполагаемый результат:
В результате проводимой работы по экологическому воспитанию дошкольников и по итогам мониторинга, можно увидеть положительный рост динамики. При сравнении видно, что 2016 год дает более низкие результаты. Для более качественных знаний с учетом изученного. Начала применять на практике разнообразные методы и приемы с детьми, а также был приобретен материал для экспериментирования и опытнической деятельности. В связи с разработанным комплексом мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.
– Дети владеют элементарными представлениями о флоре и фауне Куйбышевского района, знают и называют животных и растения, занесенные в «Красную книгу».
-Дети используют практические знания по охране природы, научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"
Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...
Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"
Экологические знания — это сведения взаимосвязи растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...
Эссе " Моя педагогическая философия" в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"
Моя педагогическая философия почему я стала воспитателем...
Самоанализ занятия в подготовительной группе по теме: «Путешествие капельки» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинации "Воспитатель года"
Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы...
«Мастер-класс» и методика его подготовки и проведения в рамках Конкурса "Учитель года Дона"
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это форма для обобщения и распространения инновационно...
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"
Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы.Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение накопл...