« Жизнь на Севере нашей страны »
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Серебрякова Алла Ивановна

Представлен проект "Жизнь на Севере нашей страны" и его апробация с детьми 6-7 лет. Целью которого является приобщение детей к культуре народов Севера, к их традициям, обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1.Название « Жизнь на Севере  нашей страны »

2.Вид проекта:  Информационно - творческий

3.Продолжительность проекта Неделя  

 

4.Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников

5.Актуальность темы. На Севере веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы, долганы и нганасаны, удэгейцы, чукчи, алеуты, саамы. Народы Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родной стране, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной страны, уважать и гордиться людьми, живущими в суровом крае, воспитывать любовь ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю страны – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

6.Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект. Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов Севера.

7.Цель проекта. Приобщение детей к уникальной культуре народов Севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

8.Задачи проекта.  

Образовательные:  -Развивать знания детей о народах Севера.

-Обобщать знания детей о животных Севера.

-Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов и жизни животных Севера.

Развивающие:

-Развивать интерес к жизни животных Севера.

-Развивать интерес к жизни коренных жителей Севера.

-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

-Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Воспитательная:  

- Воспитывать любовь к природе и уважение к национальностям народа севера.

- Формировать умения видеть красоту природы Севера.

9.Ожидаемые результаты. 

 Дети. Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов  севера.  Раскрытие творческих способностей через  разнообразные виды детской деятельности.  Желание играть в национальные игры народов.

Родители. Уважение к самобытной культуре коренных народов  севера.  Раскрытие творческих способностей в семье. Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребѐнка.  Формирование более высокой оценки  достижений своих детей и гордость за них.

10.Содержание проекта.

Задачи

Деятельность  с детьми

Деятельность  с родителями

Материалы и средства реализации

Сроки и ответ-ный

Подготовительный этап

Выбор темы Планирование

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта

 Изучение литературы;  обновление содержания ППС;  составление  картотек игр, опытов, пособий; рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; сюжетно-ролевые игры «Полярники», «Мы -  северные люди», «На севере» и другие.

Изо деятельность по замыслу детей.

Беседа с родителями на тему:

 « Жизнь на Севере  нашей страны »

Основной этап -  Реализация проекта

- введение в тематический образовательный проект;

- постановка целей и задач;

- нахождение методов достижения цели;

- знакомство с народами севера.

- вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

- пополнить словарный запас новыми понятиями: юрта, иглу, оленеводство и др.;

- развивать речевую активность

- Развивать мелкую моторику через тактильные ощущения;
- формировать умение различать материал.

-Учить лепить фигуру оленя скульптурным приемом

составления, передовая строение тела животного, пропорции и характерные

детали; научить использовать стеку для придания необходимой структуры.

- Развивать речевую активность

- Познакомить детей с жизнью народов севера;

- развивать познавательную активность, воображение;

- Актуализировать и дополнить знания детей о том, из какого материала
сделаны различные предметы;

- Закреплять в с-р играх знакомые игровые действия.

- Развивать речевую активность

- Познакомить детей с устройством жилища народов  севера;

-Закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом.

-Учить самостоятельно находить способы постройки

  Понедельник

Беседа «Кто они – жители севера?»

1. Познавательное разв. Познавательно-исследовательская деятельность «Как велика наша страна!»


2.Художественно-эстетическое развитие. Изо деятельность. Сюжетное рисование акварелью или гуашью на выбор на тему «Стойбище»

С-р игра «Полярники – покорители севера».

- Чтение ненецкой сказки «Лисица, птичка и ворон».

Вторник.

1.Опытно-экспериментальная деятельность «Рассмотреть кусочки разного меха, найти различия»

2.Худ-эстетическое развитие.  Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Северный олень»

-Разучивание физ.минутки «В тундре».
-Чтение ненецкой сказки  «Собака».

-Беседа «Кто живет в чуме?»

  Среда.

-Худ-эстетическое развитие. ИЗО деятельность. Тема. «Северное сияние»

- Речевое разв. «Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера»

Дидактическая игра «Что из чего сделано»

- Подвижная игра «Ручейки и озера»


С-р игра «Мы – северные люди». 

-Чтение ненецкой сказки  «Два брата».

Четверг. 

Познават развитие.  Конструирование  из бумаги «Чум, яранга»

-«Юный оленевод»

 С-р игра «Полярники»

- Беседа «Зачем оленю рога?»

 

Пятница. 
Конструирование «Чум»

Разгадывание загадок на тему «Север»

-Беседа с родителями на тему недели

- Сбор атрибутов для мини-музея.

- Сбор наглядного материала: кусочков разного меха.

Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера

Сбор головных уборов для мини-музея.

Сбор головных уборов для мини-музея.

Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера » Напомнить родителям о важности чтения детям.

Создание, подбор предметов для мини-музея.

 -Карта России, иллюстрации с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера.

- Альбомные листы, акварель или гуашь на выбор

Ненецкая сказка «Лисица, птичка и ворон».

-Кусочки разного меха.

-Бумага, краски, клей, карандаши, и др.

- Физ.минутка «В тундре ».

- Ненецкая сказка  «Собака».

-Бумага, краски, карандаши, и др.

-Кусочки разного меха, сукно, замша, дерево.

Ненецкая сказка  «Два брата».

-Иллюстрации с изображением чума.

-Предметные картинки животные Севера.

-Палочки для суши, лоскуты ткани, резинки

Головные уборы из мини-музея

30.01

31.01

1.02

2.02

3.02

Заключительный этап

Подведение итогов оценка результатов

По реализации проекта У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг      другу   поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.    

-   Родители приняли активное участие в проекте.

Создана предметно-развивающая среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация конспекта занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"

Представляю вашему вниманию презинтацию и конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект занятия по теме: «Здоровый образ жизни» путешествие в страну Неболейка»

Конспект занятия по теме: «Здоровый образ жизни» путешествие в страну Неболейка» Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.Задачи:Образовательные:Учить детей самостоят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в «Страну Здоровья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей подготовительной к школе группе.Цель: Расширение  и обогащение знаний  детей об особенностях организма человека, фор...

Конспект образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни "Путешествие в страну космических слов"

Расширить знания детей о космосе. Развивать словарный запас , связную и диалогическую речь....

Конспект образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни "Путешествие в страну космических слов"

Расширить знания детей о космосе. Развивать словарный запас детей, диалогическую речь. Развивать творческие способности....