Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
план-конспект занятия (старшая группа)

Осиновская Елена Михайловна

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terrenkur_simvoly_rossii.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад №133 «Радуга»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №133 «Радуга»)

Терренкур «Символы России»

как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Номинация:Методическая разработка мероприятия для детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Осиновская Елена Михайловна

Наставник:

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР – «Детский сад №133 «Радуга»

Красовская Елена Юрьевна

Барнаул 2023

Детям, рождённым в наше время, где бы они не жили, предстоит сталкиваться с изменениями во всех сферах жизни. Быстрые перемены в современном мире делают необходимым формирование в детях желание осваивать истинную историю Родины и мира, учиться на протяжении всей жизни.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию ДОО, может являться организация Центров познавательно-исследовательской деятельности на территории ДОО [5, с. 30].

По территории детского сада коллективом педагогов разрабатываются несколько специальных образовательных маршрутов, или образовательных терренкуров [5, с. 30].

Образовательный терренкур – это специально организованный маршрут для детей по территории детского сaдa с благоприятными санитaрно-гигиеническими условиями различной тематики. При прохождении этого мaршрутa, педагоги одновременно решают зaдaчи оздоровления и зaкaливания детей, a также воспитательные, образовательные и рaзвивaющие зaдaчи.

Образовательные  терренкуры, посвященные Дню России, позволяют решить задачи патриотического воспитания дошкольников. Педагоги проводят предварительную работу, используя различные формы работы с целью формирования у дошкольников знаний о Родине, обогащению знаний об истории своей страны, воспитанию чувства гордости за свой народ.

Чтобы организовать разные виды деятельности с детьми на маршруте, педагоги заранее готовят оборудование и атрибуты. На разных станциях познавательная деятельность чередуется с двигательной деятельностью.

В соответствии с темой выбираются станции, определяется место дислокации, назначаются ответственные, подготавливаются реквизиты.

В данном опыте практической работы, представляем терренкур «Символы России».

Участники терренкура: дети старшей группы

Цель: нравственно – патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. 

Задачи: 

формировать умение работать в команде, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга;

учить применять полученные знания  в любой ситуации; 

закреплять основные виды движения, развивать выносливость, ловкость, координацию движения;  повышать уровень двигательной активности;

развивать связную речь, развивать словарь, освоение грамматически правильной речи;

развивать наблюдательность, логическое мышление.

воспитывать нравственно - патриотические чувства; воспитывать любознательность,познавательные способности;

Предварительная работа: беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с изображением разных городов России, ее достопримечательностей, знакомство с символами страны.

Оборудование: Золотые (желтые) полоски, золотой (желтый) круг, карточки с изображением деревьев, флаг,  прямоугольники белого, красного и синего цветов, диск.

Ход терренкура:

В группу к детям приходит Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малыши!».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Хрюша, давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются.

Воспитатель: Почему ты грустный, Хрюша?

Хрюша: Я грустный потому что сегодня Каркуша рассказывала про свою Родину, а я даже не знаю, что это такое.

Воспитатель: Кто может сказать Хрюше, что такое Родина?

Дети: Родина - это дом, в котором мы живем,это место где мы родились и выросли.

Воспитатель: Хрюша, хочешь пойти с нами на улицу, поиграть с ребятами и больше узнать о своей Родине?

Хрюша: Очень хочу!

Дети выходят на улицу.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие! Впереди нас ждут станции с разными заданиями. Вы хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да!!

Воспитатель: Тогда отправляемся! А чтобы нам было веселее мы не просто пойдем до первой станции, а поедем на паровозе! Вставайте друг за другом. Поехали!

  1. Станция «Наша страна» (5-7 минут)

Смотритель станции: Здравствуйте ребята, вы приехали на станцию «Наша страна». А как же называется наша страна?

Дети: Россия!

Смотритель станции: Правильно ребята! А давайте-ка с вами проверим, что вы знаете о России. Поиграем с вами в игру «Продолжи предложение». Я буду предложение начинать, а вам нужно его закончить.

-Наша страна называется… Россия.
-В России много … городов, рек, озер.
-В России живет много… людей.
-Русские люди разговаривают на… русском языке.
-Наша страна очень… большая.
-Главный город России… город Москва.
-Кто президент в России… В.В. Путин
-Какие цвета есть на флаге нашей страны…белый, синий, красный
-Как звали человека, который впервые полетел в космос…Ю. А. Гагарин
-Какая денежная единица России…Рубль

Смотритель станции: Какие вы молодцы, все предложения закончили правильно. Хрюша, а ты запомнил, как называется самый главный город нашей страны?

Хрюша: Запомнил! Самый главный город нашей страны – Москва!

Смотритель станции: Молодец! А у меня для вас есть вот такие золотые полоски, они пригодятся вас на следующей станции.

Воспитатель: Давайте скажем спасибо за интересную игру и отправимся дальше. До следующей станции мы с вами пойдем, высоко поднимая колени. Готовы? Вперед!

  1. Станция «Солнечная» (5-7 минут)

Смотритель станции: Добро пожаловать ребята на станцию «Солнечная».

Посмотрите ребята на наше солнышко, как думаете, чего ему не хватает?

Дети: Лучиков

Смотритель станции: А из чего же их можно сделать?

Дети: Из золотых полосок!

Воспитатель раздает каждому ребенку по картонной жёлтой полоске  - "лучику".

Смотритель станции кладет «солнышко» на асфальт и рассказывает детям правила игры «Соберём солнышко»

Правила игры: Все участники по очереди бегут к «солнышку» и из полосок бумаги, вокруг золотого круга выкладывают «лучики» так, чтобы получилось солнце.

Смотритель станции: Какое красивое солнышко у нас получилось! Спасибо вам ребята! За то, что вы так здорово справились с заданием, я даю вам карточки, которые пригодятся вам на следующей станции.

Воспитатель берет карточки: Дети давайте скажем спасибо за интересную игру и отправимся дальше. До следующей станции мы с вами побежим легким бегом.

  1. Станция «Дом природы» (7-10 минут)

Смотритель станции: Добро пожаловать на станцию «Дом природы». Ребята, какие деревья вы знаете?

Дети: Дуб, береза, тополь, рябина и т.д.

Воспитатель показывает карточки с изображением деревьев, которые называют дети.

Смотритель станции: А какое дерево является символом России?

Дети: Береза!

Смотритель станции: Предлагаю вам встать в хоровод и спеть песню «Во поле березка стояла»

Хоровод. «Во поле берёзка стояла»

 1.Во поле берёза стояла,    

 Во поле кудрявая стояла.

 Люли люли, стояла,

 Люли люли, стояла.

(«Круг» Взявшись за руки, образуют круг; движение по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом.)

 2.Некому берёзу заломати,

 Некому кудряву заломати.

 Люли люли, заломати.

 Люли люли, заломати.

(«Улитка» Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности.  Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения.)

3.Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

(Теперь «развиваем» «Улитку». Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.)

Смотритель станции: Какой замечательный хоровод у вас получился! Хрюша, как же называется дерево, которой является символом России?

Хрюша: Береза

Смотритель станции: Здорово! Ну что ж ребята, вы молодцы, здорово выполнили задание моей станции. За это даю вам вот этот флаг, он пригодится вам на следующей станции.

Воспитатель берет флаг: Давайте скажем спасибо за интересную игру и отправимся дальше. До следующей станции мы с вами отправимся подскоками.

  1. Станция «Спортивная» (10-12 минут)

Смотритель станции: Добро пожаловать на станцию «Спортивная». Ребята, какие цвета есть у флага России?

Дети: Белый, синий, красный

Смотритель станции: Верно, молодцы! Про флаг у меня для вас есть игра.

Игра «Найди свой цвет».

Правила игры: Каждому участнику раздаются прямоугольники трех цветов. На полу лежат большие обручи с флажком белым, в другом - синим, в третьем – красным. По сигналу участники бегут к обручу, где флажок их цвета. Какой цвет соберется быстрее и не потеряется.

Смотритель станции: Весело мы поиграли, а теперь из наших прямоугольников давайте соберем флаг России.

Дети составляют флаг России.

Смотритель станции: Хрюша, какие цвета есть у флага России, назови их по порядку.

Хрюша: Белый, синий, красный.

Смотритель станции: Молодец, Хрюша! Посмотрите, какой большой /длинный флаг у нас получился. Спасибо вам ребята. А у меня для вас есть диск с самой главной песней нашей страны.

Воспитатель берет диск: Давайте скажем спасибо за интересную игру и отправимся дальше. До следующей станции мы с вами пойдем змейкой. Беритесь за руки и идите за мной.

5. Станция «Музыкальная» (7-10 минут)

Смотритель станции: Добро пожаловать на станцию «Музыкальную». Как думаете, какая песня в нашей стране самая главная в России.

Дети: Гимн России.

Смотритель станции: Правильно, ребята! Давайте все вместе его споем.

Поют гимн России:

«Гимн Российской Федерации»

Муз. А. Александрова.                                  Сл. С. Михалкова.

1-й куплет:

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2-й куплет:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3-й куплет:

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Воспитатель: - На этом наше увлекательное путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? А теперь нам пора возвращаться в группу, становитесь парами и пойдем.

Дети, Хрюша и воспитатель возвращаются в группу.

После того как дети приведут себя в порядок и сядут на стульчики провести рефлексию:

- Как называлось наше путешествие? Какие станции мы посетили?

- Какие символы России мы вспомнили? (Дерево, флаг, гимн)

- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Список используемой литературы:

  1. Л.В. Абрамова, И.Ф Слепцова. Социально – коммуникативное развитие дошкольников, старшая группа. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 96с.
  2. Губанова Наталья Федоровна Развитие игровой деятельности: Старшая группа.- М.: Мозаика-синтез, 2015. – 160с.
  3. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – Москва : Просвещение, 1981. – 96 с.
  4. Давыдова, О. И. Формируем предметно-развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада [Текст] / О. И. Давыдова. – Справочник старшего воспитателя. – № 11. – 2015. – С. 17-30.
  5. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры по территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС) : учебно-методическое пособие / О.И. Давыдова – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 69 с.
  6. Мануйлова, В. А. Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Мануйлова, Л. Г. Богославец. – Барнаул :АлтГПА, 2012. – 64 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : действует с 01 января 2014 г. – Москва : Перспектива, 2014. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспри...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире профессий по средствам программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Подготовка детей к изучению технических наук способствует технических наук способствует воспитанию активных, увлеченных своих делом людей, обладающих инженерно - конструкторским мышлением....

Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы и символы России»

Дидактические задачи: расширить представлений детей о народах, живущих в нашей стране, их символике, специфике национального костюма; развивать познавательную активность; развивать толерантное отношен...