«СЕМЬЯ И РОДНОЙ ДОМ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ НА ТЕМУ:
«СЕМЬЯ И РОДНОЙ ДОМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
СОСТАВИЛА:
ПОНОМАРЧУК Н.М.
ВОСПИТАТЕЛЬ
МКДОУ №22
Г. АША
ЦЕЛЬ:
Показать значение семьи в жизни человека.
ЗАДАЧИ:
- Расширять представления детей о своей семье и об их роли в ней (родственные связи, обязанности, интересы);
- Учить составлять рассказ о членах семьи по плану (вопросам воспитателя);
- Развивать связанную речь, память, логическое мышление;
- Способствовать формированию заботливого отношения к своим близким;
- Воспитывать любовь к своей семье.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Активизировать речь детей словами: семья, родственники, внук, внучка, внешность.
МАТЕРИАЛ:
Фотографии членов семьи у каждого ребенка, репродукция картины Ю. Кугач «Семья», мяч для игры
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий на тему «Семья»;
- Организация сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Дом», «Дочки матери», «День Рождение»;
- Разучивание стихотворений Я. Аким «Моя родня», Е. Гомонов «Моя семья»
-Чтение художественной литературы: А. Барто «Две сестры глядят на братца», Е. Серова «Папа дома», «Стирка», Л. Толстой «Сыновья», В. Осеева «Волшебное слово», С. Михалков «А что у вас?», Б. Житков «Как я ловил человечков», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»;
- Просмотр мультфильмов: «Золушка», «Красная шапочка», «Серебряное корытце»;
ХОД НОД:
Организационный момент.
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукцию картины Ю. Кугача «Семья». Ребята кого вы видите на картине? (Ответы детей: маму, папу, бабушку, сестру, брата). Как всех этих людей можно назвать одним словом? (Ответы детей: семья).
БЕСЕДА О СЕМЬЕ:
Воспитатель предлагает послушать стихотворение М. Шварца «Семья»:
Семья – словечко странное
Хотя не иностранное
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем
Ну «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается
Семь человек, семья!
Сегодня, ребята, мы поговорим о ваших семьях. Семьи бывают разными: маленькими, в которых живут, например, мама с дочкой, или бабушка, мама и сын, большими, в которых много детей, такие семьи называются многодетными. А у вас какая семья? (Дети называют)
Не важно, какая семья маленькая или большая, главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семью почитали еще с давних времен, об этом народ сложил много пословиц. Какие пословицы о семье вы знаете? (Дети называют заранее изученные пословицы)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Кто живет ладно у того все складно.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
При солнышке тепло, при матери добро.
Для внука дедушка-ум, для дедушки внук-дело.
Молодцы ребята, вы знаете много пословиц о семье. Дети, каждый член семьи связан с другими особыми родственными отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки… Давайте поговорим о каждом из них. Самым главным в семье считается отец – ваш папа. Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение О. Чусовитиной «Самый лучший».
Может он в футбол играть,
Может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может вымыть даже чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Для меня всегда герой-
Самый лучший папа мой.
Ребята, расскажите о своем папе по плану
Как зовут вашего папу?
Опишите его внешность: Какого цвета у него волосы, глаза?
Какого он роста? Кем работает ваш папа? Чем занимается в свободное время? (отвечают 2-3 ребёнка),
Послушайте, ребята, о следующем члене семьи.
На свете добрых слов живёт не мало
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово мама
И нет на свете слов, дороже, чем оно!
У наших мам самые добрые, ласковые и умелые руки
Мама пожалеет, приголубит и в трудную минуту всегда придет на помощь.
Возьмите фотографию мамы и расскажите нам о ней. (заслушивают двух, трех детей, воспитатель благодарит детей за рассказы).
Проводится разминка
Кто живет у нас в квартире?
(шагают на месте)
Раз, два, три, четыре
(хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять
(прыгают на месте)
Всех могу пересчитать:
(шагают на месте)
Папа, мама, брат, сестренка,
(хлопают в ладоши)
Дед, бабуля, два котенка
(наклоны влево – вправо)
Очень всех люблю их я
(прыжки на месте)
Вот и вся моя семья
(хлопают в ладоши)
Ребята, отгадайте загадку
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье,
Кто дом по утру прибирает,
Обед приготовит нам кто?
(бабушка)
Расскажите о ваших бабушках (рассказывают 2, 3 ребенка)
Дети, вы сегодня очень много теплых слов сказали о бабушках, а кто хочет рассказать про своего дедушку? (рассказывают 2, 3 ребенка) Очень интересные рассказы у вас получились.
А сейчас поиграем в игру «Кто ты»
(проводится игра с мячом)
Ребята, бабушки и дедушки прожили долгую жизнь, много испытаний они выдержали.
К их советам надо внимательно прислушиваться, почаще навещать их, оказывать помощь. Сейчас поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я буду рассказывать о поведении ребят в различных ситуациях, а вы оцените их поступки словами «хорошо» или «плохо».
Саша помог бабушке вымыть посуду.
Юля убрала за собой игрушки.
Коля толкнул в грязь свою младшую сестренку.
Таня заботилась о бабушке, которая заболела.
Вова подрался с братом.
Ваня помог сложить папе дрова.
Маша поздравила дедушку с днем рождения.
Сережа разбил любимую дедушкину чашку.
Оксана помогла бабушке стряпать пирог.
Молодцы, ребята, вы были внимательны и правильно оценили поступки детей. А как вы помогаете своим родным дома? Какие добрые дела совершаете, чем можете порадовать своих близких? (Заслушиваются рассказы 2, 3 детей)
Ребята, как хорошо, что у вас всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Моя семья - мои родные люди"
Актуальность проблемы, выбранной для разработки и реализации проекта «Моя семья – родные люди» с детьми младшего дошкольного возраста и их семьями состоит в следующем: в условиях, когда большинст...
Проект "Моя семья - мои родные люди"
Актуальность проблемы, выбранной для разработки и реализации проекта «Моя семья – родные люди» с детьми младшего дошкольного возраста и их семьями состоит в следующем: в условиях, когда большинст...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Творческий проект «Береги свою семью, почитай родню свою»
Цель проекта: расширить представление у детей о семье, ее традициях и ценностях через изучение казачьих традиций Донских казаков, посредством организации разных видов деятельности, создания услов...
Открытый просмотр занятия на тему: "Моя семья" на (родном) калмыцком языке
Занятие на родном языке на тему "Моя семья". Закрепление пройденного материала....
Презентация к проекту "Моя семья, моя родня"
Презентация к проекту...
Проект "Моя семья, моя родня!"
Проект "Моя семья, моя родня"...