Выступление на круглом столе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
учебно-методический материал на тему
Сформулированы задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников и определены наиболее эффективные методы работы над данной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №1056
Выступление на круглом столе
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Тема: Методы и задачи духовно-нравственного воспитания.
Подготовила: ст. воспитатель Иванова Е.В.
Москва, 2017 г.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурной деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из - за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания. Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС, которые определяют духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности дошкольника.
Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже опробовано, испытано?»
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него :
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяются следующим образом:
духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру;
нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. Необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные ценности, обычаи, чтимые и почитаемые предками. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- познание и прививание православной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребенка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по патриотическому воспитанию дошкольников.
Краткое содержанте выступления и конспект открытго мероприятия по данной теме....
Проект «С чего начинается Родина»; Тема выступления на конференции «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
laquo;Ты вспоминаешь не страну большую,Которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал».К. Симонов...
Выступление на педагогическом совете "Художественное воспитание дошкольников: проблемы и пути решения".
Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков....
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «ВОЗМОЖНОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МАТЕРИАЛ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ«Эффективное внедрение Педагогических технологий развития связной речи как условие разви тия речевых способностей дошкольников»...
Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края" совместное мероприятие педагогов МБДОУ №7 и МБОУ «СШ №2 – м»...
Круглый стол "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Круглый стол "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"...