Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы Экологическая квест-игра «В гости к Старичку-Лесовичку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:                                                                                    

     Образовательные:                                                                                    

- формировать   познавательный интерес и бережное отношение к  природе;

-закрепить знания детей о растениях и животных леса;                                               

       Развивающие:                                                                                                

     - развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

Воспитательные:                                                                                              

    - воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazatelnoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_2023_g._-_kopiya.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по познавательному развитию для детей старшей группы   Экологическая  квест-игра

«Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:                                                                                                  

- формировать   познавательный интерес и бережное отношение к  природе;

-закрепить знания детей о растениях и животных леса;                                                      - закрепить знания и навыки поведения в природе;                                                         - обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;                                        

    - развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;        

 - воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила

поведения в природе», «Что такое природа?» и т.д.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что потом?», «Хорошо -плохо», «Сложи картинку», «Мусорные отходы».

Просмотр презентаций:  «Мы –защитники природы!», «Виды леса».

Чтение рассказов и стихов, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация «Знатоки природы», магнитная доска, магниты, цветик-семицветик, картинки для игры «Четвёртый лишний», «мусор» для игры «Поможем полянке», пластиковые конверты, мяч.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Ход квест— игры:

 Воспитатель:

 — Здравствуйте, ребята! Давайте мы поприветствуем наших гостей и друг друга.   Приветствие «Друг»

  Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Ребята, вы знаете, когда я сегодня пришла на работу, то у дверей детского сада меня встретил почтальон, и он просил меня передать вам вот этот конверт. Это письмо, и адресовано оно  вам. Хотите, чтобы я вам его прочла? (Ответ детей)

 — «Здравствуйте дорогие ребята! Случилась беда в моём лесу. Кощей бессмертный наложил заклятие, и поселилась в нём «мёртвая тишина»: птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю одно, что заклятие могут снять только дети. Помогите моему лесу, очень вас прошу!»

 — Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (от Старичка-Лесовичка)

— Поможем ему справиться с этой бедой? (Ответ детей)

Воспитатель:

 — Ребята, а вы любите путешествовать? (да)

 — Тогда давайте сейчас все вместе отправимся в путешествие по лесу, но для этого вам надо пройти все испытания от Кощея и расколдовать лес!

 — На каждом этапе вы будете получать задание, а выполнив его, получите заколдованные буквы.

 — И помните, лес можно расколдовать только тогда, когда вы соберёте все заколдованные буквы и правильно составите из них одно волшебное слово!

 — Вы готовы? (да)

 — Тогда, мы отправляемся в путешествие под весёлую песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

— Вот и пришли мы с вами в лес.

Дети на пеньке находят плакат — карту с изображением цветика — семицветика.

 Воспитатель:

Ребята, а вот и карта, на которой изображён цветик — семицветик. На каждом лепестке изображена цифра, как вы думаете, зачем? (Ответы детей) — Правильно, цифра, означает в какой, последовательности мы должны найти каждый лепесток и затем в этом же порядке разложить буквы, чтобы получилось слово, которое расколдует лес от чар Кощея.

— Итак, какой нам нужно найти первый лепесток? (красный) Почему? (цифра 1 — первое испытание), а последний? (фиолетовый - цифра 7).

— Ну что же, все лепестки мы должны найти, внимательно смотря по сторонам. Смотрите внимательно, где находится красный лепесток? (Дети находят его глазами на стволе дерева и идут туда).

 Первое задание:

Игра «Отгадай загадки!»(Презентация)

Воспитатель:

— А вот и первый лепесток — Красного цвета — вы должны выполнить первое задание (ведущий берёт лепесток и читает задание детям):

 —Ребята, Вам нужно правильно отгадать загадки и найти картинки-отгадки. Если все ответы будут верны, то Вы получите первую букву («П»). Ведущий берёт конверт и достаёт из него загадки с отгадками:

 Русская красавица

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)

Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.(липа)

Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках

– Ну-ка угадайте детки:

 Не ольха и не осина,

 А красавица …(рябина).

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны(дуб)

Жёлто-красная одёжка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это...(клён).

Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием и получаете первый лепесток с первой буквой («П»).

Второе задание:

Игра «Если я приду в лесок!»

Воспитатель:  Ну что же отправляемся путешествовать по лесу дальше. Смотрим, куда ведёт нас лепесток? Он ведёт ко второму дереву, на нём жёлтый лепесток и конверт с заданием.

Ведущий:-

Сейчас проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!

*** Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)

*** Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет)

 *** Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да)

*** Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да)

 *** Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)

*** Если сильно насорю И убрать забуду. (нет)

*** Если мусор уберу, Банку закопаю? (да)

 *** Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Молодцы, справились с испытанием! Получите оранжевый лепесток со второй буквой (на обратной стороне Буква «Р»).

Третье задание:

Конверт с  картинками. Игра «Четвёртый лишний»

Дети берут картинки. Каждый ребёнок называет животных, изображённых на картинке. Выбирает кто(или что) лишний (лишнее)? Объясняет, почему?

Воспитатель: Молодцы, справились с испытанием! Получите жёлтый лепесток с третьей буквой (на обратной стороне Буква «И»).

Четвёртое задание: 

Игра «Поможем полянке» 

Воспитатель:  Ребята, что же случилось с нашей поляной? (на поляне мусор). Посмотрите, на этой поляне побывали дети — неряхи. Они не умеют вести себя в лесу, вон, сколько мусора оставили на траве. Очень огорчился Старичок-Лесовичок после таких гостей.  А как можно помочь Старичку-Лесовичку? (нужно убрать весь мусор на полянке). Правильно, давайте уберём мусор на поляне. Только мусо мы с вами будем сортировать.

Бумажный мусор будем класть в корзину, на которой изображена картонная коробка.

Пластик будем класть в корзину с изображением пластиковых бутылок.

Эстафета «Убери мусор» (две команды).

Воспитатель: Вот, теперь наша полянка чистая. Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев такую  полянку.

Воспитатель: Молодцы, справились с испытанием! Получите зелёный лепесток с третьей буквой (на обратной стороне Буква «Р»).

Пятое задание:

Игра «Очень быстро ответь на вопросы!!!»

Воспитатель: Смотрите, дети, нас ждет голубой  лепесток с заданиями. Вам нужно очень быстро не задумываясь ответить на вопросы.

— Кто на себе дом носит? (Улитка)

— Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

 — У какого зверя куст на голове? (Лось, олень)

 — Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

  — Какие животные впадают в спячку?

 (Барсук, медведь, ёж, суслик)

— Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

—Какая птица хорошо видит в темноте? (Сова)

— Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

 — Что надо сделать, чтобы спасти птиц зимой от смерти? (Повесить кормушки  и подкармливать птиц)

-Что плетёт паук? (Паутину)

- Человек кушает ртом, а птицы… (Клювом)

-Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)

Воспитатель: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете голубой  лепесток со следующей буквой (с обратной стороны буква «О»). Ведущий: — Куда же мы идем дальше? А сейчас нам подскажут волшебные стрелки, где находится синий лепесток.

Шестое задание:

Игра «Воздух, земля, вода»

Ведущий  называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Воспитатель:  Ребята, вы очень хорошо справились с этой игрой! Вам в награду синий лепесток! После игры дети получают синий лепесток с буквой («Д»)

Седьмое задание:

Игра «Можно ли так вести себя  в природе?»

Дети рассматривают картинки и отвечают правильно ли дети поступают в лесу или нет и почему?(Природоохранные знаки).

Дети получают последнюю букву на фиолетовом лепестке («А»).

 Сбор Цветика-Семицветика  на магнитной доске и выкладывание слова «ПРИРОДА»

Воспитатель:  Ребята, мы получили все лепестки цветика-семицветика с буквами, сейчас нам нужно собрать правильно слово, чтобы заклятие потеряло свою силу, лес ожил.

Дети собирают  и читают слово «ПРИРОДА». Звучит пение птиц.

Воспитатель и дети находят письмо от Лесовичка и корзину с угощением (фрукты).

Дети возвращаются в детский сад под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам путешествие в лес?

-Что было интересно?

-Что запомнилось больше всего?

-Нужно ли охранять и оберегать природу? Зачем?

-Вы сегодня были все внимательны, вы столько много знаете о природе! Я вижу, что вы настоящие защитники природы.

Природа будет нас радовать ещё долгие годы, если мы будем её охранять и беречь!

Литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).

Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП (познавательное развитие) в средней логопедической группе «В путешествие в волшебный лес к старичку Лесовичку»

Задачи :Обучающие:• Различать количества в пределах 5, считать до 5, осуществлять отсчёт и пересчёт в пределах 5;• Упражнять в сравнивании предметов по величине и в использовании понятий: дл...

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей подготовительной группы 6–7 лет «В гости к Старичку-Лесовичку»

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей подготовительной группы 6–7 лет «В гости к Старичку-Лесовичку»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: «Квест — игра «Путешествие в страну Математики» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций  с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича    • В...