Доклад на педагогическом совете "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"
материал на тему
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo-issled_iz_opyta_raboty.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Доклад воспитателя детского сада Мугиновой Г.М.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условии для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и нас, практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в детских учреждениях.
Предлагаю разобраться, в чём же это заключается?
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.
Нами делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Воспитательно-образовательная работа в группах нашего детского сада построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. Еще в 1995 году была создана мини-лаборатория для проведения опытов. Хочу особо отметить, что основоположником этого направления работы была Землякова Оксана Витальевна, которой сегодня, увы, нет с нами. Именно ей принадлежала идея создания такой лаборатории и проведение с детьми опытно-экспериментальной работы. Сначала работа строилась спонтанно, в зависимости от тематического плана занятий дети посещали лабораторию, углубляя знания по отдельным темам.
Постепенно «лаборатория» наполнялась новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Затем вся работа сформировалась в программу по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников 3-7 лет. Начал работать кружок «Юные экологи» под руководством Земляковой О.В. Всем остальным педагогам стало любопытно, что же такого интересного происходит в этой лаборатории, что детям так нравится посещать ее, они взахлеб рассказывают об опытах, которые ставили, повторяют их дома.
И так постепенно все педагоги ДОУ влились в познавательно-исследовательскую деятельность с элементами проектирования, поняли, что давать знания детям в готовом виде неинтересно, да и неэффективно. Гораздо важнее, когда эти знания дети добыли сами.
В мини-лаборатории имеются: лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные), магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металл, резина).
Во 2 младшей группе внесли оборудование для определения контрастных свойств, предметов: легкий-тяжёлый, мягкий-твёрдый, гладкий-шершавый. Для детей нашей возрастной группы обучающие задачи игр усложняются. В старшем возрасте детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Интересна в применении игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью ознакомления детей с материалами предметов с использованием алгоритмов. Учила детей определять, анализировать структуру свойств, признаки, особенности материала предмета.
Совместно с детьми были составлены различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков».
Собраны емкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины), мерки, воронки. Кроме того нами были систематизировали материалы:
- природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);
- бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.).
- деструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт (для проведения опытов).
Хочется отметить, что предметно-развивающую среду мы обогащали и систематизировали в соответствии с погружением детей в ту или иную тему. Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группе мини-песочницу. Мини-песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Мини-песочница позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, вы одновременно делаете массаж кисти. Например:
1) игра «Одним словом назови и запомни», «Путешествие на…» эти игры учат классифицировать предметы по заданным признаком.
2) игра «Следопыты», эта игра развивает пространственное воображения, связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.
3) игра «Узоры на песке», эта игра развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме.
4) игра «Картины на зеркале», эта игра развивает речь и воображение детей, привлекает детей к деятельности творческого характера; развивает мелкую моторику.
5) игра «Раскопки далёких миров», эта игра предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь. Вместе с детьми составили книжку-самоделку сказок, с рисунками детей.
Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха. В разных возрастных группах создаются мини-музи. Так, например, в нашей группе был создан мини-музей «Воздух невидимка», который обогащает предметно-развивающую среду новыми формами; формирует у дошкольников представления о музее; расширяет кругозора дошкольников; формирует умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Идея создания очередного музея исходит от детей. Так, в разных группах создавались музеи «Весны», музей «Лета», музей «Хлеба» и музей «Снегурочки» и т.п.
Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).
Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности.
Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).
Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.
Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие приносят интересные вещи юным исследователям.
Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, стараюсь закрепить дидактической или подвижной игрой.
Кроемее того считаем важным выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников. Так, работу с родителями ведется параллельно с подготовкой детей к исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Для наглядной агитации приготовили:
- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей». Для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей.
- Буклеты «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.
Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком вне стен детского сада в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы. Сейчас у нас в планах разработка «Книги опытов», которую будут составлять родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.
Таким образом, мы глубоко убеждены, что экспериментальная деятельность помогает детям углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение. Они постоянно просятся в лабораторию, дома рассказывают родителям о проведенных опытах и учат их проводить. Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность. Да и работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Взаимоотношение дошкольников в игре"
Старший дошкольный возраст (из личного опыта)...
Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"
В данном докладе раскрываются основы технологий ОБЖ дошкольников...
Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"
Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"...
Доклад «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра...
Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"
Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем...
Доклад «Организация педагогической работы с дошкольниками по ПДД»
Консультация для воспитателей «Организация педагогической работы с дошкольниками по ПДД»...