Организация непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Закепить представление детей о роли воздуха через опыты, о некоторых свойствах воздуха. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 50»
Организация
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
по ознакомлению с окружающим миром
«Воздух вокруг нас»
Автор-составитель:
Воспитатель:
Руденко Марина Кирилловна
Технологическая карта мероприятия
Тема мероприятия: «Воздух вокруг нас»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, имеет вес, легче воды). Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи по образовательным областям:
1. «Социально-коммуникативное развитие» Формировать естественно-научные представления. Воспитывать интерес к окружающему миру.
2. «Развитие речи» Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать диалогическую речь.
3. «Художественно-эстетическое развитие» Упражнять детей в ритмичном движении под музыку, развивать активность и творчество в двигательной деятельности.
4. «Физическое развитие» Формировать представления о вреде загрязненного воздуха для здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о чистоте окружающего пространства и окружающей среды. Развивать двигательную активность детей.
Оборудование:
Стаканчики с водой, соломинка (коктейльная трубочка),полиэтиленовые пакеты, кусочки сахара (по количеству детей)
Музыкальный материал: Аудиозапись шума ветра.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды, различных видов ветра; чтение стихов и загадок о свойствах воздуха, описание изображенных на картинках явлений природы; надувание воздушных шаров, рассматривание духовых инструментов, слушание музыки.
Технологии работы: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ технологии;
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Этапы урока мероприятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Вводный 3 мин Основной 10-15 мин Продуктивный 10-15 мин Заключительный 3 мин. | - Здравствуйте, ребята! Представляете, сегодня к нам, в детский сад, пришла посылка от доброго волшебника. Давайте ее откроем. Интересно, что там? Открытка. А больше ничего. Сейчас посмотрим, что здесь написано. По-моему, это загадка. Он вокруг, а мы не видим. Он спокоен – мы не слышим. Отсутствуют запах и цвет. Вроде здесь и его нет. Но ни ночью и ни днем Без него не проживем. Полон им и дом, и лес, И в посылку он залез. Что же это? Есть ответ? (воздух) (Г. Байрамукова). -Так что же, кроме открытки с загадкой оказалось в посылке? Ответы детей: (воздух) Наверное, он хочет, чтобы вы поняли, что в нашей жизни важнее всего. 1,2 Слайд Землю окружает воздушная оболочка – Атмосфера. Это огромный воздушный океан. Мы каждую минуту купаемся в нем, сами того не замечая. Благодаря ей планета Земля: - Не перегревается от солнечного жара. - Не замерзает от космического холода. - атмосфера защищает Землю от космических метеоритов. - Следит за климатом на планете. - благодаря ей на планете Земля есть жизнь. Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни. Слайды: 4-7. - Как вы считаете, для чего нужен воздух? - Кому ещё нужен воздух? - Где работает, используется воздух? - Как в играх используется воздух? - Что может произойти если закончится воздух? Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. Делаем вывод: – Воздух необходим для дыхания. Ответы детей. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. - Откуда берётся воздух? Ответы детей. ( Его выделяют растения). Слайд 8. -Верно. Леса даже называют легкими планеты. - Давайте посмотрим внимательно вокруг - вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Делаем вывод: – Воздух не видимый – прозрачный. Ребята, кто может назвать ещё свойства воздуха? Ответы детей: (Чистый, прозрачный, без запаха, газообразный, его невозможно увидеть и потрогать). - Правильно, но у воздуха есть еще и другие свойства. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. Для этого нам нужно превратиться в ученых исследователей. Слайд 9. - Как вы думаете, чем они занимаются? Где они работают? Дети отвечают -Ну, конечно же, прежде всего они экспериментируют, чтобы постичь тайны природы. -Что нам понадобится? Я хочу вам напомнить, что исследователи – люди очень внимательные, дисциплинированные. Поэтому прошу вас все действия проводить только по моей команде. Опыт 1. «Внутри нас есть воздух». Возьмите стакан с водой и соломинку, потом опусти соломинку в воду и начинайте в нее дуть. Вода забурлила и в ней появились воздушные пузырьки. - Что это за пузырьки? - Откуда берутся пузырьки? Это из наших легких выходит воздух. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз) Делаем вывод: – Внутри нас есть воздух. Опыт 2. «Воздух есть в предметах». Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара побежали пузырьки). - Что это за пузырьки? -Что это значит? Делаем вывод: – В сахаре есть воздух. - Как вы считаете, почему воздух поднимается вверх и выходит из воды? Ответы детей: (потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх). Делаем вывод: – Воздух легче воды. Опыт 3. «Движение воздуха». Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор). Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется). Делаем вывод: – Ветер – это движение воздуха. Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть ещё секреты? Дети: Да. Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет. (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть) Дети: Вода вытечет, выльется. Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает. Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить. Физкультминутка «Воздух» (под спокойную музыку). Мы сидели, мы устали. Воздух дружно изучали. А теперь пришла пора. Отдохнуть нам, детвора. Встали дружно, потянулись, Хлопнули в ладоши И друг к другу повернулись, Всем друзьям мы улыбнулись, Наклонились: раз и два, Чтоб не болела голова. И закончили зарядку Подошла к концу игра. Только помните, ребята, Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья! Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! - Но, к сожалению, даже самый чистый воздух содержит в себе много пылинок, различных вредных веществ. А в большом городе вредных веществ в воздухе еще больше. Кроме естественного загрязнения, в виде пыли, есть и такие, которые создает человек. Сейчас мы с вами вспомним о них, поиграв в игру «Загрязняет - очищает». Вы должны взять на столе картинку, объяснить, что на ней изображено и сказать, загрязняет это воздух или очищает. Дети играют. Вот видите, как много всего, что загрязняет воздух, которым мы дышим. Взрослые люди должны заботиться о том, чтобы воздух стал чище, а мы болели реже. А как мы в группе: заботимся о том, чтобы воздух стал чище и микробов – меньше. Ответы детей: - Проветриваем, протираем пыль, пылесосим, кварцуем, сажаем комнатные растения, которые очищают воздух; заботимся о них, моем игрушки. - Молодцы, ребята! Вы все знаете. Спасибо вам, за умные ответы. Думаю, когда вы вырастете, то придумаете много различных способов, чтобы сделать воздух, которым мы дышим , чистым. - А с чего мы начали наше занятие? - С посылки доброго волшебника. - Что в ней было? - Воздух. -Мы с вами выполнили пожелания волшебника и постарались узнать о воздухе как можно больше. Давайте подведём итог. Что мы сегодня узнали? Ответы детей. Воздух невидим. Но его можно почувствовать и ощутить. Внутри нас есть воздух. В сахаре есть воздух. Воздух легче воды. Ветер – это движение воздуха. Поэтому вы, конечно, заслужили от него подарки. Посмотрите! Что это? - Мыльные пузыри. - Конечно, а чем мы их будем надувать? - Воздухом. - Молодцы! Берите подарки. | Дети заходят в группу, встают полукругом; обращают внимание на сюрпризный момент, рассматривают его. Дети подходят к столам, на которых подготовлен материал для опытов. Дети самостоятельно проводят опыты. Делают выводы | Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обучающей образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся».
Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными. Задачи:- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;- формировать представления о внешнем виде и особенно...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами легоконструирования «Путешествие в Лего-страну»
Цель: Создание условий для формирования творческой познавательной деятельности детей посредством конструктора.Образовательные задачи:Вызвать интерес к конструктору лего. Способствовать обучению д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Полицейский»
Цель: Ознакомить с деятельностью полицейского, расширение представления детей о разнообразии специальностей этой профессии....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром.Тема: "Путешествие в лес"
Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.Закрепить обобщающее понятие "деревья".Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев &ndash...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тур по Сахалину»
В работе приведено описание НОД, направленной на формирование знаний у детей о коренном народе севера Сахалина....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы".
Образовательные задачи: 1. Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; 2. Закреплять знания о народном костюме ; 3. Тренировать память и внимание; 5. Ст...
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»
Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...