Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«В символах Россию открываю,
в символах Россию познаю»
По доминирующей деятельности: практико – ориентированный.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный
Заявитель: дети (5-6 лет)
Автор проекта: воспитатель Кондракова Наталья Владимировна
с. Вязовка,
2023-2024уч.г.
ВВЕДЕНИЕ
«Патриотизм — это нравственная категория,
которая ставит личность на более высокий
уровень существования…»
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование
духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны,
поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь,
что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»
включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу,
организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним
не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего
детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается
самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной
духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам,
педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста
характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание,
утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме
лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению
интереса к одной теме.
Актуальность: В настоящее время тема патриотизма становится всё более актуальной. Находясь практически всё время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребёнка.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, селу, стране.
Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проектной деятельности. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей, общественности. В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.
Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско – патриотическом воспитании, от знания символов своей страны нужно идти к правам, интересам, достоинствам личности, к обязанности, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Проблема: Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решаются в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний о родной стране; отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и культурой нашей страны. Решением данной проблемы является реализация проекта «В символах Россию открываю,
в символах Россию познаю»
Цель: рассказать детям старшего дошкольного возраста о
важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление
с государственной символикой России.
Задачи:
Образовательные:
Пробуждать интерес детей к знакомству с символами России;
Расширять и углублять представление детей о государственной
символике.
Развивающие:
Развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России;
Способствовать развитию навыков и умений детей в различных видах
деятельности;
Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие
личности ребенка через знакомство с государственной символикой
России.
Воспитательные:
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь и уважение
к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Ожидаемые результаты:
1. Расширены и систематизированы знания детей о государственной
символике России;
2. Организована выставка детских работ «Символы России»;
3. Активизация словаря детей по теме «Символы России»;
4. Сформированы представления об истории государственной символики
России;
5. Дети проявляют интерес к истории своего государства.
Практическая значимость: научить детей пользоваться своими
знаниями в жизни. Различать символику своего государства на различных
мероприятиях, в поездках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этап 1 – Подготовительный
1. Определение актуальности (опрос детей, что они знают о символах
России);
2. Постановка цели и задач;
3. Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
4. Составление плана и этапов реализации проекта;
5. Создание необходимой предметно-пространственной развивающей
среды.
Этап 2 – Содержательный
6. Чтение художественной литературы: В.Степанов «Флаг России»,
М.Бебина «Российский флаг», Г.Лапшина «Три цвета на флаге России».
7. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала: «Символы
России», «Москва – столица нашей Родины».
8. Дидактическая игра: «Чудеса России»
9. Рассказывание стихов «Символы России».
10.Просмотр презентации «Символы России».
11.Беседы: «Герб России», «История символов России»
12.Речевые игры с логопедом на тему «Родина».
13.Консультация для родителей «Что рассказать детям о символике
России».
Этап 3- Итоговый
14.Изобразительная художественная деятельность: аппликация «Моряки
под Российским флагом», рисование «Флаг России»
15.Выставка детских работ «Символы России».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в
условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся.
Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так
как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества
человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется
в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей,
представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять
такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного
достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Данный проект помог детям расширить знания о символах России.
Дети знают и различают символы России (герб, флаг, гимн). Беседуя и учат
стихи о Родине, у детей повышалась речевая активность, а так же
активизировался словарь по темам «Моя Родина», «Символика России».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.:
ТЦ Сфера, 2014. – 96с.
2. Шуйская Ю.В. Наша Родина – Россия. – М.: Эксмо, 2017. – 104с.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
4. Печерская А.Н. Хрестоматия для детского сада: старшая группа. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 328 с.
5. Степанов В.А. Моя Родина – Россия. Стихи. – М.: ООО Издательство
«Фламинго», 2004.
6. Нагладно-дидактическое пособие «Мир в картинках»
(Государственные символы Российской Федерации)
7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., От рождения до школы.
Примерная образовательная программа дошкольного образования.-3-е
изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий квеста ко Дню России "В поисках символа России"
Квест для разновозрастной группы детского сада....
Квест ко Дню России «В поисках символа России»
Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, гимн, о празднике День России);- способствовать с...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Квест ко дню России «В поисках символа России»
Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России); -...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...
Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций,...
06.04.24 Беседа в подготовительной группе "Береза- символ русской природы и символ России"
Беседа о березе ,как о символе русской природы и символе России...