Проект "День Земли"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект «День Земли»
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Тип проекта: познавательно – исследовательский,
творческий
Участники проекта: взрослые, дети, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Что мы знаем о нашей планете, как мы можем помочь ее сохранению.
Цель проекта: Углубление экологических знаний детей, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_zemli.docx | 76.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «День Земли»
Паспорт проекта
Автор проекта: Хорунова Елена Петровна
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Тип проекта: познавательно – исследовательский,
творческий
Участники проекта: взрослые, дети, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Что мы знаем о нашей планете, как мы можем помочь ее сохранению.
Цель проекта: Углубление экологических знаний детей, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
Для детей
Обучающие:
- углубить представления о том, что планета Земля – это наш дом;
- познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Развивающие:
- приобрести опыт познавательно - исследовательской деятельности.
Воспитательные
- проявить желание беречь и охранять нашу планету.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- обеспечить мотивацию детей и родителей;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- помочь ребенку добывать новые знания;
- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь.
Для родителей:
- познакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение
Название итогового мероприятия проекта: День Земли
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- сформировано представление детей о том, что планета Земля – это наш дом;
- сформировано представление о разнообразии растительного и животного мира, его значимости для всего живого на планете;
- приобретен опыт познавательно - исследовательской деятельности;
- проявляют гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- у детей развит навык самостоятельно решать проблемные ситуации, и приобретен опыт экспериментальной деятельности;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда;
- заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
- возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
План реализации проекта
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | 1.Подготовка необходимого иллюстративного материала. 2.Заинтересовать проблемой: Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?» «Что будет, если исчезнут все деревья?» Проблема: Что мы можем сделать, чтобы сохранить все природные богатства Земли | Вхождение в проблему. Принятие задач дальнейшего решения проблемы: детьми продумать продукт проекта (Устроить праздник Земли) составить план мероприятий по реализации проекта. | Обсуждение выбора темы проекта. Ознакомление со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей |
Деятельност ный (деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Помогает в решении задачи и планировании деятельности. Организует деятельность. Практическая помощь (по необходимости) Направляет и контролирует осуществление проекта. | Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта: «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы», «Правила поведения в лесу», «Что мы сажаем, сажая леса», «Вторая жизнь вещей» Проведение игры «Хорошо – плохо». Проведение занятия по теме «Наша планета». Составление рассказа по картине «Труд людей весной». Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» «О значении почвы и воды в жизни всего живого». Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир»; Чтение художественной литературы. Л.Толстой «О. Муравьях»; М.Серова «Подснежник»; Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Знакомство с пословицами и загадками о Земле. Организация трудовой деятельности по уборке участка. Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений. Акция «Вторая жизнь старых вещей». Изготовление поделок из бросового материала. Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса». Акции: «Птичья столовая», «Птичий домик». Конкурс плакатов «Красная книга Оренбуржья» | Выполнение совместных заданий к проекту: Участие в акциях «Птичья столовая», «Птичий домик». Участие в конкурсе плакатов «Красная книга Оренбуржья» Мастер класс для родителей «Сделаем голубей для праздника» |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Подготовка развлечения «День Земли» | Продукт деятельности: развлечение «День Земли» | Просмотр представленного детьми продукта. |
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2014;
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2014;
- Крашенникова Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2016
Приложение к проекту
Стихи для дошкольников по экологии.
* * *Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
* * *
О загрязнении.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!
* * *
Экология детей,
Очень важно, ты поверь!!!
Мы должны их научить,
Как природу беречь и любить.
Вот пошли мы на прогулку,
А ребята рвут цветы.
Нужно взять их на поруки
Объяснить, а кто же ты.
Кто заботится о лесе,
Всё о тех же о цветах,
Научить их любоваться
Красотою вокруг нас.
Ну, а что же в выходные,
На природе у реки…
Почему ребята злые
Ломают ветки, рвут цветы?!
Почему же папы, мамы
Всё это им не запрещают?
Почему же они не ценят
Всё, что они сейчас имеют?
И, конечно, если дети подрастут
И встретив их, мы увидим,
Что любят они нашу планету,
Что они её ценят и берегут...
И тогда мы поймём и увидим,
Что пошли наши занятия впрок.
И что будут они своим внукам и детям
Давать эти же самые истины из урока в урок.
Давайте же будем стараться
Учить детей в природу влюбляться.
Чтоб каждый ребёнок
Почти что «с пелёнок»
Мог сразу и твёрдо сказать:
«Природу мы ценим, холим, лелеем
И вам советуем так поступать!!!»
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,Окружающая среда! (Л. Фадеева)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь. (В. Чижов)
Берегите землю!
Берегите землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв)
Экологическое
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел. (Р. Алдонина)
О чём просит рыбка?
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы Червячка! (С. Погореловский)
Пословицы и загадки о земле
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Не земля родит, а год.
Своя земля и в горсти мила.
Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.
Чья земля, того и хлеб.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бежит, словно под ним земля дрожит.
Слухом земля полнится, а причудами свет.
Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.
Небо – престол Бога, земля – подножие.
Мать сыра земля – говорить нельзя.
Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.
Крепко, крепко, а земля свое возьмет.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)
Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)
Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)
Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)
Рассказ: Л.Н. Толстой «О муравьях»
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
Развлечение День Земли.
(дети с красной повязкой на плече, в пилотках вносят глобус, передают из рук в руки)
Реб-1: Здравствуй, наша планета Земля!
Реб-2: Здравствуйте, океаны, реки, моря, озёра!
Реб-3: Здравствуйте, насекомые, звери и птицы!
Реб-4: Здравствуйте, луга, леса, поляны и рощи! (ставят)
Реб-1: Земля – наш общий дом.
И люди, и звери, и птицы – все вместе в нём живём.
Реб-2: Дорогая, милая Земля!
Поздравляем тебя с твоим праздником!
Мы желаем твоим рекам, озёрам, лесам,
Твоим питомцам: зверям и птицам,
Рыбам и насекомым здоровья!
Реб-3: А ещё быть самой красивой планетой!
Реб-4: Так скажем дружно: «Раз, два, три!»
Откроем праздник – День Земли!
Голос: Спасибо за поздравления. Я очень рада, что вы пришли сегодня ко мне в гости!
Планета Земля 22 апреля во всем мире отмечает День Земли.
Веселитесь, пойте и пляшите и радость всем людям на планете несите.
Реб: Мы речь свою ведём о том,
Что вся земля – наш общий дом.
Мы все с рожденья в нём живём.
Реб: Ещё о том ведём мы речь,
Что мы должны наш дом беречь.
Давайте докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
П Е С Н Я «Земля - наш общий дом»
(раздаётся свист, появл. Турист с рюкзаком)
Вед-реб: Ты кто?
Турист: Я – разоритель птичьих гнёзд и нарушитель лесных тропинок. Я – турист.
Вед-реб: А что у тебя в рюкзаке?
Турист: У меня для вас подарки. Нет таких ни у кого. (достаёт)
Вот рогатка вам, ребята. Чтобы в птичек пострелять.
А вот вам палка, чтоб муравейник разрушать.
Хороши мои подарки?
Вед-реб: И нисколько не хороши, это очень плохие вещи.
Турист: Ну, тогда у меня есть другие подарки. (разбрасывает мусор)
Посмотрите, как у вас грязно!
Вед-реб: Ты что делаешь!
Турист: Это не я! Это они!
Вед-реб: Ты плохо себя ведёшь!
Турист: А ваши –то дети умеют себя правильно вести? Пусть докажут.
Вед-реб: Ребята, давайте покажем, как мы умеем мусор собирать.
Вед: Надо рассортировать мусор по разным мусорным мешкам: в жёлтый мешок
сложить бумагу, в чёрный – пластиковые бутылки. (2 команды)
И Г Р А «Кто быстрее уберёт мусор»
Вед: Как у нас чисто и красиво! Весь мусор собрали, молодцы!
Турист: Больше я вредить не буду! Это зло я позабуду!
Буду людям помогать, никого не обижать!
Реб: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда успеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(появл. два Муравья)
Мурав-1: Муравьишка, как дела?
Мурав-2: Плохи дела.
Мурав-1: А что это ты несёшь?
Мурав-2: Несу строительный материал: дом наш люди разрушили. Всё вокруг
истоптали, муравейник разворошили. Теперь вот ремонтирую.
Мурав-1: Не расстраивайся, Муравей. А давай с нашими друзьями построим новый
дом?
Мурав-2: Согласен.
Т А Н Е Ц «Муравьёв»
Реб: Вырос дом на новом месте,
Новоселье нынче там.
Хорошо трудиться вместе
Даже малым муравьям!
Реб: По росистой травушке, по траве,
По зелёной шёлковой мураве,
По садам и по долинам
Праздник в детский сад идёт,
Радость и веселье он с собой несёт.
Праздник наш идёт лугами,
Осыпает их цветами!
Цветы: Мы - цветы, природы совершенство!
Цветём, благоухаем, мы Землю украшаем!
Т А Н Е Ц «Цветов»
Вед: А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного поиграть.
Попытайтесь отгадать, кого мы будем изображать?
Постройтесь в две колонны.
И Г Р А «Кого изображаем»
1.У болотной мягкой кочки, под зелёными листочками,
Притаилась попрыгушка, пучеглазая… (Лягушка) (прыжки из обруча)
2.Под землёю он живёт, червяков, жучков жуёт… (Крот) (ноги на ширине плеч,
«Подземный ход», пролезая между ног, становятся на др. стороне)
3.Волосата, зелена, в листьях прячется она,
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может… (Гусеница) (по трое в затылок, руки на плечи, прыжками двигаются)
Вед: А сейчас последнее важное задание. Выполнить его нужно правильно.
И Г Р А «Вода - суша»
(на столе стоят фигурки разных животных, рыб и морских обитателей
по кол-ву игроков. На ковре ведущая раскладывает 2 игровых поля с
картона – голубого цвета (это вода) и коричневого цвета (это - суша). Дети
становятся в 2 команды. По сигналу они берут любую фигурку и несут на
то игровое поле, где этот обитатель живет: в море или на суше. Проверяют)
Вед: Ребята, давайте ещё поиграем! Вам надо внимательно послушать объявление и
Отгадать, о ком идёт речь (о животном или о птице) говорится в объявлении?
И Г Р А «Узнай по объявлениям»
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка)
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж)
3. Помогу всем, у кого сломался будильник? (Петух)
4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
5. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)
6. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (Ящерица)
7. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один –
медлительность. (черепаха)
8. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах.
Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)
9. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов!
Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду.
Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! (Кукушка)
Вед: Молодцы, ребята!
Реб: Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею, и тучи, и дым – в обиду её никому не дадим!
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам всем с вами!
Т А Н Е Ц «Земля обетованная»
Реб: Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми с нами!
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселеной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
П Е С Н Я «Никого не обижай»
(дети с глобусом в красной повязке)
Вед: Матушка Земля, мы тебя просим, открой свои подарочные коробки.
На макет глобуса прикрепляются: (1-я коробка – цветы)
Реб-1: Цветы обязательно должны быть на нашей планете!
Вед: Пожалуйста, украшайте!
(2-я коробка – бабочки)
Реб-2: Эти сказочные насекомые не проживут без цветов.
Вед: Пожалуйста, украшайте!
(3-я коробочка)
Реб-3: Без пения птиц наша планета будет грустной и печальной.
Отпускайте их на землю!
(4-я коробочка – рыбы)
Реб-4: Пусть эти золотые рыбки всегда исполнят ваши желания. Запускайте их в моря и
океаны! Посмотрите – ка, друзья! Как прекрасна ты, земля!
Голос: Спасибо вам, ребята. Я буду долго жить и радовать вас своей красотой.
Вед: Надеемся, что после нашего праздника сердца людей отзовутся и они все будут
беречь окружающую среду нашей планеты и заботиться о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".
Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....
Развивающее занятие по психологической поддержке дошкольников «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» для детей 4-5 лет по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!»
работа с одарёнными детьми...
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"
Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...
Проект "Земля отцов - моя земля"
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой, Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод. Листочки на землю летят, под ножками шуршат, шуршат Засыпай, Земля, баю-бай. Снежинки на землю
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой,Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод.Л...
НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
Открытая непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы и их родителей к 23 февраля....