Доклад Экологическое воспитание посредством инновационных технологий.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Наталья Николаевна

Описание долгосрочного проекта по формированию экологической культуры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologicheskoe_vospitanie.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание посредством инновационных технологий интегрируется в различные виды деятельности детей. В экологическом воспитании используются различные методы: наглядные практические, словесные.

Поскольку  экология – это наука о  взаимосвязи живой и неживой природы, чтобы привить детям правильное отношение к миру природы, необходимо дать им представление о взаимодействии природы и человека, о том влиянии, которое человек оказывает на природу.

Метод проектов, реализация проектов приносит детям осознанность действий по сбережению природных ресурсов, развивает наблюдательность, мышление, развивает умение анализировать, делать выводы, стимулирует исследовательскую деятельность.

В нашей группе мы реализовали проект «Экологическая культура».  Цель данного проекта побудить детей самостоятельно обдумать проблемы и прийти к выводам о том, как каждый человек влияет на природу и что может сделать каждый из них  для того, чтобы влиять на природу положительным образом, не вредить,  а помогать ей.

Нами были выделены три области, в которых на наш взгляд, дети могут приносить природе реальную пользу. Но не за счет установленных сверху правил, а потому, что это является внутренним побуждением ребенка.

Первая область – поведение в живой природе, вторая – экономия природных ресурсов, и третья область – правильное отношение к мусору, как один из путей осознанного  потребления.

Поскольку этот проект был долгосрочным и начинали мы его в старшей группе весной прошлого года, когда дети снова начинали после зимы активно взаимодействовать с живой природой, не только в лесу или парке, но и во дворе и на площадке детского сада, то первая тема, которую мы предложили детям для обсуждения – это поведение человека в живой природе.

Уже на первом этапе мы познакомили детей с понятием «экология», как наукой о и взаимодействии, взаимовлиянии.

Дети старшей группы в основном уже знакомы с правилами поведения на природе, нам хотелось закрепить их и подробно разобрать, почему появилось то или иное правило. И к каким последствиям приведет нарушение тех или иных запретов.

Все наши правила мы решили воплотить в виде графических знаков, для того, чтобы дети любого возраста или неумеющие читать, смогли, изучив наш лэпбук , познакомиться с правилами и понять их смысл.

Демонстрация

В процессе работы мы пришли к такой форме фиксации рассуждений, как «Экологические круги». Подобно тому, как камень, брошенный в воду, вызывает на воде круги, уходящие все дальше и дальше, так и события, происходящие в природе, приводят к отдаленным и не всегда видимым для  невнимательного  взгляда последствиям. Для каждого правила мы проработали свой круг, в котором дети фиксировали свои мысли о последствиях несоблюдения запрещающих знаков. Или наоборот, что получится, если следовать  рекомендательным знакам.

Эти круги находятся в постоянной работе, когда у детей возникают идеи, или желание  обсудить какое-то правило, они рисуют свой вариант круга и выходят с предложением на всю группу. После  чего мы обсуждаем их всей группой, и решаем, подходят ли нам такое предложение  или нет, и фиксируем его в круге, или не фиксируем, как получится.  Это позволило нам обратить внимание детей на такие связи и взаимодействия, которые ускользнули бы от их внимания, а теперь все это работает на подкрепление внутренней убежденности в необходимости соблюдения правил поведения на природе.

На втором этапе мы решили выяснить, знакомы ли детям такие понятия, как природные ресурсы и их экономия. Вопрос к детям был сформулирован так: могут ли люди влиять на природу, даже не выходя из дома. Поскольку наступила осень, приближалась зима, мы стали гораздо больше времени проводить дома или в группе, не могут ли в таких условиях какие-то наши поступки воздействовать на природу. К моему удивлению дети были совершенно не знакомы с понятием экономии воды и электричества. Это направление оказалось для них совершенно новым.

В процессе работы мы обсудили, откуда берутся у нас дома и в детском саду вода и электричество, и почему их нужно экономить. Дети познакомились со знаками, призывающими экономить воду и электроэнергию, и на основе увиденного нарисовали свои знаки. Часть этих знаков мы разместили в группе и других помещениях детского сада, а часть дети забрали к себе домой. Завершением второго этапа стало оформление второй стороны лэпбука.

Демонстрация

Данная сторона выполнена в яркой клиповой манере, которая стразу привлекает внимание детей.

Третий вопрос, к которому мы хотели привлечь внимание детей – это осознанное потребление.

На этом этапе акцент был сделан не просто на разделении мусора, а прежде всего на  уменьшение его количества. И проще всего это сделать, отказавшись от лишних, часто совершенно ненужных покупок.  Не секрет, что дети очень часто становятся  инициатором все новых и новых покупок – игрушек, одежды с любимыми героями, сувениров, сладостей с игрушками. Очень часто эти покупки не очень хорошего качества, они ломаются или надоедают, и довольно быстро пополняют ряды мусора. Уменьшение покупательских амбиций детей, зарождение у них идей осознанного потребления – это очень важная часть формирования у детей экологической культуры.

Далее мы предложили детям отказаться от использования одноразовых вещей.  Вот здесь у нас подборка вещей, которые мы предложили детям заменить более надежными и долговечными многоразовыми предметами. Понятно, что в настоящее время дети не совершают покупки сами и не принимают таких решений, но в данном случае мы работаем на будущее. И надеемся, что идея отказа от одноразовых вещей станет всеобщей.

После того, как мы объяснили детям идею уменьшения количества мусора, мы перешли ко второму этапу – его разделению, сортировке. И здесь нам повезло, к нам пришел замечательный гость – директор ООО «Экогид» Карпелюк Анна Халиговна, она провела детям мастер-класс по сортировке отходов, особое внимание, уделив  пластику, поскольку именно этот вид мусора является самым сложным для сортировки, а выбрасываем мы его очень много.  Кроме того она принесла нам образцы вещей, которые сделаны из переработанного пластика, те вещи, которые делают прямо у нас в челябинской области. Детей очень поразило, что даже их одежда может быть сделана из переработанных бутылок. Кроме того, у нас изготавливают пластиковые подоконники, и делают их из блистеров от таблеток, делают пластиковую мебель, материалы для детских городков.

К сожалению, полноценная сортировка мусора невозможна без участия родителей. Но у них отсутствует информация по правилам и принципам сортировки мусора.  Ведь в желтые баки, которые установлены у нас во дворах  можно складывать далеко не все виды отходов, особенно пластиковых и металлических.

Поэтому на данный момент мы поставили себе задачу разработать памятку для родителей, как правильно сортировать мусор, и куда следует относить отходы, которые нельзя складывать в жёлтые баки ЦКС.

Результатом нашего проекта стало формирование у детей осознанного отношения к проблемам экологии и были заложены основы экологического поведения.

И мы присвоили нашим детям гордое звание «юный эколог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию с инновационными технологиями «Какие бывают насекомые»

Программные задачи: -Систематизировать  знания детей о многообразии насекомых. -Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего  строения   (жук...

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС

Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также  интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды  в детском саду с использованием инновацион...

Деловая игра "Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства разви...

Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....