Доклад на педагогический совет «Поисково – исследовательская деятельность в организации мини – музея в группе».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Галицкая

     В современном мире ребёнок  с рождения окружён игровыми приставками, планшетами, компьютерами, которые дети чаще всего, используют для игр, как результат – отсутствие  у детей познавательно – исследовательских умений  и навыков, слабо развита речевая активность, поисковая и экспериментальная деятельность. В докладе предлагаются рекомендации по внедрению в образовательный процесс интересных и эффективных форм работы  с детьми, как  создание мини-музея в рамках познавательно-исследовательской  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx484.67 КБ

Предварительный просмотр:

Детское дошкольное образовательное учреждениеhttp://framepiconline.com/frames/preview/school/53c4eb6b6852c_b.png

Детский сад № 233  ОАО « РЖД»

Доклад на педагогический совет

Поисково – исследовательская

деятельность

в организации мини – музея в группе.

Подготовила: Галицкая Т. В.

Улан – Удэ

2021 г.

     В современном мире ребёнок  с рождения окружён игровыми приставками, планшетами, компьютерами, которые дети чаще всего, используют для игр, как результат – отсутствие  у детей познавательно – исследовательских умений  и навыков, слабо развита речевая активность, поисковая и экспериментальная деятельность.

1 Слайд. Титульный:  «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»

2 Слайд. В настоящее время музейная педагогика является  инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, которая способствует формированию познавательно – исследовательских навыков, и создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду.

Так, одной из интересных и эффективных форм работы  с детьми является создание мини-музеев.

3 слайд. Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно, с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться с взрослыми, и сверстниками, по поводу увиденного.

4 слайд. Целью создания в группах действующих мини - музеев  является выявление таких форм исследования, которые стали бы доступны и интересны дошкольникам, позволили бы занять им активную познавательно-исследовательскую позицию.

Тема для создания мини – музея может быть предложена детьми или взрослыми. Внимательный педагог, ежедневно взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности  интересует его детей.

 Ведь действительно, как сказал В. А. Сухомлинский «Ребёнок по своей природе пытливый исследователь, первооткрыватель мира»

5 слайд.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить такие задачи:

  1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую  для познавательного развития дошкольника.
  2. Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  5. Расширять кругозор дошкольников (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

6 слайд.  Работа по организации  музея в группе проходит через три этапа.

I этап – Подготовительный. Исходя из интересов детей, определить тему мини-музея. Создать условия для реализации (выбрать место, где он будет находиться), рассмотреть варианты участия в организации музея детей и родителей, определить перспективы развития, изучить литературу по данной теме.

II этап – Основной. Практический. Реализация музея. На этом этапе предпочтение отдаётся поисково-собирательскому направлению.  Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.  Немаловажным,  на данном этапе является экспозиционное направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения непосредственно образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

III этап – Заключительный. 

Когда мини – музей уже будет готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами. На данном этапе уделяется большое внимание экскурсионному направлению. В детских музейных экскурсиях используется вопросно - ответный метод, игровые приёмы, театрализации и продуктивная  деятельность детей (рисунок, лепка, моделирование). Организовываются  экскурсии в мини-музей педагогов, родителей,  пополняется развивающая среда группы.

Специфика мини-музея позволяет использовать нетрадиционные способы погружения детей в мир знаний, использовать эти знания в обществе, в совместной деятельности, самостоятельном поиске ответов. Мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини - музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

 Музей – это практический и активный способ ознакомления ребенка с окружающим миром.

Основное  назначение музея заключается в том, что его содержание обязательно должно отражать специфику возраста детей, т. е возрастные особенности детей.

Для того,  чтобы содержание музея способствовало познавательному и интеллектуальному развитию детей  педагог в своей работе  использует комплекс методов и приёмов.

7 слайд

  • Наблюдения.
  • Экскурсии.
  • Беседы.
  • Д/игры.
  • Моделирование.
  • Проблемные ситуации.
  • Опыты.
  • Фиксация результатов.
  • Коллекционирование.
  • Трудовая деятельность.
  • Продуктивная деятельность.

В совокупности весь комплекс форм и приёмов обеспечивает внедрение в образовательную деятельность следующих функции музейной педагогики:

образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов,  стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам; географии, истории и историческим фактам; культуре и искусству.

• развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

• просветительская,  направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

• воспитательная, в рамках которой  осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений детей, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особенности поисково – исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах.

Младший возраст.  

  • Наглядно – действенное мышление достигает своего максимального развития.
  • Формирование представлений о сенсорных эталонах.
  • Дети  манипулируют  и   называют все знакомые предметы и действия с ними, имеют правильное представление о многих объектах и их частях. О наиболее распространённых формах поведения животных и о явлениях природы. Это даёт возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений.
  •  Постепенно у детей накапливается определённая сумма знаний.
  •  Формируется потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения.
  • Появляется понимание, что знания можно получить вербальным путём от взрослого.

Средняя группа

  • Благодаря накоплению личного опыта действия ребёнка становятся более целенаправленными и обдуманными.
  • Количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепляется.
  • Давая словесный отчёт об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развёрнутому рассказу.
  • Учатся сравнивать два объекта и находить разницу между ними.

Старшая группа

  • У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.
  • Педагогу необходимо при помощи наводящих вопросов направлять действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
  • Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.
  • Дети учатся  самостоятельно анализировать, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном.
  • Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логическое мышление.

Подготовительная группа

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась.  Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание  увиденного.

Давайте рассказывать детям

О простом и сложном,

Об истинном и ложном,

О камне и пушинке,

О ракете и травинке,

Правдивые истории,

Серьёзные, шутливые.

Про опыты начальные,

И про умы пытливые,

Про важные события,

Про главные открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"

Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории  и культуре....

Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

Доклад на педагогическом совете "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"

Поисково-исследовательская  деятельность дошкольников (из опыта работы)...

по технологии организации поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группе.

Технология организации поисково-исследовательской деятельности  с детьми подготовительной к школе группе....

Доклад «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю!Китайское изречение....

Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...