Экологическое занятие"Бобры какие они?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие направлено на знакомство с образом жизни бобров-среда обитания, чем питаются, чем полезны для окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с понятием «Красная книга», «Животное из Красной книги», расширять знания детей о краснокнижном животном «бобр», рассказать об его образе жизни, пользе которую он приносит лесу и его обитателям, формировать желание оказывать посильную помощь в охране исчезающих видов животных, развивать познавательные интересы (внимание, память, воображение); развивать пространственное воображение и умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: интерактивная доска, интерактивная презентация( слайды с изображением бобра, жилища бобра, плотины или запруды изготовленной бобрами, изображение следов зубов бобра на стволе дерева), карточки для дидактической игры «Накорми бобра», книга – макет «Красная книга» с изображением бобра, лист ватмана, обрезки веток деревьев длиной 8-10 см, клей ПВА.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о бобрах («Про бобра» М. Шмель, «Бобровый пруд» Н. Сладков, «Бобры» И. Соколов-Микитов и т.д.) рассматривание иллюстраций, беседа о животном, о том, почему он нуждается в нашей охране и заботе, просмотр мультфильма «Бобры идут по следу» 1970 г, и «Осторожно, щука!» 1968 г.)
Ход занятия:
- Доброе утро, ребята. Сегодня утром, по радио я услышала интересную новость. А вот о ком она, или о чем, попробуйте отгадать загадку.
Есть в реке работники,
Ни столяры, ни плотники,
А выстроят плотину
Хоть пиши картину.
Оказывается, ребята, что сегодня, 18 октября во всем мире отмечается международный день бобра. И мне стало интересно, а что вы знаете, про бобра? Кто это?
(приклеиваем картинку с изображением бобра).
Что за такое интересное животное, что в честь него даже праздник есть? А это что за шум? Ребята, смотрите, наша волшебная «Красная книга» хочет нам что-то сказать. (на столе педагога макет «Красной книги», раскрыв ее, включить аудиозапись-обращение или можно видеоролик записать с участием книги-макета)
Текст: Здравствуйте, дети, здравствуйте дорогие взрослые. Давно уже хотела к вам обратиться с просьбой. В моей самой главной красной книге, почему-то потерялась страничка, в которой написано все-все-все про бобров. Помогите мне ребята, восстановить все записи, факты и картинки, нужно сохранить все знания и стихи и пословицы. Очень надеюсь на вашу помощь.
Педагог: ну вот ребята, такая необычная просьба. Поможем «Красной книге»? Расскажем все, что мы знаем о бобрах? Вот и чистый лист у нас есть (показывает лист ватмана, сверху написан текст «Бобры – это…»)
С чего начнем ребята, наверно с описания. (Показывает мягкую игрушку «бобер», внешний вид максимально приближен к оригиналу).
(дети при помощи воспитателя, составляют описательный рассказ о внешнем виде данного животного, по предложенной схеме. Заслушать 2-3 ребенка. Текст описания педагог приклеивает на ватман). Педагог обобщает рассказы детей.
Текст: Бобры – самые крупные среди грызунов обитатели рек на территории России. Этот зверь с острыми зубами и красивым и густым мехом. Голова небольшая, ушки округлые, имеют свойство складываться таким образом, что при нырянии вода не попадает в уши. Длина тела, около метра, масса – 20-30 кг. Хвост голый, в виде весла. Самки значительно крупнее самцов. Строение тела бобра идеально приспособлено, для жизни под водой. Излюбленные места обитания – маленькие лесные речушки с высокими берегами, поросшие высокой травой, кустарником и деревьями мягких пород: ивой, осиной, тополем, березой. Эти деревья – любимое лакомство бобров. Мех у бобра – очень густой, коричневый и красивый. Он не пропускает воду и блестит на солнце. Бобр отлично ныряет и плавает в воде. Может находиться под водой до 5 минут. На задних лапах у него специальные перепонки, которые помогают ему плавать., а передние лапы имеют длинные и сильные когти. Хвост у бобра, тоже очень интересный, он в виде лопаточки. В воде, он выполняет роль руля, а на суше – помогает хозяину и служит опорой в сидячем положении. В случае опасности, резкий удар хвоста по воде предупреждает сородичей, и они все уходят под воду (на лист ватмана приклеиваем несколько фотографий с изображением бобра в естественной среде обитания).
Главные враги бобров – человек, волк, росомаха. Бобр – настоящий чистюля, выйдя из воды, он обязательно причешет свою шерстку на брюшке и боках, на голове и только потом идет за едой. (также приклеиваем картинки, человек с ружьем, волк, росомаха)
Ребята, а что вы знаете интересное о бобрах? Об их образе жизни, повадках? (выслушать сообщения детей, 2-3 человека: 1- о рекордах строительства бобровых плотин, 2 – о пользе для природы, которую приносят бобры, 3 – стихотворение о бобрах или загадки)
Педагог: я смотрю, вы немного устали. Давайте с вами поиграем «Бобры – строители». Описание игры: в большой корзине лежит крупный строитель (можно взять «Лего»), дети делятся на две команды – это бобровые семьи, задача команд, за определенное количество времени (1 минута) принести как можно больше стройматериалов, своему капитану и построить «хатку», побеждает команда, построившая бобровую хатку быстрее.
(клеим фото жилища бобра, бобровую «хатку»на страницу Красной книги)
Педагог: Вот мы с вами плавно и перешли к описанию бобрового жилища. Домик бобра делится на две части: кладовая и комнатка где живет семья бобров. Об особенностях питания, заготовки провианта на зиму рассказывает ребенок Костя.
Текст: Зиму бобры проводят дома и выходят наружу только в исключительных случаях: если промерз водоем до дна или закончились запасы провизии. Зимой бобры без особой необходимости дом не покидают, так как очень неуклюжи, да и хвост может примерзнуть к снегу. На это случай бобры роют в берегу под водой тоннели, которые выходят прямо к месту кормежки, в нескольких метрах от берега. Если берега низкие и болотистые, то бобры строят похожие на конус хатки из палок, веток и коры, скрепленных илом. Такие домики служат хозяевам долгие годы и регулярно ремонтируются, подправляются и иногда могут достигать огромных размеров. Иногда, на случай разлива воды весной, хатки делаются в несколько этажей. Из них, как и из норы делается несколько выходов в воду. Каждая бобриная семья живет в своей хатке, зимой в их домиках настолько тепло, что видно, как над ними поднимается пар. Вход в жилище находится под водой, и никакое животное не может туда попасть. А сама хатка располагается над водой. В кладовой хранятся запасы веток, коры и даже древесины.
Педагог предлагает поиграть в игру «Накорми бобра». Описание игры: дети вновь делятся на две команды, на отдельно стоящем столике в хаотичном порядке лежат картинки с изображением деревьев, цветов, кустарников и т.д. Задача детей – выбрать только те картинки, на которых изображена «пища» бобров. Побеждает команда, которая быстрее составит «меню» для бобра.
(на лист ватмана клеим изображения деревьев, либо другой еды бобров).
Педагог: А, сейчас, о продолжении рода поговорим. Об этом нам расскажет Маша.
Текст: Бобры очень хорошие родители. Самочка и самец живут вместе всю жизнь, вместе ухаживают за потомством. Бобрята появляются на свет один раз в год. Свадьбы у бобров обычно бывают в конце зимы, а малыши появляются на свет в начале лета. Обычно рождается 2-4 детеныша. Новорожденные зверьки уже вполне самостоятельны: они рождаются зрячие, туловище их покрыто шерстью, через 1-2 дня бобрята могут самостоятельно плавать, но нырять пока не умеют, т.к. слишком легкие, а в возрасте 20 дней могут самостоятельно добывать себе пищу. Летом – это сочная зелена трава, что растет в изобилии по берегам рек, а зимой – тонкие веточки и молодые побеги деревьев.
(клеим картинку бобриха и бобрята плывут или просто вместе).
Педагог: Сейчас мы с вами поговорим о то, какую же пользу приносят бобры? Чем они полезны?
Педагог: Кто из вас ребята знает, как в нашей стране бобров охраняют? Только вот оно зашифровано, его нужно отгадать в клеточки вписать ответы на вопросы и в конце, мы увидим название того места, где бобров всячески охраняю берегу и создают благоприятные условия для из обитания.
Вопросы:
- С помощью какого инструмента бобры могут спиливать деревья? (зубы)
2. Основная функция «Красной книги»? (охрана)
3. Как называется строительный объект, которым бобры могут даже небольшую речку перегородить? (плотина)
4. Загадка: «В тихой заводи речной, в знатной шубе меховой, плотины строят мастера, без молотка и топора» (бобры)
5. Кто самый главный враг бора на суше? (волк)
6. Как называют детеныша бобра? (бобренок)
7. Как по другому называют плотину, которая преграждает путь воде и образует небольшое озеро? (запруда)
8. Название дерева, которое очень любит покушать бобер? (осина)
9. Чем замазывает бобер дыры в своих сооружениях? (ил)
10. Как называется жилище бобра? (хатка)
Педагог: молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. И у нас получилось вот такое слово «ЗАПОВЕДНИК». Как вы думаете, что обозначает это слово? (выслушать ответы детей) Пояснить, что ЗАПОВЕДНИК – это участок территории, на котором сохраняется в его естественном состоянии весь природный комплекс. Заповедник закрыт для посещения туристов, чтобы не беспокоить животных.
(клеим картинку с надписью «заповедник»)
Педагог: А, каким еще образом в нашей стране охраняют редких животных? (выслушать ответы детей) Послушайте стихотворение о Красной книге.
Еду по России, рощи да поля.
Велика, красива, русская земля.
Вижу - щит дорожный, а на нем слова:
Люди, осторожно – здесь редкая трава!
Надпись под картинкой требует учесть,
Что сия былинка в Красной книге есть!
А вы знаете, почему эту книгу называют Красной? (ответы детей). Да, действительно. Красный цвет, это сигнал опасности, сигнал привлекающий всеобщее внимание. Красная книга – для редких животных, Красная книга – для редких растений, всем кому в мире грозит истребленье, дарит спасенье, запрет на охоту. А вы поняли для чего нужна Красная книга?
(клеим на ватман изображение Красной книги).
Педагог: Какую же пользу приносят бобры? (заслушать ответы детей)
Педагог подводит итог. Появление бобров на водоемах и реках приносит пользу с экологической точки зрения. Они благоприятно воздействуют на состояние обитающих там живых организмов. В созданных бобрами запрудах поселяются многочисленные моллюски и насекомые, которые служат пищей для птиц и рыб. Запруды в сою очередь способствуют очищению воды, т.к. в них задерживается ил. Кору с поваленных бобром деревьев, с огромным удовольствием поедают зайцы и косули.
(клеим картинку с косулей или зайем)
Педагог: Что-то заскучал наш Бобер, а давайте ребята построим для него свою хатку, вот у меня есть обрезки веток, клей и замечательная «двухкомнатная коробка». (педагог совместно с детьми изготовляют макет «бобровой хатки» и дарят бобру ).
Педагог: Вот и подошла к концу наша с вами работа по восстановлению утраченной страницы Красной книги, где шал речь о бобрах, об их образе жизни, о среде обитания и о пользе, которую он приносит природе, о том, как человек пытается сохранить и даже преумножить численность этого зверька.
На интерактивной доске появляется изображение Красной книги и слова благодарности за оказанную помощь.
Текст: Благодарю вас ребята, от всей души, за проделанную работу. За то, что не прошли мимо чужой беды, за то, что откликнулись и показали отличные знания о природе родного края.
Сканворд.
З | у | б | ы | ||||||||
о | х | р | а | н | А | ||||||
П | л | о | т | и | н | а | |||||
б | О | б | е | р | |||||||
В | о | л | к | ||||||||
б | о | б | р | Е | н | о | к | ||||
з | а | п | р | у | Д | а | |||||
о | с | и | Н | а | |||||||
И | л | ||||||||||
х | а | т | К | а |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Бобры - какие они?"
Познакомить воспитанников с интересным животным - бобром...
Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников старшей группы «Бобры-какие они?»
Цель: познакомить детей с историей сохранения речного бобра в Воронежском заповеднике, дать представление об образе жизни бобра, познакомить детей с интересными фактами из жизни этих животных, ф...
Презентация: Экологическое занятие "Бобры- какие они ?"
Экологическое занятие в подготовительной группе ( знакомство с бобрами Воронежского заповедника)....
План- конспект открытого занятия по теме: «Бобры-какие они?»
Открытие нового через познавательный интерес "Бобры, кто они такие?"...
Презентация интегрированного занятия «Бобры – какие они?»
Средняя группа...
«В гости к бобру» Познавательно-экологическое занятие для детей второй младшей возрастной группы
ull; активизировать поисковую деятельность: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные и существенные признаки;• формировать основы экологической культуры и безопасн...
Познавательно-экологическое занятие "В гости к бобрам"
Конспект занятия по познавательно-экологичекому развитию "В гсти к бобрам"...