Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе "Водоемы и их обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зинченко Татьяна Михайловна

Цель: Расширить  и углубить знания и представления детей о водоемах земли и их обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodoemy_i_ih_obitateli.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

 с детьми старшей группы

                                   «Водоёмы и их обитатели»

Составитель:

Зинченко Татьяна Михайловна

СПб, г. Пушкин

2020

«Водоемы и их обитатели»

Цель: Расширить  и углубить знания и представления детей о водоемах земли и их обитателей.

Задачи:

Образовательные

- Познакомить детей с глобусом, картой.

- Расширять и уточнять  представления детей о водоемах земли и их обитателях.

- Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы.

- Продолжать развивать интерес детей к миру природы.

Развивающие

- Развивать любознательность. Показывать заинтересовавшие детей объекты, страны на карте, глобусе.

- Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

- Воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.

- Воспитывать интерес к природе.

Материал и оборудование:

Карта мира, карта России, глобус, 4 конверта с карточками формата А5 (по 4 картинки) с обитателями водоёмов ( океан, море, озеро, река), бумажные круги по количеству детей, цветные карандаши (голубые, коричневые).

Ход НОД

Вводная часть

Дети сидят за столом.

В- ль: Ребята, чтобы начать наше занятие нужно отгадать загадку

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу!  (Вода)

Правильно, сегодня поговорим о воде.

Основная часть

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал её «голубой планетой».

Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Правильно, потому что большую часть Земли покрывает вода.

В - ль: Сегодня я принесла в группу глобус. Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен? ( Варианты ответов детей).

В - ль: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля. Он представляет собой шар и вертится вокруг оси как планета.
Шарообразная форма глобуса дает нам возможность видеть, как выглядит Земля на самом деле. Как на ней расположены материки и океаны, какие они имеют размеры относительно друг друга.

Вода занимает три четверти поверхности Земли. Чтобы представить, что означает три четверти, возьмем бумажный круг, представим, что это наша планета и разделим его на 4 равные части.

Три части раскрасим в голубой цвет, а одну в коричневый. Можно сказать, что вода занимает в три раза больше места на Земле чем суша.

А теперь давайте с вами рассмотрим карту мира. Мы можем увидеть на ней  разные цвета. Зеленым цветом обозначены равнины, где растет трава, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы, так же как и на глобусе.

Как вы думаете, что обозначено голубым цветом? ( Вода)
В-ль: Правильно, это вода. На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды.
Какие водоемы вы знаете? (Варианты детей)
В-ль: Это – океан, море, озеро, река.
Посмотрите внимательно на карту мира.

Остановимся на каждом из водоемов. Океан – самый большой водоем  (показываю на карте).
Послушайте стихотворение об океанах.

Четыре великана

 Шумят и бьют волной;
Четыре великана,

Полные водой.
Вот великий океан –

Океан безбрежный.

То шипит в нем ураган,

То он Тихий нежный.

А вот это знаменитый,

Океан наш Ледовитый.
Холоден, суров на вид,

Льдом и снегом он покрыт.
Есть еще два океана,

Два могучих великана.
Вот Индийский океан-

Омывает много стран.
А это Атлантический,

Красивый фантастический.


В-ль: Сколько всего океанов на планете? (дети - четыре)
В - ль: Правильно, Тихий (самый большой),  Ледовитый (самый маленький), Индийский  и Атлантический.
В - ль: А в океанах много разных обитателей. Давайте некоторых из них рассмотрим. Достаем из конверта картинки: Креветка, рыба - молот, рыба - лев, акула и еще множество других обитателей.

В-ль: Обратите внимание на водоем гораздо меньшего размера, чем океан – это море (показываю на карте). Части океанов, которые сильно вдаются в сушу, называются морями. На Земле много морей, назову лишь несколько: Черное, Белое, Красное, Средиземное, Мертвое.

Вода в море соленая, пить ее нельзя, но очень полезная для кожи. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю. Давайте посмотрим, кто живет в морях.

А живут в них морские черепахи, морские звезды, рыба – еж и  дельфины.

На самом деле очень многие водные обитатели водятся как в морях, так и в океанах.

Физминутка "Море"
Море очень широко, (широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи).
Чтобы рассмотреть следующий водоем, рассмотрим карту нашей страны. (располагаю карту на столе). Водоём о котором я хочу вам рассказать – это озеро. Озеро бывает и большим и маленьким. Давайте сравним море и озеро. (Дети сравнивают и делают вывод, что озеро меньше, чем море).
Воспитатель: Озёра могут быть и солеными и пресными. Самые большие озера нашей страны России это озеро Байкал (самое большое), Онежское и Белое озеро.  Ближе всего к нам расположено Ладожское озеро. По своей величине уступает только озеру Байкал.  

В озерах обитают караси, окуни, корюшка, красноперка и многие другие.

В-ль: Последний водоем, о котором мы сегодня поговорим – это река. Если предыдущие водоемы имеют стоячую воду, то в реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показываю на карте). Река обозначена тонкой линией. Начало реки называется истоком, а место, где она впадает в море – устье. Самые большие реки России это Лена, Енисей, Обь.
Как называется река, на берегу которой мы живем? (дети - Нева). Нева — это единственная река, вытекающая из Ладожского озера. 
В-ль: Давайте посмотрим, кто водится в реках: лещ, осётр, щука, карп и другие обитатели.

На этом мы с вами заканчиваем знакомство с водоёмами и их обитателями и попробуем с вами вспомнить, кто, где живет.

Но для этого надо размять наши руки.

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Снова «плывут».

А теперь возьмите по одной карточке, не глядя, и найдите для неё подходящий водоём. Выполняют задание, подносят карточку к соответствующему водоему. - Молодцы.

Заключительная часть
- Что такое водоем?
- Какие водоемы вы знаете?
- Название каких океанов, вы запомнили? морей ? озер? Рек?
В -ль: Занятие окончено! Спасибо за ваше внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно образовательной деятельности по ФЦКМ с элементами экологии Тема: «Волшебница вода» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельностипо ФЦКМ с элементами экологии Тема: «Волшебница вода» вторая младшая группа...

«Я вырасту здоровым» Конспект итоговой организованно – образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни.Образовательные задачи:                       ...

«Я вырасту здоровым» Конспект итоговой организованно – образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни....

«Я вырасту здоровым» Конспект итоговой организованно – образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни.Образовательные задачи:...

«Я вырасту здоровым» Конспект итоговой организованно – образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни.Образовательные задачи:...