Конспект "Белая береза-один из символов России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Анастасия Анатольевна

Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Стройная, белокурая, с тонкими ветвями и яркой нарядной листвой, она вызывает восхищение, радость и служит символом всего самого светлого и прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_bereza.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

«БЕЛАЯ БЕРЕЗА – ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ РОССИИ»

 

  Цель: ознакомление детей с одним из символов нашей Родины – березой, показать красоту, значение березы в жизни человека с помощью художественного творчества, поэтического и музыкального искусства.

Задачи:

  • Способствовать закреплению знаний детей о символах России (флаге, гимне, гербе), познакомить с детей с одним из символов России – березой.
  • Познакомить с произведениями искусства (стихами, сказками, песнями, посвященными березе, а также с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом.
  • Содействовать развитию речи детей, совершенствовать умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы.
  • Содействовать воспитанию у детей патриотических чувств: любови, гордости и уважения к Родине.
  • Вызвать эмоционально-положительное отношение к березе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

                                             Ход НОД :

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о символах нашей страны - России. С какими символами вы уже знакомы? (флаг, герб, гимн) У каждой страны есть свой символ среди деревьев.  А какой символ у нашей Родины, вы узнаете отгадав загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза.)

 Воспитатель: Сегодня мы поговорим о русской красавице - березке. Её, милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Стройная, белокурая, с тонкими ветвями и яркой нарядной листвой, она вызывает восхищение, радость и служит символом всего самого светлого и прекрасного.

И мы отправляемся в увлекательное путешествие на поезде, чтобы побольше узнать о прекрасном символе России.
 К путешествию готовы? Отправляемся в путь! (Дети встают за воспитателем в «паровозик», имитируя движения поезда делают небольшой круг под стихотворение):

Вот помчался в поле чистом

Поезд скорый, поезд быстрый.

Под веселый стук колес

пассажиров он повез.

Первая станция кинотеатр «Россия».

 Сейчас мы посмотрим небольшой фильм о белоствольной березке (просмотр презентации). Вот какая красивая наша русская березка. Она хороша в любых нарядах и летом, и осенью, и зимой, и весной.

Игра «Какая береза?» - дети подбирают и называют определения, чтобы точнее передать образ березки.

Примерные ответы детей: Белоствольная, красивая, нарядная, высокая, кудрявая, светлая, нежная, беззащитная, печальная и т.д.
Мы продолжаем наше путешествие
Вторая станция «Библиотека».

Приглашаю пройти в читальный зал, где узнаем о березке ещё много интересного.
Воспитатель: Берёзы достигают высоты 10 – 25м. Какого цвета кора у березы?

Примерные ответы детей: кора берёзы – белая.

И кора у березы называется береста – защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Воспитатель: весь ли ствол у березы белый?

Примерные ответы детей: нет, есть черные черточки.

Воспитатель: Сегодня я раскрою вам один секрет - через них береза дышит, они называются чечевички. Берёза светолюбива, успешно растёт в различных климатических условиях, морозостойка. Весной берёза одна из первых пробуждается в лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки.
А осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор.
Настои из чаг (черных грибов, ложных трутовиков, растущих на берёзовых стволах употребляют, как лекарство.
Из древесины березы получают медицинский активированный уголь и деготь.
Березовые дрова – прекрасно отапливают дома и другие помещения.

 

Третья станция - «Музей».

 Мы посетим зал «История русского народа».

(Воспитатель превращается в экскурсовода)

Экскурсовод: В старину о берёзе говорилось, как о дереве «четырех дел»: первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать
Раньше не было электричества, и  зимними вечерами, когда женщины пряли шерсть на прялке, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки, то
уголок, в котором собиралась вся семья, освещала лучинка. А лучинка - то была березовая. Значит, березка давала свет.
А вот и следующий экспонат -  березовый веник. Люди парились в бане и все болезни и хвори веником выгоняли, лечила береза.
Из коры березы плели лапти. Лапти носили в разное время года. Для тепла ноги обматывали портянками (специальными тряпками).

 Так же из коры плели и различные предметы утвари. Благодаря своим замечательным качествам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды - традиционных туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, кошелок, корзинок, коробок, ковшей и многого другого.

Посмотрите, а здесь на фотографии изображен солдат русской армии около белой березки. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России. Белокурая березка давала силы нашим солдатам. Она напоминала им про любимых жен, сестер, невест.

Народ сложил о березе много пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки, приметы, связанные с березой знаете вы?
Игра «Я начинаю, вы заканчиваете»:
Где дубняк, там и березняк.

 Берёзу хорошо посадить рядом с домом для благополучия семьи, защиты от молнии.

Иней на берёзах – к морозу.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

 Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
Отправляемся дальше в путь:

 

Физкультминутка
Ребята, давайте сделаем небольшую остановку. Я приглашаю вас немного прогуляться по полянке и немного отдохнуть (Дети выходят на середину комнаты. На девочку надевают веночек, сделанный из березовых веточек и бумажных листочков.)
Представим, что Маша - березка. Сейчас будем водить хоровод, как когда-то делали в старину, и петь известную нам песенку «Во поле береза стояла» (звучит фонограмма песни, дети водят хоровод, выполняя определенные движения). Вот мы и  отдохнули. А теперь пора отправляться дальше:

Мы поедем все в вагоне,
И никто нас не догонит.
Мы возьмем с собою песню,
С нею будет интересней

Четвертая станция «Картинная галерея».
Давайте пройдем в выставочный зал и внимательно рассмотрим картины  (Исаак Левитан «Березовая роща», Иван Шишкин «Ручей в березовом лесу», Черный Александр «Березки. Каменка», И. Грабарь «Февральская лазурь», А.И. Куинджи «Березовая роща», О.В. Калашникова «Весенние березы»). А потом мы обменяемся впечатлениями.
Дети рассматривают картины, фоном звучит спокойная лирическая музыка.
Ребята, скажите, пожалуйста, как художники изображают березку. С кем её можно сравнить? Какая картина вам больше понравилась, почему?

Я предлагаю вам стать художниками и запечатлеть красоту русской березы -  сделать 3Д –картину. Проходите в художественную мастерскую. (Дети проходят за столы и изготавливают березку (конструирование из втулок из-под т/бумаги и цветной бумаги)).

 

Воспитатель: Какая красивая березовая роща у нас получилась! (дети выставляют свои березки на общее основание)

Ребята, мы сегодня  много где побывали и узнали . Вот с этими замечательными впечатлениями мы садимся в наш поезд и отправляемся в наш детский сад.


Вот мы и прибыли. Что вы сегодня нового узнали о березе, расскажите.
Примерные ответы детей:

Иней на берёзах – к морозу.

- Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.

Берёза – символ России.

У берёзы – белый, стройный ствол, тонкие и гибкие ветви.

В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

Берёза может лечить людей.

Берёза даёт берёзовый сок.

Воспитатель: Какое дерево можно смело назвать символом России?

 Предполагаемый ответ детей – береза!

Воспитатель: Да, для русского человека нет дерева милее и роднее. Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной           осно...