Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Зоопарк России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Зоопарк России»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная, восприятие худ.литературы.

Программное содержание

Цель: закреплять представление детей о многообразии животного мира России; развивать способность анализировать, делать выводы; дать детям представление о возникновении звука, о способах его передачи и приёма и правилах безопасности при прослушивании звуков.

Задачи: Способствовать художественно-эстетическому развитию детей, развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность, прививать интерес к миру животных, воспитывать чувства гуманного отношения к животным

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением животных России; географическая карта; аудиозаписи;  оборудование для опыта (металлическая линейка, леска; таз, воронка, небольшая банка, лейка с водой (по типу душа);  два пустых спичечных коробка без крышек, длинная нить и две спички; пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка; рассказ В.Бианки «Музыкант», расчёска с зубчиками.

Предварительная работа:  беседа о животных жарких стран, рассматривание альбома о животных, раскрашивание раскрасок с животными, чтение произведений С. Маршака  «Детки в клетке» «Где обедал воробей»

Планируемый результат:  дети знают о многообразии животного мира России; анализируют, делают выводы; знают  возникновении звука, о способах его передачи и приёма и правилах безопасности при прослушивании звуков.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа о том, в каких местах путешествовали

2 мин

2.Основная часть

Задание «Из каких мест»

Физкультминутка.

Опыт 1.

Опыт 2.

Игра «Спичечный телефон»

Задание «Зачеркни рисунки…»

Задание «Кого видели в зоопарке, а кого в сельс.местности»

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Чтение В.Бианки «Музыкант»

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

-Ребята, вот и закончилось наше путешествие по России. За этот год мы узнали много нового о стране, в которой живём. Давайте вспомним всё, что мы узнали о России. Вспомните, где мы побывали. (На северном полюсе, в тайге, в тундре, в смешанном лесу, в степи, в разных городах).

2.Основная часть.

-Зоопарк- это целый город со своими улицами и домами. И каждый дом приспособлен для определённого жильца. Ведь и в природе у каждого свой дом. Белые медведи не живут в Африке, а белки в тундре. Каждому нужны определённые условия для жизни. И эти условия создают люди, которые знают о животных всё, и очень их любят. Они знают кто, чем и когда питается, как, когда и где любят спать, кому, сколько места надо для нормальной жизни.

Игра «Зоопарк» или задание «Из каких мест…» в пособии

Представьте, что мы оказались в зоопарке, где собраны звери и птицы со всей нашей большой страны. Какие условия нужны для этих зверей? Откуда их привезли? Соедините эти места стрелочками с животными.

Физкультминутка «Зоопарк»

В зоопарке живет слон -                   

Мы топаем, как он.                                        Дети громко топают ногами на месте.

Мы лошадок увидали

И копытами стучали.                                    Дети идут, высоко поднимая колени.

Обезьянки прыгают,

По деревьям шмыгают.                                Дети подпрыгивают на месте.

Мишка, мишка, косолапый,

Ты и здесь шалишь, косматый.                   Идут, переваливаясь с ноги на ногу.

Гордо голову задрав,

У куста стоит жираф.                                   Дети поднимают руки над головой.

Вот зубастый крокодил,

Широко он пасть раскрыл.                         Двумя руками изображают пасть крокодила.

-Посмотрите внимательно на эти рисунки (воспитатель показывает детям изображения животных, которые прислушиваются к чему-то)

-Что общего вы заметили у этих животных? (у них ушки на макушке, все они прислушиваются)

-Почему же лучше слышно, если уши большие?

-В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

Опыт 1.

Прижмём металлическую линейку одним концом к столу, а за другой дёрнем. Раздастся звук. Меняя длину свободного конца линейки можно получить звуки более низкие, грубые или более высокие. Привяжем тонкую проволоку или леску к чему либо и дёрнем за неё. Снова раздастся звук.

-Что вам напоминает натянутая леска? (струну гитары, балалайки)

Прижмём ладонь к своему горлу и начнём что-нибудь говорить.

-Что вы ощущаете рукой? (горло дрожит)

И линейка, и горло, и леска дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух вокруг себя. Эти колебания воздуха достигли нашего уха, и мы услышали звук.

Выходит, что если дрожит, значит звучит. Но почему, же не раздаётся звук, если мы, начинаем, например, размахивать рукой? Дело в том, что человеческое ухо слышит звук, если за 1 сек совершается не меньше 20 и не больше 16 000 колебаний. А так быстро размахивать рукой мы не сможем. Причем, чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше).

-У каких зверей низкие или «сердитые» голоса? (у медведя, волка, тигра)

-А высокие, тонкие? (у мыши, птиц, комара)

-Как вы думаете, почему, когда комар летит - пищит, а когда сидит – молчит?

В полёте комар быстро машет крыльями, оттуда и звук

-Почему пчела издаёт низкий звук, а комар – высокий?

Опыт 2.

-Почему же когда уши большие, лучше слышно? И здесь снова нам поможет опыт.

Для  этого нам нужна лейка с водой, баночка  и таз, чтобы не проливать воду вокруг банки.

Представьте себе, что идёт дождь, и вы хотите набрать воду в банку (воспитатель начинает высоко поднимать лейку над банкой и начинает лить из неё воду)

-Много ли воды попало в банку?

-Что можно сделать, чтобы в банке оказалось много воды? Поставить в неё воронку.

Опыт повторяют но уже с воронкой, и количество собранной воды сравнивают.

 Теперь попробуем поставить воронку острым концом к уху, только аккуратно, чтобы не поранить.

Воспитатель отходит и начинает говорить шёпотом.

-Почему лучше слышно? В широкий конец попадает больше звука. А если воронка направлена в сторону звука, то слышно еще лучше.

- Попробуйте объяснить для чего зайцу большие уши?

- Зачем животные поворачивают голову, в разные стороны, прислушиваясь?

Спичечный телефон.

Нужны 2 спичечных коробка без крышки, длинная нить и 2 спички. В донышке обоих коробков проделать отверстия для нить и просунуть её. Каждый конец нити привязать к спичке. Нитку хорошо натянуть. Один ребёнок прикладывает коробок к губам, второй – к уху (второе ухо лучше закрыть рукой).

- Объясните, почему хорошо слышно по такому  «телефону». Когда человек говорит, дрожит его горло, оно заставляет дрожать воздух, воздух – донышко коробка, оно – нитку, нитка – донышко второго коробка, и от него снова получается звук.

Как сделать звук громче?

Воспитатель просит детей взять расчёску и дёрнуть за один зубчик. Раздастся писк, но очень слабый. Теперь попробуйте, расческу провести по краю стола, расдастся звук громче. Приставим расчёску к воронке.

-Громко? (да)

-Почему? Когда зубчик дрожит, он заставляет дрожать  и воздух вокруг себя. Но зубчик маленький и заставляет, и мало воздуха начинает дрожать, поэтому звук тихий. А когда приставили расчёску к воронке, она тоже задрожала. Но воронка большая и воздуха заставляет дрожать много. Получается громкий звук.

Для усиления звука служат и деревянные «футляры» у музыкальных инструментов.

-У каких? У гитары, скрипки, балалайки, виолончели, пианино и других.

Звук распространяется не только по воздуху. Если вы стукнете по батарее в одной комнате, то в другой вы отчётливо услышите удар.  Вспомните сказку в которой, один из героев прикладывал ухо к земле, чтобы услышать топот бегущей лошади, хотя самой лошади видно не было.

Можно приложить ухо к рельсам и услышать звук далеко идущего поезда.

Когда идут тренировки по синхронному плаванию и спортсменки находятся под водой, тренер отбивает ритм, стуча чем-либо по бортику бассейна.

Работа с пособием.

Задание «Зачеркни рисунки…»

Расскажите, как нужно вести себя в зоопарке. Какие дети ведут себя неправильно? Зачеркните эти рисунки.

Задание «Помоги Тане с Ваней вспомнить, кого они видели в зоопарке, а кого в сельской местности»

На какие две группы можно поделить этих животных?

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Как вы думаете, зачем люди создают зоопарки?

Воспитатель читает рассказ В.Бианки «Музыкант»

В.Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме ФГОС области " Познание, формирование целостной картины мира". Тема : " Защитники Отечества" (с использованием презентации)

Познакомить детей с вооружёнными силами России. Дать знания об их названии и уметь различать по назначению. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, используя полученные ранее знания....

Конспект НОД в ОО "Познание" в старшей группе на тему "Символы России"

Конспект НОД  в ОО "Познание" в старшей группе на тему "Символы России" в сопровождении с презентацией...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: Зоопарк"

Конспект открытого  занятия: «Путешествие в зоопарк»Шувалова Надежда Викторовна ЦЕЛЬ:Обеспечение социальной адаптации и развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...