Конспект занятия по ФЦКМ. Тема: "Животные Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. ФЦКМ. Старшая группа.
Тема: «Животные севера»
Воспитатель: Т.В.Бондаренко
Цель: Расширение и уточнение представлений у детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Задачи: О: - углублять представление детей о животных крайнего севера;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.
Р: - развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
В: - воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Материалы: глобус; картина «Тундра», «Северное сияние»; иллюстрации «Животные Севера»; д/и «Кто где живёт?», «Отгадай животное»; презентация «Животные Севера».
ОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на северный полюс - в Арктику. Арктика расположена на Севере (показ на глобусе).
А теперь я прошу на борт нашего самолёта который отправляется именно в Арктику. Под музыку «Где-то на белом свете…»
Воспитатель: Внимание наш самолёт производит посадку, прошу пристегнуть ремни.
Рассказ воспитателя: Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. В этот период в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Правда очень красиво? (Да)
Воспитатель показывает иллюстрацию с животными Севера.
Посмотрите сюда ребята, кто это перед нами?
Морж — животное морское,
Весит, будто паровоз,
И клыков имеет двое,
И почти, как рыбкин, хвост.
Он плывет по океану,
Словно темная гора,
А когда совсем устанет,
То на льдинке иногда.
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, рачками.
Воспитатель: Отдыхать и спать моржи прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные толстые усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.
Воспитатель: Правильно это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени?
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берёз.
Тюлень.
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шубкой копится.
Как приходит выходной - целый день
Отдыхает на льдине Тюлень.
Правый бок, левый бок остужает –
Отдыхает.
Всю неделю день-деньской, день-деньской
Он гонялся за рыбой Треской
Ну, а рыба Треска не зевала –
От Тюленя день-деньской удирала.
Знают все даже Белый Медведь
Очень вредно Тюленю худеть:
Только толстые вот как бывает
В жутких северных льдах выживают.
Потому-то день-деньской, день-деньской
Он гоняется за рыбой треской.
Не догонит – не великие дела!
Вон плывёт другая рыба - камбала.
Тюлени приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: верно плавники, а не ласты. Передние плавники вместо вёсел, а задние - как руль. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Если тюлень водное животное, то как вы думаете, чем он питается?
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А почему, как вы думаете детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того что бы бать незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как вы думаете, что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Белый медведь.
Шубку белую имеет,
И на севере живет,
Рыбку он ловить умеет,
К ней на льдине подплывет.
Нос он лапой прикрывает,
Чтоб в снегу не выделяться,
Кто его увидит — знает:
С Мишкой лучше не встречаться!
Так на Севере бескрайнем,
Проживает много лет,
«Бурого» братишка дальний, Белый Северный медведь.
Воспитатель: Как приспособился белый медведь для жизни на севере?
- Белый медведь-хищник у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Телопокрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным. Голова с маленькими ушами, вытянутая на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Физминутка:
Топай мишка, хлопай мишка
Приседай со мною мишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись!
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться домой. Все вместе пойдём в наш самолёт. Замечательно пристигните ремни. Полетели…
Внимание внимание наш самолёт производит посадку в детский сад.
Вот мы и прилетели, проходите. Вам понравилось наше с путешествие?
Воспитатель: Игра «Сложи фигуру животного».
Воспитатель: Чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сейчас вам загадаю загадки, а вы отгадаете:
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).
В океане тёмно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник мох зелёный.
Любит снежные луга? (Олень).
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? А помогает животным выжить в этих суровых условиях: - Толстый слой жира, густа шерсть, широкие лапы, белый цвет меха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"
Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» в подготовительной группе
Коррекционно-образовательные задачи:Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные Севера».Закреплять навык правильного составления сложноподчиненных предложени...
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...
конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)
Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"
в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные крайнего севера». (открытое городское занятие)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 1...
Конспект занятия по лексической теме: «Животные жарких стран»
Возрастная группа: средний возраст (4-5 лет)Цель: Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.Коррекционно-образовательные задачи:уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных ж...