Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Животные жарких стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Закрепление и расширение представлений о животных жарких стран и их особенностях.
Задачи:
1. Уточнить и расширить кругозор детей о жизни животных жарких стран;
2. Познакомить детей с природными зонами Африки: тропическими экваториальными лесами , саваннами, пустынями;
3. Дать представление, как животные особо жарких районов земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды;
4. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру;
5. Развивать интерес к представителям живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_afriki.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Животные жарких стран»
Цель: Закрепление и расширение представлений о животных жарких стран и их особенностях.
Задачи:
1. Уточнить и расширить кругозор детей о жизни животных жарких стран;
2. Познакомить детей с природными зонами Африки: тропическими экваториальными лесами , саваннами, пустынями;
3. Дать представление, как животные особо жарких районов земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды;
4. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру;
5. Развивать интерес к представителям живой природы.
Оборудование: глобус, презентация: изображения с животными жарких стран, изображения с природными зонами (тропические леса, саванна, пустыня).
Ход
1. Организационный момент (создание эмоционального фона)
Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
2. Воспитатель: Ребята сегодня к нам в садик пришла девочка- Любознашка за помощью. Она так любит солнышко и хотела бы узнать где круглый год оно светит и где всегда бывает тепло. Кто –то ей подсказал, то именно у нас с вами она об этом может узнать.
Я знаю, что все вы любите путешествовать, узнавать и открывать что- то новое. Я предлагаю сегодня отправиться в жаркие страны, где всегда тепло, никогда не бывает морозов, где даже не знают, что такое снег. А вы знаете, какой континент Земли называют самым жарким? (ответы детей).
- Правильно, Африку. Африка- это царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности. А знаете почему? Вот линия экватора, которая делит весь земной шар пополам на Южное и Северное полушарие. И получается, что экватор проходит ровно посередине африканского контитента.
Природных зон в Африке три:
Тропические леса (джунгли)- это совершенно особое сообщество растений, животных, птиц и насекомых. Благодаря частым обильным дождям, влажному и теплому климату, растительность в тропическом лесу богата и разнообразна (деревья огромной высоты, травы, грибы, лианы, папоротники).
В тропическом лесу растений так много и растут они так близко друг к другу, что их листва образует плотный покров, сквозь который едва проникает свет.
Лианы- один из самых распространенных видов растений в тропическом лесу. Корни их находятся в земле, но внизу явно не хватает света, поэтому гибкий стебель лианы цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему вверх, к солнцу. При этом лианы ни причиняют деревьям вреда, т. к. питание получают из почвы.
А есть еще растения- паразиты. Их корни проникают сквозь кору деревьев и высасывают из них питательные соки. В большинстве своем эти растения тоже вьющиеся. Они плотно обвивают ствол и ветви дерева, так, что загораживают ему доступ света. Это приводит иногда к гибели дерева.
- Как вы думаете, а какие животные должны обитать в тропических лесах? (варианты ответов)
- Они должны свободно перемещаться среди переплетения ветвей, уметь хорошо лазать по деревьям. И поэтому тропический лес- это царство обезьян. Многие из них никогда не спускаются на землю, живут на ветвях деревьев, находят здесь пропитание, там же у них появляются детеныши.
Так же тут обитают различные птицы.
И леопард- хищник, который ловко лазает по деревьям.
Саванна- это африканская степь. Лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Основная растительность саванны- различные травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев. Баобаб- дерево великан, растет в ширину, т. к. солнца ему предостаточно, но и рост у него тоже не маленький.
Т. к. в саванне много трав, то здесь водится большое количество травоядных животных- жирафов, антилоп, слонов и носорогов. Раз есть травоядные, то есть и хищники, которые на них охотятся,- львы, леопарды, гепарды. Так же там обитают самые большие птицы, которые не могут летать- страусы.
Пустыня- место, где кроме песка ничего нет. Ее называют царством песков. Очень мало дождей и много солнца.
Растения и животные есть.
Пустынное растение- верблюжья колючка. Посреди пустыни можно увидеть пальмы, сочные травы и цветы. Эти островки зелени называются оазисы и возникают только там, где есть вода, например небольшое озеро или из земли бьет источник.
Есть тут и насекомые- различные жуки, которые живут в основном в земле.
Есть тут и мелкие животные, которые питаются насекомыми,- суслики, мыши, тушканчики, ящерицы.
А так же кто охотится на этих мелких животных- пустынная лисица фенек, верблюд.
3. Физминутка
«Мартышки»
(дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
4. Рассказ о животных
*Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями-
Листьями деревьев.
Жирафы- самые высокие в мире (около 7 метров). Пятнистая окраска жирафов совершенно уникальна, расположение и величина пятен не повторяются. Обитают в саванне с достаточным количеством деревьев. Питаются листьями и молодыми ветками. Пьют широко расставив и согнув передние ноги. Живут стадами. Они мирно сосуществуют с зебрами, антилопами и страусами. Среди врагов- хищные кошки,- львы и леопарды. Защищаются только с помощью сильных ног и копыт. Спят всего 2 часа в сутки, но когда решаются прилечь очень долго устраиваются прикладывая голову на спину или заднюю ногу.
*Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
Слон. Есть два вида слонов. Африканский и индийский. Африканские больше чем индийские. Отличительная черта слонов- хобот. Он без костей, мускулистый хобот- это сросшиеся и сильно удлиненные верхняя губа и нос. С помощью хобота слоны питаются, пьют, осыпают себя пылью, обливаются. Кроме того, хобот может стать оружием. Еще мощным оружием и одновременно рабочим инструментом для слона являются бивни, которые растут всю жизнь. Ими слоны копают землю, подрезают древесную кору, крушат стволы, ломают толстые сучья. Именно из-за бивней слонов почти истребили, их в дикой природе осталось не так уж много.
Несмотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым, он является неутомимым ходоком, умеет довольно быстро и длительно бегать, отлично плавает. Хорошо развиты вкус и осязание, у них тонкий слух и отличное обоняние- слоны чувствуют опасные запахи за много миль, поэтому ни один охотник не может к ним приблизиться с наветренной стороны.
Питаются травой, ветками, корнями, плодами. Им требуется много еды и воды. Кожа слонов- толстая, морщинистая, в многочисленных складках. Требует постоянного ухода. Чтобы очистить ее, слоны используют пылевой душ, потом чешутся о стволы деревьев. А еще любят купаться и обливаться водой. Живут большими семейными группами по 10-20 голов, а иногда и несколько сотен. Семейную группу возглавляет взрослая, опытная слониха.
Здороваются пожимая друг другу хоботы. Живут до 60 лет.
Слон так же является рекордсменом среди животных в том, что он самое большое животное, живущее на суше. Весит как семь легковых автомобилей.
*Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет:
И рычит, как на распев –
Это храбрый, сильный
Лев- царь зверей. Легенда утверждает, что лев может не моргая смотреть на солнце, словно бросая ему вызов. Ведь его внешний вид как будто говорит о его царском происхождении. Взгляд словно устремлен куда- то вдаль. Плечи львов самцов украшены роскошной царской гривой. У львиц- самок гривы не бывает. А еще у львов кисточки из волос на конце хвоста. По величине и весу львы не самые большие из диких кошек. Живут львы семьями- прайдами. Во главе сильный и опытный лев. У каждого прайда собственные владения. В прайде есть несколько львиц и самые разновозрастные дети- львята и молодые львы. Днем отдыхают, на охоту выходят в сумерках. Охотятся обычно львицы, они более легкие и подвижные. Тактика охоты: одни из львов открыто подходит к добыче, даже предупреждает о себе рычанием, чтобы испугать добычу. Пока он пугает, отвлекая внимание, львицы таятся в засаде. Когда испуганные животные, убегая, приближаются к засаде, львицы бросаются на них, сбивают добычу с ног мощным ударом лапы и мгновенно впиваются в него. Но бывает и такое, что бросок заканчивается промахом. Промахнувшись, не преследует, а ждет новую добычу. Добыча- зебра и антилопа. Отличительная особенность львов- они никогда не убивают лишнюю добычу, добывают мяса столько, сколько смогут съесть.
Несмотря на «царское» звание, есть много животных, которых львы опасаются, признавая их силу. Например, носорогам, буйволам, бегемотам, слонам и крокодилам. Последние нападают на молодых львов, когда те приходят на водопой.
*По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного.
Верблюд- одно из самых удивительных животных пустыни. Верблюжьи караваны движутся по пескам, перевозя грузы и людей. При этом верблюды действительно не просят ни воды, ни пищи. Почему:
•Верблюжий горб (или горбы, в котором верблюд хранит запасы сала, при отсутствии пищи и воды под действием солнечных лучей сало растапливается, снабжая организм верблюда всеми необходимыми питательными веществами. А не удобнее было бы, если бы сало равномерным слоем распределялось бы под шкурой, тогда бы не пришлось таскать на спине тяжелый горб, но нет. Если бы сало располагалось по всему телу, верблюд погиб бы от перегрева, путешествуя в такой «шубе» из жира.
• Верблюжья шерсть очень плотная, она не позволяет испаряться влаге.
• На ногах у верблюда не копыта, а мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и позволяют верблюжьим ногам не проваливаться в песок. Мозоли есть у верблюда и на коленях, и даже на животе, так что он может спокойно лежать на горячем песке, отдыхая.
• Желудок верблюда приспособлен к перевариванию самой грубой пищи, например, тех же верблюжьи колючек или кактусов, которыми он может питаться в пустыне.
*Быстрее ветра мчится зверь —
Был здесь, а где же он теперь?
Мгновенно взяв отличный старт,
Уже у финиша.
Гепарды- это самые быстрые представители семейства кошачьих. У гепарда- единственного из всех кошек когти не втягиваются в подушечки пальцев. Мех светлый, желтовато- серый с темными пятнами. У самца есть небольшая грива. Тактика охоты: с какого- то возвышенного места или из-за густых кустов гепард высматривает добычу. Затем осторожно подползает к добыче, припадая к земле и сливаясь с местностью. Когда до цели остается 100-200м, гепард кидается в погоню, сразу же развивая очень высокую скорость. Догнав добычу бьет ее передними лапами, чтобы свалить с ног, и тут же убивает с помощью острых клыков. Но охота не всегда оканчивается удачно. Поэтому он отдыхает возвращается на наблюдательное место и ждет следующую добычу. Обитает на открытых просторах саванн. Основная добыча- антилопа и газель. По отношению к человеку довольно дружелюбен, не нападает на него.
*В Африке, далекой и обширной,
Где кругом болота, реки, ил,
Плавает зеленый и зубастый
Кто же, отгадайте?.
Крокодилы- длина достигает 4 и более метров. Охотится крокодил и в воде, и на суше. Он полностью погружается в воду, так, что над поверхностью видны только надбровные дуги. Он незаметно подбирается к водоплавающим птицам или к животным, пришедшим на водопой, делает стремительный бросок и хватает жертву острыми, загнутыми внутрь зубами. Зубы у крокодила недостаточно крепкие для того, чтобы жевать сырое мясо. Он обычно топит свою жертву, прячет ее под какой – нибудь корягой на дне и ждет, когда мясо протухнет и размякнет. Крокодилы- яйцекладущие животные, зарывают их в теплый песок или жидкую глину недалеко от воды.
*Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это?.
Носороги- существуют пять видов носорогов: два африканских и три азиатских. Азиатские носороги в отличии от африканских имеют только один рог на носу. Африканский- белый и черный. Самое крупное после слонов наземное млекопитающее. Рог- это твердый нарост на носу, из-за него носороги подвергаются безжалостному истреблению. Носорог пользуется своим рогом как оружием, так и для выкапывания ям, в которых он с удовольствием валяется в грязи. Живут или по одиночке или небольшими группами. Несмотря на размеры и вес, быстрое и проворное животное. Слабое зрение, но очень хорошо развиты обоняние и слух. Питаются травой, ветками кустарников, иногда опустошают обработанные поля.
У взрослого носорога, кроме человека, нет врагов. Крупные хищники не нападают на него, так как кожа толстая и практически непроницаемая для острых когтей. А вот молодняк в опасности и враги- хищники.
*Этот зверь похож на волка,
Только мордочка острей,
Жутко воет и кричит он –
Голосистый …
Шакалы- очень осторожные и умные животные. Они следуют за львами и другими более крупными хищниками на почтительном расстоянии и питаются остатками их добычи. Любят селиться вблизи населенных пунктов и ночью посещают свалки, ищут отбросы по обочинам дорог. Нередко навещают птичники в близлежащих деревнях. Охотятся на мелких животных, если уверены, что справятся с ними. Обнаружив добычу, неслышно подкрадывается к ней и ловко хватают.
Выходя на охоту с наступлением темноты, шакалы совершают определенный ритуал- они воют, оповещая своих собратьев.
*В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный
Бегемот (Гиппопотам) Могут достигать 5м в длину и весить око 3 тонн. Обитают в мелководных реках, прозрачных озерах и на песчаных отмелях. Весь день проводят в воде, нередко погружаясь в нее по самые ноздри, иногда полностью и остаются там до 6 минут. Вечером, на закате, когда жара спадает, бегемоты выходят на берег, чтобы поесть травы. Живут бегемоты стадами по 10-40 особей (несколько взрослых самцов, остальные- самки с детенышами и молодняк). Вообще они очень миролюбивы, но при необходимости могут защитить себя и свое потомство. Благодаря размерам и очень толстой коже, а еще громадные клыки нижней челюсти, которые достигают длины 50-60 см, и или могут наносить серьезные раны.
*Этот шустренький зверек
Называется…
Фенек или пустынная лисица- очень забавна и осторожна. Днем спит в своей норе. Норы роют глубокие и разветвленные. А ночью, когда становится прохладнее, она охотится на насекомых, мышей, которых находит благодаря своему чрезвычайно тонкому слуху. Отличительная черта- большие уши, кровеносные сосуды, которыми снабжены уши, позволяют лисице выделять тепло, не теряя при этом влаги. Подушечки лап пустынной лисицы покрыты густой шерстью- это спасает их от раскаленного песка.
Воспитанием потомства занимается молодая лисичка- воспитательница. Учит лисят различать ядовитых насекомых, отыскивать съедобные лисички под камнями, спасаться от змей. Родители в это время охотятся, обеспечивая потомство пропитанием.
5. Игра «Назови семью».
Лев- львица-львенок
Слон- слониха-слоненок
Бегемот- бегемотиха-бегемотик
Крокодил-крокодилиха-крокодильчик
Жираф-жирафа-жирафенок
Страус- страусиха-страусенок
Черепаха- черепашонок
Зебра- жеребенок
Гепард- котенок
6. Игра «Подбери признак»
- Слон какой?
Огромный, могучий, здоровенный, гигантский, сильный, большой, большеухий, длинноносый, спокойный, выносливый, травоядный.
- Зебра какая?
Черно- белая, быстрая, ловкая, красивая, гривастая, короткошерстная, травоядная.
- Бегемот какой?
Большой, толстый, коротконогий, малоподвижный, ленивый, большеголовый, травоядный.
- Жираф какой?
Высокий, пятнистый, длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный.
- Лев какой?
Сильный, большегривый, злой, ленивый, грозный, хищный.
Воспитатель: Молодцы! Но наша Любознашка не совсем поняла кто такие травоядные и почему лев хищник?
Травоядные –это те животные, которые питаются только растениями.
Хищные- это те животные, которые питаются мясом, т. е. другими животными.
7. Итог занятия.
- Что мы с вами узнали про Африкку?
- О ком говорили сегодня на занятии?
- Ребята спасибо вам за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Животные жарких стран»
Мероприятие спланировано в форме путешествия в ходе которого ребята выполняя задания решают не только познавательные, но и нравственно- этические задачи. Данная форма планирования занятия может быть и...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в страну облаков»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема:«Путешествие в страну облаков»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов»....
Конспект НОД в подготовительной группе Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Животные Крайнего Севера»
Цель: Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации, об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с животными, занесенными в Красную к...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в страну «Дорожных знаков»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»155252, Ивановская область, г.Родники, мкр.60 лет Октября, 11Тел.: 8(4...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».
Воспитатель: Горемыкина И.А. Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов».Автор: Горемыкина И.А.Цель: углубление знаний детей о диких животн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».
- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить и активизировать...