Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух» Опыты и эксперименты .
план-конспект занятия по окружающему миру
Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Программное содержание:
- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe_vozduh.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 комбинированного вида. Кировского района.
Санкт-Петербурга.
Конспект занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух»
Опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа).
Составили:
Лебедева
Татьяна Викторовна
Бельчанова Татьяна Станиславовна
Санкт-Петербург.
2020г.
Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Программное содержание:
- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;
Материалы и оборудование:
- пакеты по количеству детей;
- таз с водой;
- воздушные шарики по количеству детей;
- стеклянный стакан;
- веера по количеству детей;
- пластмассовые стаканчики с водой;
- трубочки для коктейля;
- бумажные салфетки по количеству детей;
- баночки в которых лежал апельсин, духи, чеснок;
- фломастеры.
Ход занятия:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Давайте друг друга и конечно же наших гостей согреем своими улыбками!
Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
- Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?( Солнышко!)
- Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вперёд, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.
- Вы хотите?(ответы детей)
- Тогда надевайте скорее фартуки!
А вот про кого будут наши опыты, вы узнаете, отгадав мою загадку:
«Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь ,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем» (воздух)
Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе:
- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух? (нет)
- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).
- Так значит, какого он цвета? (бесцветный).
- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.
Опыт 1.
- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Раздаю детям пакеты.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).
- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Наполнили мячик воздухом он стал каким?(круглым),
наполнили шарик воздухом он стал каким?(овальным).
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нём нет воздуха).
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный.
Опыт 2.
- Как вы считаете этот стакан пустой? (показываю пустой стакан) Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)
- А сейчас мы это проверим (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей)
Давайте сделаем вывод.
Вывод 2. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 3.
- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки).
- Откуда взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)
- А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой.
Какой же можно сделать вывод?
Вывод 3: Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, потом в стакане, а потом выпустили его.
(Дети садятся за столы)
Опыт 4.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит? (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).
Вывод 4: Воздух есть внутри нас.
Опыт 5.
- Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?
- А как мы можем это сделать?
- Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (тепло). А теперь возьмите веер и помашите им. Что теперь вы чувствуете? (ветерок, прохладу).
Вывод 5: Воздух можно почувствовать.
А теперь давайте поиграем(физкультминутка):
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо- влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Руки ставим перед грудью,
Мы рывки руками делать будем-
Раз-два- три - четыре
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)
Опыт 6.
- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает
чужие запахи.
- Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Вывод 6: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 7.
- Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?
- Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона? А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?
Вывод 7: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 8.
- А как вы думаете, человек может жить без воздуха? (Нет, не может).
- Почему? (Человеку нужно дышать).
- Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)
- Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).
- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).
Вывод 8: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.
Опыт 9.
- А как вы думаете, что мы можем надуть с помощью воздуха? (правильно, воздушные шарики)
Посмотрите, ребята- это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков?
Шарики пустые и очень маленькие и грустные! Ребята, но мы же с вами волшебники! Давайте совершим еще один опыт. (Дети надувают шарики).
А теперь, чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.
Разрисовка шариков под музыку.
Вывод 9: Ну, вот…… Шарики были маленькие, а теперь большие, красивые. Что теперь внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите. Какие шарики? (легкие, воздушные). А почему они такие стали? (потому, что внутри у них воздух, а он легкий)
Итог:
- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:
Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы вдыхаем и выдыхаем, без воздуха не может существовать ничто живое на земле.
Дорогие ребята! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. Спасибо!
-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями ( До свидания ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
НОД по опытно-экспериментальному на тему: "Воздух - невидимка"
Дети в лабаратории знакомятся со свойствами воздуха: Воздух не имеет света, он невидимый, не имеет вкуса, не имеет запаха, воздух легче воды. Воздух - это неживая природа без которой не может жить жив...
Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности "День опытов и экспериментов"
Конспект игровой ситуациис элементами опытно – экспериментальной деятельности...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»
Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...
Опытно-экспериментальное занятие "Свойства воздуха и воды"
Создание условий для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...