Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (младшая группа)

Ковалева Ирина Александровна

Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ковалева Ирина Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Велижа

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО):

Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста под влиянием детской художественной литературы

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой первое сообщество, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами. При поступлении в детский сад  каждый ребенок обязательно проходит  период адаптации. У малышей 2−3 лет этот период проходит обычно достаточно остро, поскольку маленькие дети воспринимают со страхом новый мир. Задача воспитателя – помочь преодолеть этот страх, научиться доверять воспитателю и сверстникам. Но у ребенка такого «нежного» возраста нет еще никакого опыта общения и доверия. Для решения данной проблемы я обратилась к детской художественной литературе.  

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель  - формирование у младших дошкольников положительного отношения к сверстникам в период пребывания в первой младшей группе.

Задачи

-составить картотеку произведений художественной литературы для младших дошкольников (о добре, о дружбе, о взаимовыручке);

-подобрать атрибуты для инсценирования;

-вести диагностику, позволяющую учитывать возникновение дружеских отношений.

Концепция изменений

При отсутствии опыта позитивного взаимодействия у детей возникают негативные формы поведения – конфликты. Неумение слушать партнера по игре, проявлять доброжелательное отношение, приводит к  трудностям в общении со сверстниками.

Художественная литература является одним из главных психологических условий развития эмоциональной сферы дошкольника, благодаря которой он учится распознавать свои собственные эмоции и эмоции своих сверстников, а также управлять своими эмоциями. Поэтому художественную литературу можно считать одним из самых доступных способов эмоционального развития дошкольника.

Сущность ИПО

Направления работы:

Самообразование (изучение литературы)

- Работа с детьми (обыгрывание текстов литературных произведений)

Работа с коллегами (консультации)

Работа с родителями (консультация по теме «Какие книги читать ребенку»)

Формы работы с детьми:

- НОД

- чтение художественных произведений

- обыгрывание стихов, сказок

- просмотр видеоматериалов

- рассматривание картинок на тему «Что  такое  хорошо и что такое плохо» 

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС — это система способов, приемов обучения и средств воспитания, направленная на достижение позитивных результатов за счет изменения личностного развития ребенка в современных условиях. Инновационные технологии в детском саду — это создание и внедрение новых приемов обучения и воспитания. Основная цель - модернизация всех процессов образования

Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ? К таким технологиям относятся: здоровьесберегающие; проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые; проблемного обучения и т.д.

Инновационные личностно-ориентированные технологии направлены на развитие индивидуальности и личных качеств дошкольника. Ориентир делают на умении решать конфликтные ситуации мирным способом, на способность вести диалог, понимать интересы собеседника и реализовывать творческую деятельность. Занятия состоят из игр, обсуждений, театральных сценок.

 Источник: https://www.resobr.ru/article/63311-qqq-18-m5-innovatsionnye-tehnologii-v-dou 

В своей работе я использую произведения художественной литературы, рекомендуемые для чтения детям в возрасте от 2 до3 лет. Но я не просто прочитываю детям тексты. Я обращаю внимание детей на тех «положительных» героев, с которых можно брать пример. А так же на тех, кто попал в трудную ситуацию, кому нужно помочь. (По стихам А. Барто: Тане помочь достать мячик, зайку высушить, медведю пришить лапку). Организую обыгрывание сказок «Теремок», «Репка» с использованием небольших атрибутов. Всегда уделяю внимание тактильным контактам. А. Барто «Лошадка»: предлагаю ребенку превратиться в «лошадку», остальные дети могут погладить лошадку, похвалить. Таким образом преодолевается стеснительность и на музыкальных занятиях дети охотнее берутся за руки.

Условия реализации изменений

Для реализации данной работы была создана картотека литературно-художественных произведений для детей 2-3 лет, приобретена литература, подготовлены атрибуты для инсценирования и обыгрывания (шапочки, маски, накидки, игрушки).

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Результатом моей работы может служить позитивная динамика развития детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Год

Уровень

Начало года

Конец года

2019-2020        

Высокий

0 %

57 %

Средний

87 %

37 %

Низкий

13 %

6 %

2020-2021

Высокий

0 %

18 %

Средний

91 %

82 %

Низкий

9 %

0 %

2021-2022

Высокий

0 %

30 %

Средний

70 %

60 %

Низкий

30 %

10 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по самообразованию "Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста".

"Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста"...

Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию нравственного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста "Друзья"

Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. продо...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».

Аннотация к проекту.Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываютс...

Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста

Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.Чтобы сформировать первоначальный социаль...

Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...