Конспект НОД в подготовительной группе Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Животные Крайнего Севера»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации, об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhivotnye_severa.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: «Животные Крайнего Севера»
Цель: Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации, об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Задачи:
Расширить и углубить представление детей о животных Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень;
развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
воспитывать бережное отношение к животным и природе,
Материал: компьютер, интерактивная доска, презентация
Ход НОД
1.Введение игрового момента.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
Сегодня мы отправимся с вами туда,
Где царит царство холода, снега и льда!
В.: Путь предстоит не ближний!
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.
Ребята, а мы где живем?
Дети: в Подмосковье
В.: Давайте найдем на карте нашу столицу.
Дети показывают.
В.: Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?
Дети показывают Арктику на карте.
В.: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север на самолёте
Дети встают в круг, закрывают глаза, открывают и оказываются в центре Арктики (кругом льдины, картинки с животными).
В.: Ну, вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?
Ответы детей
Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам южанам очень холодно.
Давайте погреемся.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
В.: Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые…. (медведи)
(картинка белого медведя)
Дети: белый медведь!
В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: шуба его белая и снег белый.
В.: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!
Как вы думаете, почему?
Дети: У него теплая шуба.
В.: Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
Чем питается белый медведь?
Ответы детей.
В.: Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.
Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
В.: Дальше будем передвигаться на лыжах.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
В.: А вот животное, которое питается рыбой.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень)
Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?
Ответы детей.
В.: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.
В.: Двигаемся дальше!
В.: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.
Он вездеход, он пароход
И к тому же самолет!
Везде проедет, везде пройдет —
В любую погоду дорогу найдет!
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Физкультминутка (с имитацией движений)
"Полярное небо ночи темней,
Струйками пар из оленьих ноздрей дети скрещивают, руки над головой,
Хэй-хэй-хэй, высоко поднимают ноги, согнутые в коленях
Свистят по дороге полозья саней, имитируют скольжение саней по кругу
Поземка скользит и струится по ней.
Хэй-хэй-хэй,
И ветер с веселою песней моей бег врассыпную под музыку
Летит над просторами
Снежных полей.
Хэй-хэй-хэй.
Летит за оленями песня — мой друг, повторение первого движения
И стадо само собирается в круг.
Хэй-хэй-хэй,
В.: Да, дети, это благородные олени, они помогли нам добраться до детского сада. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.
В.: Ребята, посмотрите (рассматривают северное сияние), что за чудо, что за диво – небо так горит красиво!
Северное сияние
Словно занавес цветной
В небесах мерцает.
Над пустыней ледяной
Небо расцветает!
Кажется, взлетит сейчас
Занавес высоко,
И откроется для нас
Край земли далекой.
Там, среди отвесных скал,
В синеве безбрежной
Ледяной нарядный зал
Королевы Снежной.
Светится ее венец –
Блещут самоцветы!
Музыка звучит.
Дворец залит ярким светом.
Как ковры лежат снега
С ледяной каемкой,
Вьется лентою пурга,
Кружится поземка.
И танцуют, вставши в ряд,
Хрупкие снежинки,
И тихонько в такт звенят
Голубые льдинки.
Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном краю мы не можем наблюдать Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.
А наше путешествие подошло к концу.
Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по окружающему миру. Тема: "Овощи"
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Овощи"...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"
в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные крайнего севера». (открытое городское занятие)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 1...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Животные Крайнего Севера"
Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера....
Презентация к конспекту образовательно деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные крайнего Севера"
Непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия в Арктику. Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность дете...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
методическая разработка проводится с использованием мультимедийного оборудования...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».
- закрепить представления о природных и погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить и активизировать...