Выступление на семинаре. Тема "Духовно-нравственное воспитание посредством сказок".
презентация к уроку (младшая группа)

Мельниченко Надежда Васильевна

Духовно-нравственное воспитание посредством сказок

Духовно-нравственное воспитание посредством сказок.

«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В.А.Сухомлинский./

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги пытаются понять, каким образом привить детям раннего возраста нравственно-духовные ценности.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, детский сад, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Для педагогов детей раннего возраста стоят следующие задачи:

— С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки.

— Знакомить детей с основами труда посредством сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление 18.2 КБ
Файл Презентация2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание посредством сказок

Духовно-нравственное воспитание посредством сказок.

«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В.А.Сухомлинский./

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги пытаются понять, каким образом привить детям раннего возраста нравственно-духовные ценности.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, детский сад, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Для педагогов детей раннего возраста стоят следующие задачи:

— С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки.

— Знакомить детей с основами труда посредством сказок.

Так же духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Ребенку в возрасте от 1 до 2 лет можно показывать и читать книги, предназначенные для детей. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки.

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказки – это самые первые и любимые произведения у детей.

Перед воспитателями стоят задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Предлагаю вам распределить героев на: ДОБРЫХ и ЗЛЫХ

Добрые

Спорные

Злые

Золушка

Незнайка  

Баба яга

Маша

Почтальон Печкин

Кощей бессмертный

Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценированние сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа, обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. После рассказывания сказки «Репка» следует провести с группой детей беседу о взаимопомощи в ней.

Да, в реальном мире не всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать. Благодаря сказкам его психика окрепнет и в дальнейшем, он сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него

Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с раннего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помощь сбежать от злодеев.

Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательный и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

А теперь предлагаю внести элемент  игры.

Дорогие коллеги предлагаю вам отгадать,  какая сказка зашифрована

Нужно отгадать какие сказки я называю

-Белый платочек – красная шапочка

 -Бодрствующее чудовище – спящая красавица

-Мышь в туфлях – кот в сапогах

-Царь жаба – царевна – лягушка

 -Принц на тыкве – принцесса на горошине

-Ржавая отмычка – золотой ключик

-Утки – селезни – гуси – лебеди

-1 год – 12 месяцев

-Ледяной король – снежная королева

-Чернявка -   Белоснежка

-Девочка с ручку – мальчик с пальчик

Вывод: Закончить свое выступление  хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Добрые и злые герои» Выполнил : Мельниченко Н.В .

Слайд 12

ОТЛИЧНО ! ВЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"

Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...

выступление на семинаре " Коррекционная работа посредством активизации сенсорной сферы

организации работы с детьми с тнр в доу посредством активизации сенсомоторной сферы....

Планирование по нравственному воспитанию посредством сказок.

Перспективный план работы с детьми: Воспитание нравственных качеств детей средней группы посредствам русских народных сказок ...

Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».

В  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой чел...