ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ЛАБОРАТОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ИСТОКИ»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, поможет детям в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. Воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ЛАБОРАТОРИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ИСТОКИ»
Презентация проекта
«Это русская сторонка, это родина моя!»
Шемякова Людмила Николаевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Мегион
2022
1 слайд.Добрый день уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию презентацию проекта ««Это русская сторонка, это родина моя!».
2 слайд.Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, обычаи. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, поможет детям в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. Воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.
3 слайд.Анализ литературы показал, что существует огромный теоретический материал по приобщению к народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Ученымипедагогами фамилии, которых представлены на слайде доказана воспитательная направленность народной культуры.
4 слайд.Новизна проекта основана на комплексном подходе к формированию у детей интереса к процессу традиций действия праздников русского народа, дошкольники погружаются в мир народной культуры и традиций через календарные народные праздники.
5 слайд. Педагогическая целесообразность проекта «Это русская сторонка, это родина моя» определена тем, что ориентирует участников педагогического процесса (воспитанников, родителей и педагогов) на воспроизведение русских традиций в праздничном действии, привлекает к активному творчеству в процессе подготовки и проведения праздника.
6 слад. Цель проекта– приобщение детей к традициям и праздникам русского народа.
7 слайд. Задачи проекта:
1.Знакомить детей старшего дошкольного возраста с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, элементами праздничной культуры.
2.Развивать потребность в создании праздничного действия.
3.Развивать реализацию самостоятельной творческой деятельности.
4.Повысить интерес детей и родителей к народной культуре ее традициям через праздники.
5.Воспитывать желание использовать накопленные знания в игровой, самостоятельной и практической деятельности.
8 слайд. Адресованность проекта– дети дошкольного возраста от 6 до 7 лет.В проекте могут привлекаться дети с ограниченными возможностями здоровья, так как создается возможность адаптировать образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
9 слайд. Характеристика проекта. Вид проекта практико-ориентированный, творческий. Тип проекта – игровой, по характеру содержания - общество и его культурные ценности. По длительности – долгосрочный (1 год).
10слайд.Эффективность реализации проекта отслеживалась через проведение первичной и итоговой диагностики воспитанников дошкольного учреждения и анкетирование родителей. Авторы и названия методик используемые в ходе диагностики представлены на слайде. (В рамках проведения диагностики использовались методики М.Д. Маханевой, Л. Князевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Ситуация выбора», «Выбери праздник» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Акуловой; педагогическое наблюдение Т.С. Комаровой.).
11 слайд.Результаты первичной диагностики показали:
-активно интересующихся детей культурой и бытом русского народа, знающих название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение 20%;
-детей с эпизодическим интересом к бытовой культуре русского народа, проявляющих инициативу и интерес с подачи воспитателя, знающих минимум названий предметов быта, иногда допускающих ошибки при определении предметов быта и их назначения 50%;
-детей с практически отсутствующим интересом, не стремящихся получить новые знания, не проявляющих никакой, знающих очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называющих их неправильно 30%.
12 слайд. По результатам анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:
-родители заинтересованы в изучении народных традиций их детьми.
-наибольшей популярностью пользуются 2 праздника: Пасха и Масленица.
-родители понимают, что необходимость знакомства детей с народными традициями не ограничивается знаниями из детского сада, но не осознают, что роль семьи является главенствующей в этом вопросе.
13 слайд. Ожидаемые результаты проекта.
1.У воспитанников сформирован устойчивый интерес к русским народным праздникам
2.Воспитанники имеют представления о народных праздниках, их особенностях, традициях, обычаях.
3.У воспитанников сформировано уважение к историческому и культурному русскому наследию.
14-15 слайды.Модель реализации проекта представлена на слайде. На первом этапеорганизационно-подготовительном разрабатывалось содержание праздников, осуществлялся подбор дидактического материала, литературы, костюмов, создавался календарь народных праздников (май-июнь).
16 слайд. Практический основной этап (сентябрь - май). Для реализации данного этапа использовались следующие формы и методы работы с детьми:
-игры-занятия с использованием игровых мотиваций, и компьютерных технологий, включающих презентации;
-беседы, игры, виртуальные экскурсии;
-организация выставок (совместная деятельность с родителями и детьми).
Формы работы с родителями:
-презентации, памятки, рекомендации.
17.слайд.Календарно-тематический план проекта имеет четыре раздела: «Праздники осени», «Праздники зимы», «Праздники весны», «Праздники лета». Каждый раздел имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть.
18 слайд. В рамках второго этапа воспитанники были непосредственными участниками народных праздников.Первоестартовое занятие проекта «Народные праздники на Руси», где дети познакомились с тем, какие праздники были на Руси, почему люди считали важным их отмечать, соблюдая все традиции предков.
19 слайд.Знакомясь с праздником «Семенов день» дети узнали о приметах этого праздника. Девочки одевшись в русские народные сарафаны стали участницами забавного обряда – девушки одевали свои лучшие наряды, и выгоняли из дома мух да других насекомых полотенцем. Так же дети узнали, как в старину прощались с мухами и комарами, слепив из пластилина мух они спрятали их в картошку. Тем самым попрощавшись с мухами до самой весны.
20 слайд. В ходе знакомства с праздником «Покров» дети познакомились с широкими Покровскими ярмарками и проиграли игры, в которые раньше играли на ярморочных гуляниях.
21 слайд. Знакомившись с праздником «Кузьминки об осени поминки» дети, используя технику тестопластики изготовили подковы, так как покровителями этого праздника были кузнецы Кузьмич и Демьян.
22 слайд. Долгой и кропотливой была подготовка к ярморочным гуляниям в ноябре месяце, поэтому воспитанники полностью погрузились в атмосферу праздника и торговли на Руси.
23 слайд. В ходе знакомства с историей праздника Рождества Христова, изготовили техникой оригами рождественскую звезду как знак великого праздника.
24 слайд. Врамках пасхальной недели, ребята стали участниками мастер-класса «Пасхальное яйцо», так же совместно с родителями оформили выставку «Дорого яичко к пасхальному дню».
25 - 26 слайды. Знакомство с праздниками «Сорока – прилет птиц», «Благовещенье» были посвящены весенним народным праздникам, и ребята не только знакомились с данными праздниками, но и знакомились с обычаями и традициями русского народа встречать весну.
27 слайд. Праздник «Троица – праздник русской березки» был посвящен знакомству с обрядами данного праздника. Дети водили хороводы, играли в народные игры.
Итоговым мероприятием стали совместные посидели родителей и детей «У самовара». К сожалению, флешка на которой были все фотографии с данного праздника утеряна, поэтому я могу только рассказать на словах. На мероприятии родители совместно с детьми стали участниками настоящих посиделок с народными песнями, танцами, играми, инсценировками. Данное мероприятие оставило большой отклик и родителей и у детей.
28 слайд. На была проведена итоговая диагностика. Результаты диагностики показали:
-с высоким показателем интереса, знаний и представлений о русской народной культуре и быту увеличилось на 50%, со средним показателем уменьшилось количество детей на 20%, с низкими показателями детей нет. Воспитанники не только стали проявлять интерес к прошлому, но и стали самостоятельней, инициативней, появилось желание рассказывать окружающим о том, к чему они были причастны.
29 слайд. Итоговое анкетирование родителей показало: родители знакомы не только с праздниками Масленица, Рождество, Пасха, но и с другими календарными праздниками русского народа. Родители считают, что знакомить с народными праздниками детей необходимо и готовы принимать участие в совместных мероприятиях и подготовке к ним.
30 слайд. В заключении хочется сказать,внашей группе дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на круглом столе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
Сформулированы задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников и определены наиболее эффективные методы работы над данной проблемой....
Выступление на семинаре. Тема "Духовно-нравственное воспитание посредством сказок".
Духовно-нравственное воспитание посредством сказокДуховно-нравственное воспитание посредством сказок.«Чтение сказок – тропинка, по которой,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Духовно-нравственное воспитание – это многогранный целенаправленный процесс приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям, идеалам, эмоционально-чувственное и нравственно-познавательн...
Выступление: « Сказка, как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика, еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитател...
Выступление на педсовете Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»
Выступление на педсоветеТема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»...
Выступление на методическом часе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Выступление на методическом часе...