Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"
материал (младшая, средняя группа) на тему
Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ОГОНЕК»
ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРЖКА
«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППА
РУКОВОДИТЕЛЬ: МЕДВЕДЕВА Н.В.
2015 ГОД
Наш девиз:
«У природы есть друзья: это мы, и ты, и я! »
Общие сведения о коллективе:
1. Название кружка: «Друзья природы»
2. Год образования: 2015
3. Общее число участников: 18
4. Руководитель: Медведева Н.В.
5. Образование: среднее специальное.
6. Стаж работы: 35 лет
7. Категория: первая
8. Основная работа: воспитатель
9. Дети: 2-ая младшая - средняя группа «Сказка»
10. Место проведения: группа, участок
11. Время проведения: четверг, 2 половина дня.
Пояснительная записка
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.
От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.
Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.
Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.
С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?
В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сёстрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.
Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой.
Цели и задачи кружка:
- Формирование экологического мышления вот цель данной работы:
- Ответственность за сохранность природы несет человек;
- Человек и природа неотделимая часть друг от друга;
- Сама природа многообразна и едина;
- Человек должен учиться жить в гармонии с окружающим миром;
Задачи обучения
- Через общение с природой научить детей любить ее красоту во всем многообразии форм и красок;
- Формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Развивать в детях такие качества: наблюдательность, воображение, фантазию и чувства творчества;
- Для творческой работы организовать сбор природного материала;
- Научить детей правильно вести себя в лесу.
Методы и формы обучения:
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Огромную радость доставляет детям общение с природой. Дети видят мир по-своему. Во всем многообразии запахов, звуков, цвета. Сердца детей всегда открыты для восприятия красоты. Поэтому первое знакомство с миром природы, с ее обитателями можно провести в увлекательной для детей форме игры, загадок, сказок и викторин.
Очень полезны для детей занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки). Самое благотворное воздействие на здоровье детей оказывает свежий воздух и красота окружающей природы. Такие занятия учат детей умению видеть прекрасное, развивают их физически.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
На таких занятиях дети учатся наблюдать за явлениями природы и их изменениями во времени. У детей развивается воображение, наблюдательность и внимание. Дети осваивают первые правила поведения в природе и даже в лесу, учатся следовать закону «не навреди».
Во время прогулок организовывается сбор природного материала для творческих поделок, выполняются посильные трудовые поручения в природе: уборка территории от сухих листьев, мусора. Такая работа воспитывает в детях чувства ответственности за окружающую их природу, бережное отношение к ней.
Перспективный план работы кружка 2015- 2016 учебный год
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 неделя | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь. | Загадывание загадок, Игра «Угадай по описанию», экспериментирование: Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить. Сбор и засушивание осенних листьев. |
2 неделя | «Осень - припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, Осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?», заучивание физ.минутки «Мы капусту рубим…».Дид.игра «Узнай на вкус» |
3 неделя | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развивать познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок. |
4 неделя | Экскурсия в парк | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | 1. Наблюдение за состоянием погоды, за красотой осенних деревьев. 2. Чтение стихотворения «Осень» 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. 4. Работа с календарём природы |
Октябрь 1 неделя | Лес | Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. | 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» . |
2 неделя | «Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ воспитателя о грибах. 3. Рисование «Грибы» |
3 неделя | «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». |
4 неделя | Расскажи Кате о комнатных растениях | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Продолжать учить узнавать и называть части растения(корень, стебель, лист, цветок) | Игра «Найди растение», физ.минутка «Цветы», дидактическая игра «За каким растением спряталась Катя?», экспериментирование: «Что нужно растению для роста?» |
Ноябрь 1 неделя | Воробьишка | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи (уточнить с детьми как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет». Пальчиковая гимнастика «Грачи», речевая игра «Кто же это?» |
2 неделя | Домашние животные | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дидактическая игра «Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
3 неделя | Снежинка | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимание и память, видеть красоту природы | Наблюдения, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: знакомство со свойствами снега |
4 неделя | Дикие звери зимой | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа, дидактическая игра «Найди маму». |
Декабрь 1 неделя | Растения зимой | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия, доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | Рассмотреть иллюстрации зимнего пейзажа, беседа «Для чего растениям снег», наблюдения за деревьями |
2 неделя | Елочка – зеленая иголочка | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев, формировать умение детей различать еловую и сосновую шишки, воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботится о них. | Наблюдения, беседа, игра «Найди по описанию», рассматривание шишек. |
3 неделя | Зимующие птицы | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы», рассказ о жизни птиц зимой, беседа «Чем мы можем помочь птицам». |
4 неделя | Снежный хоровод | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдения, рассматривание картины «Зима», рисование снежинки. |
Январь 1 неделя | Наблюдения за снегом и льдом | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знание о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» |
2 неделя | Экскурсия по территории детского сада | Учить видеть детей изменения, происходящие в природе. | Загадывание загадок, использование художественного слова. |
3 неделя | Зимние явления в неживой природе | Уточнить и закрепить знание детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать. | Дать определение понятию – зимние явления. Беседа «Если на улице сильный мороз», наблюдение на прогулке, работа с календарем природы. |
Февраль 1 неделя | Выращиваем лук | Вызывать интерес к выращиванию огорода, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | Беседа с элементами труда, экспериментирование. |
2 неделя | Наблюдение «Снег» | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, пасмурную? Как он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду хрустит под ногами и т.п.). Беседа о защитных свойствах снега. |
3 неделя | Лаборатория добрых дел | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями, беседы о добре и зле. |
4 неделя | Дикие животные в лесу зимой | Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Игра «Мы маленькие зайчики», «У медведя во бору». |
Март 1 неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения «Март», «Весна идет». Экспериментирование «Взаимодействие воды и снега». Загадывание загадок. |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья - собака» | Формировать у детей представление о том, что собака умное домашнее животное, преданна человека, ее модно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдения, чтение художественной литературы, загадывание загадок, сравнение кошки и собаки. |
3 неделя | Забота о здоровье | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | Первые цветы в природе | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения, воспитывать любовь к природе. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей». |
Апрель 1 неделя | Насекомые | Учить детей внимательно относится к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям, формировать представления о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница); показать пользу насекомых, воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Наблюдения за насекомыми, рассматривание иллюстраций, рассказ о том, какую пользу приносят насекомые, рисование «Бабочка». |
2 неделя | Растения весной | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знание детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знания названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Наблюдения за деревьями, вспомнить название некоторых деревьев и кустарников, работа с календарем природы. |
3 неделя | Встречаем птиц | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов, первый прилет стрижей, ласточек и т.д.). воспитывать любознательность, желание заботится о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Аппликация «Скворечник». Загадывание загадок про птиц. |
4 неделя | Волшебница весна | Закрепить представление детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе. | Беседа, художественное слово, аппликация «Полянка цветов». |
Май 1 неделя | Цветущий сад | Знакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | Наблюдение за яблоней, беседа «Почему цветут деревья». Работа с календарем природы. |
2 неделя | Что такое облака, дождь, гроза | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. |
3 неделя | Песочные фантазии | Расширять кругозор детей: закрепить знание о свойствах песка, развивать образное и логическое мышление, развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, обогащать эмоциональную сферу детей. | Игры с песком, пальчиковая гимнастика, экспериментирование: почему песок сыплется. |
4 неделя | Экологическая тропа | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | Чтение стихотворения Р.Рождественского «Береги природу», целевая прогулка по экологической тропе, беседа «Что будет, если…». |
Список литературы:
- С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников./С.Н. Николаева – М., Мозаика-Синтез, 2002
- С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева, М: Просвещение, 1999 г.
- Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
- Н.А. Рыжова Волшебница вода
- Источники интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей младшей группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей средней группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....
Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"
Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период в жизни ребёнка характеризуется особым, ...
Рабочая программа экологического кружка «Гостиная природы»
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влия...