Выступление: « Сказка, как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика, еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bozhkova_doklad_skazka.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление: « Сказка, как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 8
«Золотая рыбка» Божкова Наталья Петровна, воспитатель.
«Первый воспитатель – это народ,
а народные сказки – первые и блестящие попытки
создания народной педагогики»
К.Д. Ушинский
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, игр способствует спаду интереса к русским традициям, обычаям, национальной культуре.
В п.5 параграфа 1.6 ФГОСДО утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Работая с детьми 6 - го года жизни, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, не оказывали помощь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты чувства толерантности, сопереживания, сочувствия. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств личности.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях современного общества очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика, еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.
Таким образом, всё выше сказанное побудило нас возродить интерес детей к сказке народной и авторской.
Определившись с формой работы, мы поставила цель и сформулировала задачи.
Цель: Развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки.
Задачи:
- Развивать у детей интерес к сказкам.
- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку своему поведению и поведению других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Решение задач по духовно - нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми и родителями;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Работа с детьми предполагает использование, как традиционных методов, так и инновационных.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. При прочтении или рассказывании сказки, мы стараемся фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.
Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев), «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т.д.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, использую различные игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка» «Расскажи сказку»; «Исправь ошибку»; «Угадай сказку» ; «Из какой сказки герой» и другие. На материале знакомых сказок, закрепили основные знания детей о нормах поведения, т. к. они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Сначала дети стеснялись играть, исполнять роли, мы начинали с таких упражнений как:
Упражнение «Встреча». (Дети обнимаются друг с другом, радуются). Упражнение «Счастье». (Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)
Упражнение «Поглаживание». (Дети гладят друг друга, расслабляются)
Вход в сказку
А теперь я приглашаю вас в сказку «О детском садике». Закройте глаза и ждите прикосновения феи Доброты. К кому она прикоснется рукой, тот сразу садится на коврик и ждет начала сказки. (Под музыку трогает детей, они садятся на коврик).
Игра “Театр масок”
Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга”.
(Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)
“Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
Задание мы будем выполнять по 2 человека.
– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. “Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!
– А вы покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная Шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”.
– зайчика из сказки “Заюшкина избушка”, когда его лиса выгнала из домика; – страшного волка из “Трех поросят”;
– Деда, когда вытянули репку и т.д.
Выход из сказки.
- Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами. Подведение итога.
Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
Основу каждой беседы определяло художественное произведение, с помощью которого мы знакомили детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали проблемные вопросы.
Работая над формированием духовно-нравственных качеств, нами была использована театрализованная деятельность, так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Этот вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Но тут встала новая проблема, дети не хотели играть роли отрицательных персонажей, т. к. положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. Поэтому подолгу приходилось объяснять детям, что в театре все — артисты и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываем новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной и авторской сказке.
Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок: одни – добрые и весёлые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые - трусливые. На домах не номера, а пиктограммы с выражением настроения. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети показывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.
Использую разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняю детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)
Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) использую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая вопросы нравственно воспитания.
Мнемотаблицы для пересказа сказок, схемы героев сказки, составленные из элементов игры. Домики для персонажей сказок дети «строят» используя счётные палочки и палочки Кьюзинера, геометрический конструктор, магнитную мозаику, блоки Дьениша.
Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)
В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Проектная деятельность. Краткосрочный проект «По сказкам К.И Чуковского» проведённый в старшей группе направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, расширение активного словаря, развитие творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков. Итоговым продуктом проекта стало оформление альбома рисунков «Любимый герой сказок К.И Чуковского»
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств ведётся не только через сказку, она проходит красной линией через все виды деятельности.
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда: имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; «Уголок уединения» для возможности побыть одному, подумать и отдохнуть; «Центр театра» «В гостях у сказки» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками, центр творчества, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое. Всё это находится в доступном для детей месте.
Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, равноправными участниками образовательного процесса, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать совместное чтение в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как сделать книжку-самоделку»
Предлагаем индивидуальные консультации и беседы на темы: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности, через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша»
Провели собрание для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей через сказку». В заключительной части которого дети нашей группы показали инсценировку сказки. Название: «Зимняя сказка». В главной роли добрая девочка Настенька, которая помогает лесным зверям зимой и за свою доброту Дедушка Мороз превращает ее в свою внучку Снегурочку.
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты:
- дети знают определённые сказочные сюжеты;
- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Самым главным показателем результативности нашей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, все это дает нам знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное нами направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях жизни.
В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошкольного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при ознакомлении и работе со сказкой.
Уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют сказки в воспитании детей.
Свое выступление хочу закончить такими словами:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста" (опыт работы)...
Выступление на городском семинаре "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста "
Выступление на городском семинаре...