Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"
проект (старшая группа)

Акшова Л.Р.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_druzhba_narodov.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 “Радуга”

Проект "Дружба народов"

Воспитатель: Акшова Л.Р.

с.Комсомольское 2020

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изучение традиций и культуры народов Чувашии.

Задачи проекта:

1.Создание условий для культурно-образовательной среды в группе;

2.Знакомство детей с традициями и обычаями народов, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Чувашии;

3.Умения видеть прекрасное и вносить его в жизнь, создание изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

4.Обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

5.Воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому,  детскому саду, селу, родному краю; формирование уважительного отношения к представителям других национальностей;

6.Работа с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Актуальность проекта:

 В условиях того, что наш регион является  разно-национальным, образование должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая то, что в Чувашии проживают 5 народов: чуваши, русские, татары, мордва и марийцы.  

       Наша  Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Чувашии, где на протяжении веков проживали народы разных национальностей и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

 Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и т. д.

 Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта:  7 месяцев

Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – май 2019г.

Проект реализуется в 3 этапа:

1. организационно-подготовительный этап;

2. этап реализации;

3. заключительный этап.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

На организационно-подготовительном этапе были проведены:

1.Анализ специальной и методической литературы по проблеме.

2.Чтение специальной литературы о творчестве

          народов Чувашии.      

3.Выбор методов диагностики.

4.Создание проекта.

5.Налаживание взаимодействия  с родителями

Реализация: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

Критерии:

1. Когнитивный критерий

Показатели:

1.Обычаи и традициях народов Чувашии;

 2.Фольклор народов Чувашии;

3.Национальные костюмы народов Чувашии.

2. Эмоционально-мотивационный критерий.

Показатели:

1.Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Чувашии

2.Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Чувашии;

3.Эмоционально-положительное отношение к народам Чувашии.

3. Деятельностный критерий.

Показатели:

  • Умение детей организовывать народные игры;
  • Умение детей действовать с предметами быта народов Чувашии;
  • Умение детей применять в изобразительной деятельности  знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.

На этапе реализации проекта  поставлены  следующие задачи:

  • Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы.
  • Создание образовательно – культурной среды в группе
  • Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
  • Взаимодействие с родителями

Работа над проектом осуществляется в таких  формах образовательной деятельности с детьми, как:

  • Игры: дидактические, дидактические с элементами движения,  сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные,  хороводные, театрализованные;
  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
  • Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Использование силуэтного моделирования;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
  • Использование  малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
  • Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
  • Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.

        Заключительный этап 

          1.Заключительная диагностика.

           2.Анализ  и обобщение полученных результатов.

          3.Презентация проекта.

В процессе  работы над проектом мы получили следующие результаты:

  • повышение уровня знаний  о народах Чувашии, культуры поведения дошкольников;
  • раскрытие индивидуальности ребенка;
  • укрепление и  расширение образовательного поля

Перспективный план образовательной деятельности

по реализации проекта "Патриотическое воспитание

старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Чувашии".

                                             

октябрь

                   Тема и задачи

Содержание

 Тема: "Дружная семья народов".

Дать детям общее представление о жизни

и быте наших предков (русских людей - славян, татар - булгар), их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших  предков.

Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина.

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Разучивание пословиц о дружбе.

ноябрь

Тема: "Татарский национальный костюм".

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

Рассматривание иллюстраций

Ф.Х. Валеева "Орнамент казанских татар".

Раскрашивание раскрасок.

Беседа о татарском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация каймы скатерти".

.

декабрь

Тема: "Русский национальный костюм".

Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

Рассматривание иллюстраций

Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены".

Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок".

Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя.

Виртуальное посещение национального исторического музея.

январь

Тема: "Мордовский национальный

костюм"

 Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского  народа.  

Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.

Слушание мордовских мелодий, песен

на CD-дисках.

Чтение мордовских сказок.

Аппликация "Укрась тарелку".

февраль

Тема: "Марийский национальный

костюм".

Дать детям представление об истории  марийского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям марийского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением марийских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда. Слушание марийских мелодий.

Чтение сказок.

Нарядить куклу в марийский национальный костюм.

март

Тема: "Чувашский национальный

костюм".

Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

 

Раскрашивание раскрасок.

Беседа о чувашском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация платка".

Разучивание считалки на чувашском языке.

Слушание песен, мелодий, сказочных музыкальных постановок.

Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме.

апрель

Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка посуды".

Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать  интерес к истории и культуре народов Поволжья.

Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.

       

Мастер класс для родителей по изготовлению предметов из папье-маше. Совместно с родителями изготовить посуду (папье-маше).

Декоративное рисование "Укрась посуду

орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды".

Оформить стенд фотографий: "Татарстан - многонациональная республика".

Литература

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. –  Москва, 1986.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. –  Казань: Таткнигоиздат, 1969.

Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.  – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.  –  Москва, 1997.

Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

Куклы в народных костюмах №19, Deagostini,  2012.

Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. –  Казань, 1984.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) "Быт народов Севера"

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на  формирование нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережн...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера»     воспитательПетрова С.В....

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

Познавательный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Народ- великий мастер слова"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе

Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....