Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"
проект (старшая группа)
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzhba_narodov.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 “Радуга”
Проект "Дружба народов"
Воспитатель: Акшова Л.Р.
с.Комсомольское 2020
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изучение традиций и культуры народов Чувашии.
Задачи проекта:
1.Создание условий для культурно-образовательной среды в группе;
2.Знакомство детей с традициями и обычаями народов, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Чувашии;
3.Умения видеть прекрасное и вносить его в жизнь, создание изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
4.Обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
5.Воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, селу, родному краю; формирование уважительного отношения к представителям других национальностей;
6.Работа с родителями по вопросам воспитания нравственно –
патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Актуальность проекта:
В условиях того, что наш регион является разно-национальным, образование должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая то, что в Чувашии проживают 5 народов: чуваши, русские, татары, мордва и марийцы.
Наша Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Чувашии, где на протяжении веков проживали народы разных национальностей и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: 7 месяцев
Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – май 2019г.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационно-подготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
На организационно-подготовительном этапе были проведены:
1.Анализ специальной и методической литературы по проблеме.
2.Чтение специальной литературы о творчестве
народов Чувашии.
3.Выбор методов диагностики.
4.Создание проекта.
5.Налаживание взаимодействия с родителями
Реализация: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.
Критерии:
1. Когнитивный критерий
Показатели:
1.Обычаи и традициях народов Чувашии;
2.Фольклор народов Чувашии;
3.Национальные костюмы народов Чувашии.
2. Эмоционально-мотивационный критерий.
Показатели:
1.Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Чувашии
2.Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Чувашии;
3.Эмоционально-положительное отношение к народам Чувашии.
3. Деятельностный критерий.
Показатели:
- Умение детей организовывать народные игры;
- Умение детей действовать с предметами быта народов Чувашии;
- Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:
- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы.
- Создание образовательно – культурной среды в группе
- Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
- Взаимодействие с родителями
Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:
- Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
- Беседы;
- Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Использование силуэтного моделирования;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
- Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Заключительный этап
1.Заключительная диагностика.
2.Анализ и обобщение полученных результатов.
3.Презентация проекта.
В процессе работы над проектом мы получили следующие результаты:
- повышение уровня знаний о народах Чувашии, культуры поведения дошкольников;
- раскрытие индивидуальности ребенка;
- укрепление и расширение образовательного поля
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта "Патриотическое воспитание
старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Чувашии".
октябрь | Тема и задачи | Содержание |
Тема: "Дружная семья народов". Дать детям общее представление о жизни и быте наших предков (русских людей - славян, татар - булгар), их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков. | Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина. Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар. Рассказывание русских и татарских сказок. Разучивание пословиц о дружбе. | |
ноябрь | Тема: "Татарский национальный костюм". Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | Рассматривание иллюстраций Ф.Х. Валеева "Орнамент казанских татар". Раскрашивание раскрасок. Беседа о татарском растительном орнаменте. Аппликация "Орнаментация каймы скатерти". . |
декабрь | Тема: "Русский национальный костюм". Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | Рассматривание иллюстраций Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены". Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок". Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя. Виртуальное посещение национального исторического музея. |
январь | Тема: "Мордовский национальный костюм" Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. | Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек. Слушание мордовских мелодий, песен на CD-дисках. Чтение мордовских сказок. Аппликация "Укрась тарелку". |
февраль | Тема: "Марийский национальный костюм". Дать детям представление об истории марийского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям марийского народа. | Рассматривание иллюстраций с изображением марийских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда. Слушание марийских мелодий. Чтение сказок. Нарядить куклу в марийский национальный костюм. |
март | Тема: "Чувашский национальный костюм". Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.
| Раскрашивание раскрасок. Беседа о чувашском растительном орнаменте. Аппликация "Орнаментация платка". Разучивание считалки на чувашском языке. Слушание песен, мелодий, сказочных музыкальных постановок. Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме. |
апрель | Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка посуды". Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать интерес к истории и культуре народов Поволжья. Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.
| Мастер класс для родителей по изготовлению предметов из папье-маше. Совместно с родителями изготовить посуду (папье-маше). Декоративное рисование "Укрась посуду орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды". Оформить стенд фотографий: "Татарстан - многонациональная республика". |
Литература
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. – Казань, 1984.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) "Быт народов Севера"
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережн...
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера» воспитательПетрова С.В....
Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"
Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...
Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...
Познавательный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Народ- великий мастер слова"
Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых. Мы должны напо...
Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....