Доклад «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
консультация на тему

Чувашова Анна Викторовна

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Китайское изречение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_issl.deyat_.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательскойдеятельности дошкольников»

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Китайское изречение.

Детское экспериментирование —основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении закономерностей и т.д.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.  

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, мною разработан перспективный планработы по экспериментально – исследовательской деятельности.  

Работа по исследовательской деятельности  направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явленийЧем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

  • Активное использование результатов исследования и практической (бытовой, игровой) деятельности.
  • Классификация на основе сравнения: по длине, форме, цвету, орнаменту, материалу, плотности, фактуре.

 

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие вразличных исследовательских проектах).

Структура  детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.

Выдвижение гипотезы было таким – обладает  ли дерево различными свойствами?

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

Сбор материала: Сначала решили  выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели  иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях;  уточнили  из каких основных частей состоит дерево.

Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

Дерево лёгкое, плавает в воде.

Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельнымисследованиям.

Оборудование уголков экспериментальной деятельности:

  • Приборы - «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;ткани и т.д.
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки с закругленными концами, колбы, мерные ложки;колбы, деревянные палочки, шприцы (без

игл), резиновые груши и др.;

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,

детали конструктора и т. д.;

  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы:

Материалы, находящиеся в мини-лаборатории распределены по разделам:

«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

 Условия для детского экспериментирования.

В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.

- В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные

разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.

- Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.

- Создана картотека опытов.

- Схемы, чтобы помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.).

Формы работы

Трудовая

деятельность

   

        

Мною проводятся опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» (О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина), в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.

Этоположительно сказалось на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом....