Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"
статья

Сапрыкина  Светлана Ивановна

 Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным.  А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_kruglyy_stol_saprykina_si.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 3

Сапрыкина Светлана Ивановна воспитатель sv.saprykina@yandex.ru

Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средствам инновационных технологий

                                                                          «Страна, позабывшая свою историю,

                                                                       культуру, традиции, своих героев,

                                                        обречена на вымирание»

                                                                                                             Л.Н. Толстой

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными.  

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотических чувств и нравственных качеств у детей дошкольного возраста очевидна.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.  

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным.  А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война.

В процессе бесед с детьми, в организации их игровой деятельности я выяснила, что большинство детей имеют скудные знания о Великой Отечественной Войне, о городах – героях, не имеют представления, почему им была присвоена высшая степень отличия, о причинах возникновения праздника. Именно поэтому, был разработан и реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Города-герои».

Целью которого являлось формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

В соответствии с целью определены и задачи: познакомить детей с понятием «Город-Герой», с историей присвоения звания. Обобщить и расширить знания детей о решающих битвах Великой Отечественной войны: битва за Москву, Сталинград, Курская битва; способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа; воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны; сформировать мнение о недопустимости повторения войн; ориентировать родителей воспитанников на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.

Работая над проектом, мы познакомили детей с историей, культурой, традициями нашей армии. Читали с детьми литературу, смотрели видеофильмы о Великой Отечественной Войне, о героических подвигах наших солдат, о городах-героях, о военной российской технике. В группе был создан патриотический уголок, где дети могли рассмотреть альбомы о военных профессиях, о рядах войск Российской армии, фотографии городов-героев. Были организованы экскурсии в библиотеку № 1 им. Михайловых, где ребятам рассказали о выставке литературы, посвященной Великой Отечественной войне, городам - героям. А также, был организован поход к памятнику воинам-тройчанам, где дети смогли возложить цветы и почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Большой эмоциональный отклик в сердцах детей нашла встреча с участником Великой Отечественной войны, которых осталось очень немного. Приглашенный родитель-военнослужащий для провел беседу с детьми о службе в Российской армии. А также мы организовали и провели интеллектуальную викторину, посвященную Дню Победы, в которой приняли участие дети и родители. Элементарная исследовательская работа проходила и в семье: дети узнавали о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну, рассматривали военные фотографии из домашних архивов.  Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей. Родителями были организованы целевые прогулки по ознакомлению с родным городом-героем Москва. В результате проекта мы создали фотоальбом «Города-герои».

Невозможно оценить уровень наличия духовно-патриотических чувств у детей в полном объёме, так как чувства любви, привязанности, сопричастности мониторингу не поддаются. Но можно сказать, что начало духовно-нравственному воспитанию положено.

Проделанная работа уже получила позитивные результаты:

- дети получили знания и представления о событиях Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, о городах-героях, о героях войнах-освободителях;

- воспитанники научились с уважением и благодарностью относиться к ветеранам ВОВ, мемориалам и памятникам войнам, погибшим на полях сражений;

- дети получили возможность поделиться результатами своей работы с другими воспитанниками нашего ДОУ.

В перспективе планирую продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей; пополнить методический, дидактический материал; подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.

Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. Нужно уметь быть благодарными ветеранам за величайшую Победу, нужно воспитывать достойное отношение к своей истории и к её урокам у молодого поколения. Ведь дети — наше будущее, они должны передать память о грозных событиях своим детям, чтобы они жили в мире и согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Статья на тему: "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средством инновационных технологий"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными.  Во все времена любовь к Р...

гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий

статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личны...