Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"
статья
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_kruglyy_stol_saprykina_si.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 3
Сапрыкина Светлана Ивановна воспитатель sv.saprykina@yandex.ru
Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средствам инновационных технологий
«Страна, позабывшая свою историю,
культуру, традиции, своих героев,
обречена на вымирание»
Л.Н. Толстой
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотических чувств и нравственных качеств у детей дошкольного возраста очевидна.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война.
В процессе бесед с детьми, в организации их игровой деятельности я выяснила, что большинство детей имеют скудные знания о Великой Отечественной Войне, о городах – героях, не имеют представления, почему им была присвоена высшая степень отличия, о причинах возникновения праздника. Именно поэтому, был разработан и реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Города-герои».
Целью которого являлось формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
В соответствии с целью определены и задачи: познакомить детей с понятием «Город-Герой», с историей присвоения звания. Обобщить и расширить знания детей о решающих битвах Великой Отечественной войны: битва за Москву, Сталинград, Курская битва; способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа; воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны; сформировать мнение о недопустимости повторения войн; ориентировать родителей воспитанников на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Работая над проектом, мы познакомили детей с историей, культурой, традициями нашей армии. Читали с детьми литературу, смотрели видеофильмы о Великой Отечественной Войне, о героических подвигах наших солдат, о городах-героях, о военной российской технике. В группе был создан патриотический уголок, где дети могли рассмотреть альбомы о военных профессиях, о рядах войск Российской армии, фотографии городов-героев. Были организованы экскурсии в библиотеку № 1 им. Михайловых, где ребятам рассказали о выставке литературы, посвященной Великой Отечественной войне, городам - героям. А также, был организован поход к памятнику воинам-тройчанам, где дети смогли возложить цветы и почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Большой эмоциональный отклик в сердцах детей нашла встреча с участником Великой Отечественной войны, которых осталось очень немного. Приглашенный родитель-военнослужащий для провел беседу с детьми о службе в Российской армии. А также мы организовали и провели интеллектуальную викторину, посвященную Дню Победы, в которой приняли участие дети и родители. Элементарная исследовательская работа проходила и в семье: дети узнавали о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну, рассматривали военные фотографии из домашних архивов. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей. Родителями были организованы целевые прогулки по ознакомлению с родным городом-героем Москва. В результате проекта мы создали фотоальбом «Города-герои».
Невозможно оценить уровень наличия духовно-патриотических чувств у детей в полном объёме, так как чувства любви, привязанности, сопричастности мониторингу не поддаются. Но можно сказать, что начало духовно-нравственному воспитанию положено.
Проделанная работа уже получила позитивные результаты:
- дети получили знания и представления о событиях Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, о городах-героях, о героях войнах-освободителях;
- воспитанники научились с уважением и благодарностью относиться к ветеранам ВОВ, мемориалам и памятникам войнам, погибшим на полях сражений;
- дети получили возможность поделиться результатами своей работы с другими воспитанниками нашего ДОУ.
В перспективе планирую продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей; пополнить методический, дидактический материал; подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.
Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Ведь дети — наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....
Занятие по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим «Бытовая культура и традиции русского народа»
в данном материале рассказывается и показывается о работе с детьми по патриотическому воспитанию....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...
Статья на тему: "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средством инновационных технологий"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными. Во все времена любовь к Р...
гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий
статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личны...
Конспект родительского собрания "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Родительское собрание по духовно - нравственному воспитанию...