Проект по теме «Музейная педагогика в ДОУ»
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Проект по теме
«Музейная педагогика в ДОУ»
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
- Название проекта: «Музейная педагогика в ДОУ»
- Автор проекта воспитатель Герцберг Варвара Николаевна.
- Участники Дети, родители
- Вид проекта: образовательный.
- База проекта: МБДОУ д/с «Жемчужина» с. Вареновка
- Срок реализации 1 сентября 2022 – 31марта 2023г.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
- Актуальность проекта: Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
- Цель: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
- Задачи: ∙
-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
-Формирование у дошкольников представления о музее.
-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
-Развитие речи и расширения словарного запаса.
-Воспитание культуры поведения.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня знаний детей о музее;
2. Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании;
3. Развитие креативности детей через создание творческих работ ;
4. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев в группе, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.
5. Улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;
6. Повышение престижа ДОУ в среде родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный
Цель – создание плана проекта на основе изученного материала
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, приказ № 1155 от 17.10.2013; санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) | Знание перечисленных документов.
|
2. | Разработка самого проекта | Конспекты занятий. |
3. | Подбор литературы по теме | Знакомство с темой |
4. | Подбор дидактического и демонстрационного материала | Наличие наглядного материала |
II этап – (основной, практический).
№ пп | Содержание занятий | Техника исполнения | Материалы | Кол.участн. |
1 | Дидактические игры: «Определи природную зону», «Воздух, земля, вода», «Звери, птицы, рыбы», «Угадай, что где растет», «Назови три…» | игра | Настольная игра, мяч. | Группа |
2 | Беседы: «О разновидностях леса, ее обитателях и растительности», «Животные Севера», «Обитатели тундры», «Степь», «Загадочная пустыня», «Черноморское побережье». | Беседа | Группа | |
3. | Чтение: Ф. Лев ««У самого белого моря», ненецкая сказка «Кукушка», «В тундре». «Степь» (Из цикла «С севера на юг») Сладков Н.И., «Сибирские рассказы для детей» Светлана Никитина, «Таёжные сказки», стихи русских поэтов о степи, «В пустыне» Снегирёв Г.Я., «Море» Л. Толстой, С. Сахарнов «Кто в море живёт», В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина» | Чтение | Книги | Группа |
4. | СРИ: «Железная дорога», «Пароход», «Зоопарк», | Игра | Атрибуты | Подгруппа |
5. | Пальчиковая гимнастика: «Холодные страны», «Животные севера», «У оленя дом большой», «Дружат добрые зверята», «Российская семья», «А над морем — мы с тобою!», «Рыбы», «Десять птичек – стайка». | Игра | Картотека пальчиковых игр | Группа |
6. | Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз», эстафета «Переправа по льдинам», «В лес с ребятами идем», «Хитрая лиса», «Море вoлнуется», «Зайцы и волк», «Перелетные птицы» | Игра | Мячи, скакалки, кегли, обручи. | Подгруппа |
7. | Упражнение на дыхание: «Согреемся», «Сердитый ежик», «Гуси летят», «Жук», «Парящие бабочки», «Аист», «В лесу», «Волна», «Хомячок», «Лягушонок» | |||
8. | Создание макетов природных зон | Конструирование | Бумага. Клей. пенопласт. | |
6. | «Медведь на льдине» | Рисование | Бумага, краски, кисточки. | Подгруппа |
7. | «Тюльпан» | Оригами | Цветная бумага | Подгруппа |
8. | «Корзинка с цветами» | Аппликация, конструирование | Клей, цветная бумага, ножницы. | Подгруппа |
III этап – заключительный.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | |
1. | Заключительная беседа | Выявление степени усвоения изученного материала детьми | |
2. | Анализ проделанной работы | Определение степени выполнения поставленных задач проекта | |
3. | Конкурс мини - музеев | 1 место. |
Результат: У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде. Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов. Создание мини- музея в нашей группе позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники активно выступают в музее в роли экскурсоводов.
Используемая литература:
1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.
2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.
3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.
4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М. : Высшая школа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад-выступление по теме "Музейная педагогика"
Данный материал включает в себя информацию по созданию мини музеев в группах детского сада. Доклад свидетельствует о том какое влияние оказывает мини музей на всестороннее развитие детей дошкольного в...
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми» (с показом презентации)на районном методическом объединении для воспитателей групп старшего возраста Егорьевского муниципального ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
План проведения дня открытых дверей для 1 мл. гр. по теме «Музейная педагогика»
Утро:1. Игры детей с заводными игрушками «Курочка», «Цыплята» в мини – музее «Курочка – ряба».2. Рассматривание картины «Курочка с цыплятами».3. Дидактическая игра «Назови и покажи»....
Доклад на тему "Музейная педагогика"
Нравственно-патриотическое воспитание....
Выступление на педагогическом совете. Тема:"Музейная педагогика при организации предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ"
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную ...