Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (младшая группа)
Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковалева Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Велижа
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО):
Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста под влиянием детской художественной литературы
Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики
Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой первое сообщество, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами. При поступлении в детский сад каждый ребенок обязательно проходит период адаптации. У малышей 2−3 лет этот период проходит обычно достаточно остро, поскольку маленькие дети воспринимают со страхом новый мир. Задача воспитателя – помочь преодолеть этот страх, научиться доверять воспитателю и сверстникам. Но у ребенка такого «нежного» возраста нет еще никакого опыта общения и доверия. Для решения данной проблемы я обратилась к детской художественной литературе.
Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи
Цель - формирование у младших дошкольников положительного отношения к сверстникам в период пребывания в первой младшей группе.
Задачи
-составить картотеку произведений художественной литературы для младших дошкольников (о добре, о дружбе, о взаимовыручке);
-подобрать атрибуты для инсценирования;
-вести диагностику, позволяющую учитывать возникновение дружеских отношений.
Концепция изменений
При отсутствии опыта позитивного взаимодействия у детей возникают негативные формы поведения – конфликты. Неумение слушать партнера по игре, проявлять доброжелательное отношение, приводит к трудностям в общении со сверстниками.
Художественная литература является одним из главных психологических условий развития эмоциональной сферы дошкольника, благодаря которой он учится распознавать свои собственные эмоции и эмоции своих сверстников, а также управлять своими эмоциями. Поэтому художественную литературу можно считать одним из самых доступных способов эмоционального развития дошкольника.
Сущность ИПО
Направления работы:
- Самообразование (изучение литературы)
- Работа с детьми (обыгрывание текстов литературных произведений)
- Работа с коллегами (консультации)
- Работа с родителями (консультация по теме «Какие книги читать ребенку»)
Формы работы с детьми:
- НОД
- чтение художественных произведений
- обыгрывание стихов, сказок
- просмотр видеоматериалов
- рассматривание картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС — это система способов, приемов обучения и средств воспитания, направленная на достижение позитивных результатов за счет изменения личностного развития ребенка в современных условиях. Инновационные технологии в детском саду — это создание и внедрение новых приемов обучения и воспитания. Основная цель - модернизация всех процессов образования
Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ? К таким технологиям относятся: здоровьесберегающие; проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые; проблемного обучения и т.д.
Инновационные личностно-ориентированные технологии направлены на развитие индивидуальности и личных качеств дошкольника. Ориентир делают на умении решать конфликтные ситуации мирным способом, на способность вести диалог, понимать интересы собеседника и реализовывать творческую деятельность. Занятия состоят из игр, обсуждений, театральных сценок.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63311-qqq-18-m5-innovatsionnye-tehnologii-v-dou
В своей работе я использую произведения художественной литературы, рекомендуемые для чтения детям в возрасте от 2 до3 лет. Но я не просто прочитываю детям тексты. Я обращаю внимание детей на тех «положительных» героев, с которых можно брать пример. А так же на тех, кто попал в трудную ситуацию, кому нужно помочь. (По стихам А. Барто: Тане помочь достать мячик, зайку высушить, медведю пришить лапку). Организую обыгрывание сказок «Теремок», «Репка» с использованием небольших атрибутов. Всегда уделяю внимание тактильным контактам. А. Барто «Лошадка»: предлагаю ребенку превратиться в «лошадку», остальные дети могут погладить лошадку, похвалить. Таким образом преодолевается стеснительность и на музыкальных занятиях дети охотнее берутся за руки.
Условия реализации изменений
Для реализации данной работы была создана картотека литературно-художественных произведений для детей 2-3 лет, приобретена литература, подготовлены атрибуты для инсценирования и обыгрывания (шапочки, маски, накидки, игрушки).
Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО
Результатом моей работы может служить позитивная динамика развития детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Год | Уровень | Начало года | Конец года |
2019-2020 | Высокий | 0 % | 57 % |
Средний | 87 % | 37 % | |
Низкий | 13 % | 6 % | |
2020-2021 | Высокий | 0 % | 18 % |
Средний | 91 % | 82 % | |
Низкий | 9 % | 0 % | |
2021-2022 | Высокий | 0 % | 30 % |
Средний | 70 % | 60 % | |
Низкий | 30 % | 10 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
материал из опыта работы по теме проекта...
Конспект по самообразованию "Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста".
"Воспитание положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста"...
Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию нравственного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста "Друзья"
Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. продо...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».
Аннотация к проекту.Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываютс...
Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста
Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.Чтобы сформировать первоначальный социаль...
Формирование уважительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста»
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...