Доклад на тему "Музейная педагогика"
учебно-методический материал по теме
Нравственно-патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_doklad.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Доклад на тему:
«Музейная педагогика»
Подготовила:
Будайчиева Р.Д.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Программа развития образования в России выдвигает задачу формирования краеведческой культуры у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым. Восприимчивость ребенка дошкольника особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства формировать краеведческую культуру, любознательность и познавательное отношение к окружающему миру. Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Именно музейная педагогика является тем духовным «наполнителем», которая не позволяет предать забвению историю, поддерживает в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству, приобщает к богатству и красоте родного языка, способствует становлению доброго, чуткого, трудолюбивого человека, любящего свою Родину. Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи:
- образовательная — помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса;
- развивающая — развивает познавательные способности, творчество, самостоятельность, активность;
- просветительская — расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа;
- воспитательная — обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, способствует воспитанию толерантности, патриотических чувств.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Особенности специфика образовательного процесса на материалах мини-музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать и уважать народную культуру, пробудить потребность к созданию прекрасного в своем быту. Очень важно, чтобы мини-музей в детском саду не стал просто организацией экспозиций или выставок. Это, прежде всего, многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения ребенка к культурному наследию.
Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.
Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий, поэтому, такие занятия должны обладать релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, рассуждать...
В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.
А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана составляется в соответствии с годовым перспективным планом по программе «Истоки».
Программа состоит из нескольких категорий. В частности дети возраста 4-5 лет осваивают социокультурные категории «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души», каждая из которых состоит из подготовительной работы в группе, занятий, закрепления материала. Занятия могут проводиться как в музее, так и в детском саду. В этом возрасте дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека. Для работы по разделам программы в мини-музее воспитателем разрабатывается проект и цикл тематических занятий. Социокультурные занятия «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дороги добра», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Труд земной» и т.д., являются основой, фундаментом для осуществления проектной деятельности детей и взрослых. Все материалы музея могут быть сконцентрированы в разделах «Традиционный быт», «Художественные ремесла», «Родная кукла», «Ребячьи сказки», «Природа и культура родного края».
Этапы формирования мини-музеев.
Духовно нравственное воспитание детей средствами музейной педагогики проходит в 3 этапа:
Первый - подготовительный этап – Планирование мини-музеев в детском саду.
В рамках подготовительного этапа:
- изучается теоретическая, методическая литература по данному направлению, -разрабатывается положение о мини-музее;
- разрабатывается тематическое планирование работы мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с годовым кругом тем основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
- разрабатывается алгоритм создания мини- музея;
- проводится анкетирование родителей воспитанников с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев;
- намечаются перспективы создания мини-музеев в каждой возрастной группе.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
Практический этап предусматривает реализацию по всем направлениям, в соответствии с алгоритмом по созданию мини-музеев. Это непосредственное создание мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. Кроме того разрабатываются конспекты экскурсий, мероприятий, проводимых с детьми, изготавливаются паспорта мини-музеев, формируются картотеки экспонатов.
Выбирается тема экспозиции и место её размещения (в соответствии с возрастом детей, задачами).
Продумывается дизайн оформления мини-музея и подбираются экспонаты.
К этой работе можно привлечь не только детей, но и их родителей, опираясь на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
На последней стадии практического этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии, познавательные беседы и сценарии НОД. Сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Проходит презентация своего мини-музея.
Заключительный, презентационный - «Представление мини-музеев».
На данном этапе проходит презентация мини- музеев, их взаимопосещение воспитанниками мини- музеев других групп. Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, организацию выставок для родителей и гостей детского сада. На заключительном этапе через сюжетно- ролевую игру «Музей» можно выявить заинтересованность детей, их мотивацию, и полученные знания, приобретенные через организацию мини- музея в группе: дети с интересом, самостоятельно организуют игру, распределяют между собой роли, общительны, коммуникабельны, у них богатый словарь, они с уважением относятся к прошлому своего народа, ценят экспонаты старины.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Именно вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом придает группе “открытость”, т. е. делает педагогический процесс более свободным, гибким. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях.
Предлагая ребёнку такие экспонаты, необходимо развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется не в формах традиционных занятий, а через совместную деятельность воспитателя с детьми, в режимных моментах, в процессе экспериментально-поисковой, проектной, игровой деятельности решатся задачи данной программы.
Прежде всего используются разнообразные игры музейного содержания:
- игры-развлечения;
- игры-путешествия;
- -игры-графические упражнения;
- интеллектуально-творческие игры;
- игры по сюжету литературных произведений;
- дидактические игры и творческие задания.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных словариков;
- беседы с детьми;
- самостоятельное рассматривание экспонатов;
- возможность смены экспозиций;
- мастер-класс по изготовлению экспонатов;
- образовательные путешествия;
- чтение художественной литературы;
- экскурсии в музей группы и музеи других групп;
- исследовательская деятельность, экспериментирование;
- музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций;
- продуктивная деятельность: детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.
Мониторинг формирования основ духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (И. А. Кузьмина, т. 15) проводиться 2 раза в год (сентябрь и май) Оценивается ответы детей на следующие вопросы по 3-х бальной системе (от1 до3)
1. Что такое музей?
2. Что хранят в музее? (дополнительный вопрос: Как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи).
3. Был ли ты в каком-либо музее?
4. С кем ты ходил в музей?
5. Что тебе запомнилось больше всего?
6. Есть ли у вас дома коллекции интересных предметов? Кто их собирает?
7. Зачем вы (папа, мама, брат, сестра и др.) коллекционируете эти вещи?
8. Какие народные промыслы нашей области ты знаешь?
Критерии оценки ответов детей:
Высокий уровень – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания, знают специфку народных промыслов своего региона;
Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают яркие, необычные;
Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить 1-2 музейных предмета, с которыми знакомились при посещении музея;
Низкий уровень – дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого на могут рассказать о правилах поведения в музее; к музейным предметам равнодушны (не могут их даже просто перечислить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "«Принцип свободы в воспитании в истории зарубежной и русской педагогики»
Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества....
Доклад-выступление по теме "Музейная педагогика"
Данный материал включает в себя информацию по созданию мини музеев в группах детского сада. Доклад свидетельствует о том какое влияние оказывает мини музей на всестороннее развитие детей дошкольного в...
«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей
Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми» (с показом презентации)на районном методическом объединении для воспитателей групп старшего возраста Егорьевского муниципального ...
Доклад на курсах" Психолого педагогические основы семейной педагогики как ресурс развития личности ребёнка в дошкольном возрасте"
Развитие коммуникативных навыков ребёнка в дошкольном возрасте...
Доклад «Использование традиций народной педагогики в воспитании детей»
Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д....
Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе
В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...