проект "Динозавры среди нас"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 13 г. Сердобска
Районная научно-практическая конференция
младших школьников и детей старшего дошкольного возраста
« Я – исследователь»
Исследовательская работа
«ДИНОЗАВРЫ СРЕДИ НАС»
Выполнил: Самохвалов Иван
воспитанник МДОУ д/с №13
Руководитель: Парамонова Ирина Вадимовна
воспитатель первой категории МДОУ д/с № 13 г. Сердобска
г. Сердобск
2023 г.
Цель исследования: путём сравнения динозавров с существующими животными попытаться доказать, что динозавры не вымерли, а видоизменились и существуют в современном мире.
Задачи:
1. Изучить разновидности динозавров.
2. Выяснить, как выглядели динозавры, чем питались.
3. Обогатить свои знания о динозаврах.
4. Сравнить особенности строения динозавров и современных животных.
Гипотеза: динозавры вовсе не вымерли, а видоизменились и существуют в современном мире.
Практическая значимость: работа может быть использована на занятиях по познавательному развитию, дома, и в качестве дополнительного материала для любознательных.
Научная новизна: дети научатся выдвигать смелые гипотезы и доказывать их.
Теоретическая часть.
Вы думаете, что все динозавры уже вымерли давно? А вот и нет. Уменьшились в размерах - да, но не перестали быть удивительными, фантастичными и невероятно красивыми.
Когда я был совсем маленьким, я очень любил сказки про драконов, Змея Горыныча. Один раз мама подарила мне игрушечного динозавра. Он был, как будто из любимых сказок. Так начала создаваться моя коллекция.
Играя с динозавриками, я оказывался в волшебном мире и мечтал встретиться с настоящим динозавром. Тогда я ещё не знал, что их не существует. Когда мама прочитала мне в книжке, что динозавры погибли несколько миллионов лет назад в результате падения метеорита, я очень огорчился, что моя мечта не сбудется.
Из этой книжки я узнал, что слово «динозавр» состоит из двух греческих частей: «дино» («ужасный») и «завр» («ящер»).
Мне хотелось побольше узнать про этих невероятных животных. Однажды моя подружка Алиса сказала, что динозавры не вымерли, а живут в бермудском треугольнике. А вдруг это правда? Во мне затеплилась надежда встречи с ними.
И я решил попробовать.
Я обратился за помощью к маме. Она стала покупать и читать мне книги. Сестра Даша помогала мне найти в Интернете научные факты об этих животных. Оказывается, некоторые учёные верят, что не все динозавры погибли после падения метеорита. Некоторые сохранились на протяжении многих сотен тысяч лет, приспособились к новым условиям жизни и немного видоизменились.
Исследования учёных
Ученый, изучающий доисторических животных, называется палеонтологом.
Когда находят кости динозавров, их медленно и аккуратно извлекают из земли или из горных пород. Затем кости отправляют в музей. Из отдельных костей составляют скелет животного. Если не хватает каких-то частей, их изготавливают из гипса или пластмассы. И только потом скелет попадает в зал музея.
Динозавры жили по всему миру. Ископаемые останки динозавров обнаружены даже в Антарктиде! И даже в России!
Какими были динозавры?
Существовало множество разных динозавров – хищники и травоядные, огромные и крошечные. Динозавры были самыми огромными животными нашей планеты. Некоторые из них достигали высоты 6-этажного дома, а некоторые были размером с кошку.
Некоторые динозавры жили семьями. Они строили гнездо. В гнездо самка откладывала яйца. Яйца были крохотными. Например, взрослый брахиозавр весил столько же, сколько десять слонов. А новорожденный брахиозавр был чуть больше цыпленка.
Зубы у хищников походили на острые кинжалы. А у растительноядных - были маленькими и плоскими.
Древние ящеры населяли и моря. Самым крупным среди водных динозавров был шонизавр. Его длина доходила до 23 метров!
Как эволюционировали динозавры
По рассказам взрослых я узнал, что климат на земле постоянно меняется. Я считаю, что во времена динозавров климат земли тоже менялся. Животным приходилось приспосабливаться и видоизменяться.
Первые, самые древние динозавры, были хищниками: двуногими, но небольшими. Об этом говорят находки: эораптор был в длину не более метра, ставрикозавр – 2м, герреразавр - 3 м. Эти древние динозавры передвигались на двух ногах, быстро бегали и хорошо охотились.
От хищных динозавров к травоядным
Когда часть двуногих динозавров стала жевать траву, начали происходить изменения. Они стали увеличиваться в размерах и становиться всё тяжелее и тяжелее. Стоять на двух ногах уже не получалось, и они освоили хождение на четырех ногах.
Травоядные динозавры были огромных размеров. Они могли спокойно жить, ни о чем не заботясь.
От рептилий к птицам
А могло так случиться, что большие и бегающие по земле динозавры превратились в небольших и летающих птиц?
Некоторые ученые считают, что птицы произошли от тероподов.
В результате изменяющегося климата небольшие тероподы стали искать способ, как сохранить тепло своего тела. Кто-то покрылся волосами, а кто-то —перьями. Некоторые из них стали использовать перья не для утепления, а для полета.
Другие учёные считают, что птицы произошли от птерозавров. Их крылья возникли благодаря свободным верхним конечностям, которые не были заняты в беге и могли измениться на что-то другое, например, сильно разрастись в длину, покрыться кожей и перьями и в конце концов стать крыльями.
Почему вымерли динозавры?
65 миллионов лет назад - все динозавры на планете вымерли. Никто до сих пор точно не знает, почему это произошло. Существует несколько гипотез.
Падение на Землю гигантского метеорита, одновременное извержение множества вулканов, глобальное похолодание, болезнь. Я считаю, что некоторые динозавры смогли приспособиться к новым климатическим условиям, и, в результате, выжили.
Практическая часть
Как же определить, является ли то или иное современное животное родственником динозавра? Это нелегко. Исследуем трех современных животных: жирафа, броненосца и носорога.
Жираф благодаря своей длинной шее может объедать листья с верхушек деревьев, точь-в-точь как диплодок.
Броненосец защищен костяным панцирем, точь-в-точь как анкилозавр.
Носорог выглядит примерно так же, как трицератопс. У него тоже большое, грузное тело и рог на носу.
Неужели все эти животные — родственники динозавров?
Но нет! В детском саду нам рассказали, что и жираф, и броненосец, и носорог — млекопитающие. Они теплокровные и живородящие. А динозавры были рептилиями и откладывали яйца.
Я сравнил динозавров с птицами.
Птицы откладывают яйца в твердой скорлупе — как и динозавры. На ногах и пальцах птиц сохранились чешуи, похожие на чешуи динозавров. Кости птиц очень схожи с костями ящеров. Я рассмотрел следы птиц и выяснил, что следы динозавров и птиц похожи.
Вывод: живущие ныне птицы являются прямыми потомками динозавров.
Своими догадками я поделился со своей воспитательницей. Она нашла интересные сведения. Оказывается, учёные доказали, что тероподы были единственными динозаврами, которые постоянно уменьшались в размерах, их скелеты менялись и они эволюционировали в современных птиц.
Самый маленький динозавр в истории — летающий. Он существует и сегодня. Это колибри-пчелка, обитающая на Кубе. Его длина с мизинец человека.Гнездо они строят из коры и кусочков паутины. Самка откладывает 2 яйца величиной с горошину. Пчелки-колибри при полёте издают жужжащий звук (как пчёлы) от того, что быстро машут крыльями. На Кубе их называют "зумзум" . Питается нектаром. Когда она перелетает с цветка на цветок, то переносит пыльцу. Таким образом, она играет важную роль в размножении растений!
Я сравнил динозавров с ящерицами.
Разнообразие ящериц велико, некоторые из них очень похожи на динозавров. - шкуры чешуйчатые, откладывают яйца, у них четыре ноги и позвоночник, некоторые имеют длинные шеи и хвосты.
Вывод: ящерицы – потомки динозавров!
А вы знаете, что самая древняя рептилия - это трехглазая ящерица гаттерия.
Она живет на земле со времен динозавров, отлично приспособилась к новым климатическим условиям и практически не изменилась. У неё есть третий глаз, который помещается на темени между двумя настоящими глазами. У детеныша гаттерии третий глаз виден отчетливо. Со временем он зарастает чешуей. Видеть гаттерия этим глазом не может, но зато он чутко реагирует на свет и тепло, что помогает животному регулировать температуру тела. Живут они в Новой Зеландии. Питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями и улитками.
Я сравнил динозавров с крокодилами.
Я выяснил, что на черепе крокодила перед глазницами имеются такие же впадины, как у динозавров. Скелет крокодила похож на скелет ящеров.
Вывод: крокодилы — самые близкие из родственников динозавров, дожившие до наших дней. Наблюдая за современными крокодилами, можно получить представление о том, какой образ жизни вели динозавры.
Вывод
Я считаю, что в моей исследовательской работе гипотеза о существовании динозавров в наше время подтвердилась. Я сравнивал существующих животных и птиц с различными видами динозавров и пришёл к выводу:
1. Самая древняя рептилия - это трехглазая ящерица гаттерия! Она живет на земле со времен динозавров, отлично приспособилась к новым климатическим условиям и практически не изменилась.
2. Некоторые динозавры постоянно уменьшались в размерах, их скелеты менялись, и они эволюционировали в современных птиц. Самый маленький динозавр в истории — летающий. Он существует и сегодня. Это колибри-пчелка!
3. Крокодилы — самые близкие из родственников динозавров, дожившие до наших дней.
Причина выживания этих существ в том, что они смогли приспособиться к новым климатическим условиям.
В наше время на Земле обитает множество самых разных рептилий. Но многим из них угрожает вымирание из-за того, что люди безжалостно истребляют их ради мяса, кости и красивых шкур. Я призываю всех людей задуматься о будущем, ведь главная задача человечества на сегодняшний день – это охрана животных, природы, чтобы они тоже не исчезли бесследно, как динозавры!
«Список использованной литературы»
1. Э. Барсотти Детская энциклопедия. Как жили динозавры. ООО «Свежий ветер», 2020
2. Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия: А. Журавлев — Санкт-Петербург, Мир энциклопедий Аванта , 2012 г.
3. Динозавры/ Д. Джонсон; Пер. с англ.А.И.Блейз. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
4. А. Калаус Серия «Книжки с окошками» Динозавры ООО «Аркол», 2022
5. Л.В.Клюшник, Энциклопедия для детского сада. Динозавры,- М.:РОСМЭН, 2021
«Список использованных источников информации»
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Колибри-пчёлка
https://masterok.livejournal.com/3520516.html Гаттерия
https://fishki.net/3266264-25-dokazatelystv-togo-chto-dinozavry-po-prezhnemu-s-nami.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на
Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...