Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektzimuyushchie_ptitsy.docx | 649.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование проекта | «Зимующие птицы» |
Основание для разработки проекта | Внедрение ФГОС в ДОУ |
Руководитель проекта | Воспитатель: Панюшкина Т.Н. |
Участники проекта | Педагоги, родители, дети |
Адрес | с. Едогон, Тулунского района, Иркутской области, ул.Ленина 98 |
По направлению: | информационно-творческий |
По количеству участников: | Групповой |
Методы: | Беседа, игры, стихи, загадки, песни, фотовыставки, театрализация |
Тип проекта: | Краткосрочный |
Цель проекта | расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах |
Задачи проекта | - 1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта. 3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время. |
Этапы реализации проекта | |
1 этап- подготовительный | Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. -Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. -Подбор необходимой литературы по данной теме. Взаимодействие с родителями –оформление ширмы «Зимующие птицы». –«Покормите птиц зимой», |
2 этап-реализация проекта Содержательно-практический: | С 23.01.23- по 27.01.23 уч.года. |
3 этап- итоговый | Третий этап был посвящен совместной деятельности всех участников образовательного процесса.. |
Ожидаемые конечные результаты | Ожидаемый результат: у детей сформирована система знаний о зимующих птицах; дети приобрели личный опыт в изготовлении кормушек, и ухода за птицами. |
Паспорт проекта «Зимующие птицы»
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Проблема проекта: Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего села. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Цель проекта:
-расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи проекта:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Подготовительный этап
-Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
-Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
-Подбор необходимой литературы по
данной теме.
Взаимодействие с родителями
–оформление ширмы «Зимующие птицы».
–«Покормите птиц зимой»,
Основной этап. 1
Взаимодействие с детьми.
Понедельник
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Задача:
закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни
зимующих птиц.
Ребята, кто такие «пернатые друзья»?
- Правильно, птицы. Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).
- Верно, пернатые – это значит покрытые перьями. Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?
(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).
- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью?
(они улетают в тёплые края).
- Все ли птицы улетают на юг?
(улетают перелётные птицы).
- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?
(зимующие птицы).
- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?
(из – за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада).
- Верно, ребята. Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края.
А чем питаются зимой те птицы, которые не улетают в тёплые края? (остатками ягод на деревьях, зёрнышками на поле, человек насыпает корм в кормушку).
Лепка: «Зимующие птицы»
Цель: Создание птиц: воробья, синицу и снегиря из пластилина.
Изобразительные задачи:
- Учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет.
- Учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв.
- Продолжать учить лепить птиц крупно. Подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.
Технические задачи:
- Закреплять знакомые приемы лепки . Лепить птиц конструктивным способом .
- Сглаживать места скрепления пальцами. Путем вытягивания делать хвост. Примазывать крылья. Путем налепа делать глаза и клюв.
- Продолжать учить работать с пластилином. Делить пластилин на равные части.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление добиваться нужного результата.
- Продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Самостоятельность в передаче движений в лепке.
- Продолжать воспитывать умение слушать и слышать воспитателя. Интерес к лепке птиц. Радоваться от полученного результата.
Материал: коробка пластилина, стека, бумажная салфетка, дощечка, игрушки птиц и картинки: снегирь, синица и воробей, кассета с голосами птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание воробья и синиц на участке. Беседа.
Проведение игры "Птицы".
Рисование сказочных птиц.
Изготовление кормушек вместе с родителями для птиц.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята отгадайте загадки:
-В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица
- Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.
- Белые щечки,
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
- Это кто ребята?
- Правильно, синичка.
- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам,
Красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
— Как зовут тебя?
- Правильно, ребята, это снегирь.
- Давайте с вами рассмотрим наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек на примере воробья. А вы слепите любую птичку.
- Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?
(Показ туловища головы хвоста и лап).
- Какой формы туловище и голова?
- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.
- Что еще есть у воробья?
- Клюв, глаза и крылья.
- Когда у воробья видны крылья?
- В полете.
- Какие у воробья глаза по цвету и величине?
- Маленькие и черные.
- А какой клюв?
- Маленький, желтовато-коричневый.
- Какого цвета сам воробей?
- Коричневого цвета, а крылья серого цвета.
- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?
- Как воробей летит, стоит или клюёт.
- Давайте с вами вспомним, как надо лепить птиц.
- Берем пластилин, делим его на 2 неравные части.
- Из одной части делаем туловище и затем вытягиваем хвост, а из другой делаем голову и лапы подставку. Примазываем голову и лапы к туловищу. Сглаживаем места прикрепления пальцами. Налепами делаем крылья клюв и глаза.
- Ребята, предлагаю вам слепить своих птиц: воробьёв, синиц и снегирей.
- Давайте слепим птиц в разных позах. У кого-то воробей стоит или летит, снегирь клюёт. Чтобы вам веселее было, я включу музыку, и вы услышите, как поют птицы.
Индивидуальная работа:
Напоминаю детям, что работать с пластилином нужно аккуратно, вытирать руки о салфетку. Учу правильно делить пластилин на части. Напоминаю, как раскатывать пластилин. Напоминаю способы лепки. Индивидуально показываю отдельные приемы лепки. Поощряю самостоятельное творчество детей.
Анализ детских работ:
- Какие замечательные и красивые воробьи, синицы и снегири у нас получились.
- Давайте полюбуемся на наших птичек. Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта синица клюёт, а вот этот снегирь стоит.
- Ребята найдите мне самого красивого воробья. Самого большого. Воробья, который клюёт. Воробья, который летит.
(то же самое проводится с другими птицами).
- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.
- Занятие окончено.
Вторник
Дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не
Увидишь?»
Словесная игра: «Прилетели птицы»
Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы :
голуби, синицы, мухи и стрижи.
голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. ,
голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совки, плюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Игровое упражнение «Птички»
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
Описание: педагог рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились —
Все люди дивились.
педагог предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игра «Чем питаются птицы».
Цель. Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.
Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т. д.
Игровое упражнение «В зимней столовой»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Беседа«Трудно птицам зимовать».
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Грудка ярче, чем заря,
У кого?..
У снегиря.
Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
Сорока.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови
его скорей,
Кто там скачет?
Воробей.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её ...
Ворона.
Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти...
Свиристели.
Посмотрите на балкон:
Он с утра
воркует тут.
Эта птица
–почтальон,
Пролетит любой маршрут.
Голубь.
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
2.Этап
Среда
Конструирование: «Голуби» (оригами) –можно без 7-8 пунктов и раскрашивание
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Четверг
Рисование «Снегири на ветке рябины»
Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.
3.Этап
Пятница
Ручной труд(совместная деятельность всех участников образовательного процесса) оформление и развешивание кормушек на участке детского сада.
Елена Налетова
Рассказ «Птичья столовая»
"Птичья столовая" рассказ.
Зима в этом году выдалась снежная и холодная. И как только за холодало, прилетела наша старая знакомая, синичка. Она села на окно и постучала в него своим маленьким клювом как бы говоря: «Люди, холодно уже и голодно!»
Каждую зиму к нам на кормушку прилетают стайки маленьких юрких птах, синичек. Каждую зиму мы для них запасаем семечки и другой корм. Они с опаской смотрят по сторонам и по очереди, схватив корм из кормушки, сидят поодаль, на ветке суетливо расклёвывая его. Воробьи же наоборот, нахохлившись, сидят в кормушке и клюют всё подряд. В этом году впервые за много лет мы увидели красивых красногрудых снегирей. Они прилетели и уселись на виноградную лозу, неторопливо наблюдая, как суетятся вокруг кормушки синички и наглые воробьи. Понаблюдав, один из них решился подлететь к кормушке. Воробьи с опаской отлетели на соседнее дерево, синички насторожились. Остальные снегири сели на кормушку. Немного понаблюдав за происходящим, птицы, снова начали подлетать к кормушке. Поднялась весёлая птичья суета. Красногрудые снегири, желтенькие синички, серо коричневые воробьи все они так суетились возле кормушки, что рябило в глазах. На кусок несолёного сала прицепилась целая стайка синичек. Они с таким усердием принялись за дело, что немного погодя сало стало похоже на кусок поролона покрытого маленькими и большими дырочками. Но вот прилетел красивый дятел, в красном берете, уселся на дерево и сначала принялся за свою привычную работу, он стал долбить своим сильным клювом ствол старой груши. Поработав некоторое время, он спустился с дерева, на кусок сала, разогнав при этом синичек, принялся с усердием, долбить уже его. В один из солнечных зимних дней на рябину стоящую возле забора прилетела стайка красивых гордых свиристелей. Они принялись клевать красные ягоды рябины некоторые ягодки падали на снег, раскрашивая его в красный цвет. Ещё на нашу кормушку прилетала стрекотунья сорока. Она вертела своим длинным хвостом в разные стороны и громко «рассказывала» птицам, собравшимся на обед лесные новости.
Птичья столовая работала зимой без перерыва. Меню в ней было разнообразное, птицы могли выбрать, что им нравиться. Синички очень любят не солёное сало, подсолнечные семечки (не солёные и не жареные, воробьи клюют любой корм. Ещё в меню нашей столовой были ягоды боярышника, рябины, пшеница, овёс, крошки белого хлеба, пшено. Ни в коем случае, нельзя, давать птицам чёрный хлеб, чипсы, сладкие кукурузные хлопья, солёные, сладкие или жареные продукты. Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведёт к их гибели. Птицы на нашу кормушку прилетали всю зиму за исключением тех дней, когда на улице бушевала метель или был сильный ветер. Их всегда ждал сытный обед и радушный приём. И мы рады, что помогли хотя бы маленьким стайкам пернатых друзей. Весной они отблагодарят нас, истребляя, в саду вредителей и порадуют своими песнями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....