НОД по окружающему миру в средней группе Тема: «Лес – наше богатство».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гильфанова Альфия Гасмановна

Цель:

• Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

• Расширить  знания детей о значении леса в жизни человека и лесных обитателей.

• Сформировать представление о том, как важно сохранить лес для будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_les.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

                           НОД по окружающему миру в средней группе

Тема: «Лес – наше богатство».

Цель:

• Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

• Расширить  знания детей о значении леса в жизни человека и лесных обитателей.

• Сформировать представление о том, как важно сохранить лес для будущего.

Задачи:

Обучающие:

• Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

• Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление.

• Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.

• Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений)

Развивающие:

• Развивать экологическую культуру поведения, воспитывать интерес у детей к лесу и его обитателям.

• Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Воспитательные

• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Ход занятия:

- Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие в лес.

Звучит грамзапись «Голоса леса».

Презентация: «Лес –наше богатство»

-Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(Погореловский) .

-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина. В лесах нашей области встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Модель «Лес - многоэтажный дом».

- Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ель) .

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен. Помогайте.

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)

- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме) .

- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме) .)

- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это. (лось) .

- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк)

- Какой самый хитрый? (Лиса) .

- Кто самый быстроногий? (Заяц) .

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был. Кто?

- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

- Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин) .

-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

- В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары

- Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.

Читаю логическую задачу:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу! ». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться? »

- Ребята, почему же случилась беда в лесу? Дети высказываются.

- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.

Физкультминутка

Дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:

- Рощи да леса - всему свету краса.

- По лесу ходи - под ноги гляди.

- Лес не школа, а всех учит.

- Лес и вода-брат и сестра.

- Срубили кусты -прощай птицы.

- Не высок лесок, а от жары защита.

 

Дидактическая игра «Узнвй по листу»

Правила поведения в лесу:

1.Кричать

2.Рвать цветы

3.Разорять гнёзда

4.Нельзя жечь костры

5.Мусорить.

Лес- богатство и краса

Берегите свои леса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»

Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Аквариум в нашей группе»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Аквариум в нашей группе»...

НОД по окружающему миру в средней группе. Тема: «Мы поздравляем наших пап».

НОД по окружающему миру  в средней  группе.Тема: «Мы поздравляем наших пап»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: Москва- столица нашей Родины.

Целью данной работы является формирование у детей представления о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, достопримечательностях....

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе Тема: «Наши помощники – бытовые приборы»

Конспект НОД по окружающему миру в средней группеТема: «Наши помощники – бытовые приборы»Цель: Создание условий для формирования  у детей понятие «бытовые электроприборы&r...

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе Тема: «Наши любимые мамы»

Конспект НОД по окружающему миру в средней группеТема: «Наши любимые мамы»Цель: Создание условий для закрепления представления о труде мамы дома и на работе.Задачи:Закрепить представление ...